Адм. дело № 2а-6276/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(Извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
12 августа 2019 года Санкт-Петербург
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего в судебном заседании судьи Емельяненко Е. А.,
с участием: секретаря судебного заседания Пининой К. Д.; прокурора Алексеева Д. Д.; административного истца П. А. М., также действующего в лице представителя К. И. И., наделенного полномочиями в порядке части 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21, в лице председателя этой комиссии Г. О. В., а также представителя по доверенности К. С. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску П. А. М. о защите избирательных прав,
установил:
П. А. М. (далее также (административный) истец) обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором потребовал признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 от 16.07.2019 № 2019/15-1 "О регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва по избирательному округу № 58 Б. К. И." (далее также заинтересованное лицо), указав в обоснование этих требований следующее.
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 от 18.06.2019 № 11 "О назначении выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва" такие выборы назначены на 8.09.2019.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 22 "Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 21" (принят решением Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ N 21 Санкт-Петербурга от 08.02.2011 N 4) (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 02.03.2011 N RU781770002011001) решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 (далее также (административный) ответчик, избирательная комиссия (муниципального образования (№ 21), ИКМО), решением которой от 20.06.2019 № 2019/03-7 на которую возложены полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных округов (в том числе № 58) по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва.
Решением избирательной комиссии муниципального образования от 18.07.2019 № 2019/17-1 кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу № 58 зарегистрирован П. А. М., в связи с чем (обретением такого статуса) у него имеется право оспаривать решения избирательной комиссии (равно требовать его отмены) о регистрации других кандидатов в депутаты по многомандатному избирательному округу № 58, а также требовать отмены их регистрации (безотносительно к вопросу законности решения избирательной комиссии о такой регистрации) (см. статьи 239 (части 10, 11) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), 75 (пункт 5), 76 (пункты 6, 7) Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Оспариваемое решение административный истец, после уточнения в порядке статьи 46 КАС РФ оснований иска, находит незаконным по основаниям подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (равно подпункта "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014)), а именно: в представленных в избирательную комиссию подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения заинтересованного лица кандидатом по указанному многомандатному избирательному округу отсутствуют предусмотренные формой (обязательные) сведения о лице, осуществившем сбор этих подписей избирателей, а именно: дата его рождения.
Прокурор в заключении по существу настоящего дела нашел исковые требования рассматриваемого иска подлежащими удовлетворению, усмотрев подтвержденным в рамках дела доказательствами факт нарушения подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (равно подпункта "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46) при представлении в избирательную комиссию вышеуказанных подписных листов.
В судебном заседании по разбирательству названного спора сторона административного истца настаивала на удовлетворении требований рассматриваемого иска по изложенным основаниям.
Представители административного ответчика (избирательная комиссия муниципального образования) в указанном заседании возражали против удовлетворения требований рассматриваемого административного искового заявления, полагая оспариваемое решение правильным.
Заинтересованное лицо, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания по разбирательству настоящего дела, в это заседание не прибыло и явку своего представителя в него не обеспечило; возражения по существу рассматриваемого спора заинтересованным лицом представлены не были; явка этого участника в указанное заседание обязательной судом признана не была. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь статьями 150, 243 (часть 3) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие названного участника.
Во исполнение требований части 1 статьи 243 КАС РФ о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения избирательной комиссии муниципального образования в вышестоящую избирательную комиссию (Санкт-Петербургская избирательная комиссия (Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 6; факс 570-1777) судом направлена информация.
Заслушав явившихся в заседание суда лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, исследовав непосредственно и оценив в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Право защиты избирательных прав в судебном порядке предусмотрено статьей 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Частью 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации нерушимо установлено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 1, главой 24 КАС РФ данное дело рассмотрено и разрешено по правилам этого кодекса.
Одним из аспектов разбирательства в порядке административного судопроизводства является обязательная проверка соблюдения срока подачи в суд рассматриваемого административного искового заявления, даже если никто из участвующих в деле лиц не указывал на пропуск такого срока и не требовал проверки его соблюдения.
Согласно части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Оспориваемое решение принято 16.07.2019; рассматриваемое административное исковое заявление сдано в организацию почтовой связи для доставки в суд 26.07.2019 (о чем свидетельствует оттиск штемпеля этой организации в описи вложения в конверт, в котором это заявление было доставлено в судебный орган).
Следовательно, рассматриваемы срок (для обращения в суд) не следует считать пропущенным, соответственно, отказ в удовлетворении иска по правилам части 2 статьи 244 КАС РФ без исследования аспектов дела, кроме относящихся к факту пропуска названных сроков, невозможен.
Всесторонне и полное исследование обстоятельств настоящего дела позволило суду прийти к следующим выводам.
Статьями 3 (части 1 - 3), 32 (части 1, 2) Конституции Российской Федерации нерушимо установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
В силу статьи 1 (пункты 1 - 3, 6) названного закона, этим законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Этот закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат данному закону, применяются нормы Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (см. также пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии со статьями 32 (пункты 1, 2), 34 (пункт 1), 37 (пункты 1, 8) Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (аналогичная норма закреплена в пункте 8 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46) каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (аналогичная норма закреплена подпунктом "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46) недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума указаны в подписном листе не в полном объеме, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Представленные суду для обозрения подписные листы, представленные заинтересованным лицом в избирательную комиссию в поддержку своего выдвижения (согласно протоколу проверки избирательной комиссии, в количестве 3 листов), не содержат собственноручного указания даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, что прямо противоречит вышеуказанным нормам о собственноручном способе внесения сведений о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, равно (согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (подпункту "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46) является основанием для признания недействительными всех подписей в соответствующем подписном листе (листах).
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (см. также пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Таким образом, оспариваемое в рамках настоящего дела решение избирательной комиссии о регистрации заинтересованного лица кандидатом в депутаты принято вразрез с требованиями закона (и по смыслу статей 75 (пункт 5), 76 (пункт 6) Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ может быть отменено судом, вместе с тем, учитывая время вступления в действие данного нормативного акта и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как более позднего, суд руководствуется частью 1 статьи 244 этого кодекса: суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу).
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит достаточным способом восстановления правового баланса в рамках настоящего дела собственно постановление резолюции о признании оспариваемого решения незаконным как полностью его устраняющий из правовой реальности; притом, суд находит излишним указание на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, поскольку такая судебная резолюция не предполагает дополнительных действий по ее исполнению.
Вещественные доказательства к делу не приобщались, меры предварительной защиты оспариваемых прав равно гражданский иск в рамках дела не принимались; иные сведения, обязательные к изложению в решении суда в силу закона, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 46 (части 1, 2), 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации, 1 - 3, 9, главами 15, 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить вышеуказанный административный иск, а именно: признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 от 16.07.2019 № 2019/15-1 "О регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва по избирательному округу № 58 Б. К. И.".
В соответствии с частью 3 статьи 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья: Е. А. Емельяненко
Решение суда в окончательной форме принято 14.08.2019