ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6283/19 от 02.01.2019 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-573/2020 (№ 2а-6283/19)

25RS0002-01-2019-008228-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2020 года город Владивосток,

ул. Адмирала ФИО1, д.23А

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Поздеевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании решения незаконным, возложение обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании незаконным решение от дата. об отказе в предоставлении ФИО2 земельного участка в аренду по адресу: <адрес>, площадью 40 кв.м, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, цель предоставления: для строительства гаража.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что на основании справки серия ФИО2 является инвалидом, проживает по адресу: <адрес>. На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, статьи 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дата ФИО2 было направлено обращение в Управление муниципальной собственности г. Владивостока о предоставлении в аренду на срок 10 лет приблизительной площадью 40 кв.м, адрес (местоположение) участка: <адрес>, в районе <адрес>, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, цель предоставления: для строительства гаража. В обращении было указано, что в случае невозможности утверждения данной схемы расположения в заданных границах ФИО2 согласен на утверждение иного варианта схемы расположения и предварительном согласовании земельного участка в районе места своего проживания. дата Управлением муниципальной собственности г. Владивостока принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду по причине того, что участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами и по утвержденной схеме образован быть не может. ФИО4 считает отказ незаконным и необоснованным, нарушающим право истца на получение земельного участка, предусмотренное требованиями Земельного кодекса РФ. В оспариваемом решении органа государственной власти не указаны реквизиты утвержденных проектов планировки территории и проектов межевания территории, в связи с чем, полагает данные доводы надуманными и необоснованными.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО3 требования административного искового заявления подержал в полном объеме.

Административный ответчик – представитель Управлению муниципальной собственности г. Владивостока по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что планируемый к образованию земельный участок с кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес>, расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. дата администрацией г. Владивостока издано постановление «О подготовке документации по планировке территории в части разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории в районе <адрес> в <адрес>». В границы вышеуказанной территории вошел земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, испрашиваемый административным истцом. Просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно материалам дела, на основании справки серия ФИО2 является инвалидом, проживает по адресу: <адрес>.

дата ФИО2, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, статьи 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обратился с заявлением в Управление муниципальной собственности <адрес> о предоставлении в аренду на срок 10 лет приблизительной площадью 40 кв.м, адрес (местоположение) участка: <адрес>, в районе <адрес>, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, цель предоставления: для строительства гаража.

К заявлению ФИО2 были приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и документы, подтверждающие первоочередное право на получение ФИО2 земельного участка.

В обращении ФИО2 указал, что в случае невозможности утверждения данной схемы расположения в заданных границах ФИО2 согласен на утверждение иного варианта схемы расположения и предварительном согласовании земельного участка в районе места своего проживания.

дата за исх. Управлением муниципальной собственности г. Владивостока сообщено ФИО2 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду на срок 10 лет приблизительной площадью 40 кв.м, адрес (местоположение) участка: <адрес>, в районе <адрес>, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, цель предоставления: для строительства гаража. Основанием к отказу явилось то, что земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с частью 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 39.17 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Согласно подпункту 35 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Виды элементов планировочной структуры определены Приказом Минстроя России от дата

Согласно материалам дела, в соответствии с Правилами землепользования застройки города Владивостока, испрашиваемый административным истцом земельный участок располагается в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).

Обслуживание автотранспорта относятся к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предполагает размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных.

В обосновании своей позиции административный ответчик сослался на то, что дата администрацией г. Владивостока издано постановление «О подготовке документации по планировке территории в части разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории в районе <адрес> в <адрес>».

Вместе с тем, проект не утвержден, элементы планировочной структуры территории в районе <адрес> в <адрес>», в границы которой вошел земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, испрашиваемый административным истцом, не установлены.

Таким образом, суду не представлено доказательств, подтверждающих наличие в настоящее время утверждённого проекта планировки и межевания территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, в связи с чем установить фактическое использование земельного участка для использования и застройки в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не представляется возможным.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что ФИО2, обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, указал в заявлении, что в случае невозможности утверждения данной схемы расположения в заданных границах ФИО2 согласен на утверждение иного варианта схемы расположения и предварительном согласовании.

По смыслу пункта 12 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

Сведений о том, что Управление муниципальной собственности г. Владивостока, установив обстоятельства, препятствующие предварительному согласованию предоставления ФИО2 испрашиваемого земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предложило ФИО2 рассмотреть иной вариант Схемы земельного участка, в оспариваемом ответе не представлено.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока нарушает права и законные интересы административного истца на получение земельного участка в аренду.

В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Такие обстоятельства судом установлены.

Таким образом, имеются основания для удовлетворения заявленных требований и восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца ФИО2 путем возложения на Управление муниципальной собственности г. Владивостока обязанности повторно рассмотреть заявления ФИО2 от дата

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании решения незаконным, возложение обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока от дата об отказе в предоставлении ФИО2 в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 40 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, цель предоставления: для строительства гаража.

Обязать Управление муниципальной собственности г. Владивостока устранить допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления ФИО2 от дата

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 30.01.2020г.

Судья Н.А.Буланова