Дело № 2а-628/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 марта 2019 года с. Долгодеревенское Сосновский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Гладких Е.В. при секретаре Вадзинска К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным действий по вынесению постановления, отмене постановления, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратились в суд с административным иском к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просит: признать незаконными действия администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, выраженные в издании постановления от 17 сентября 2018 № об отмене постановления Сосновского муниципального района Челябинской области № от 19 июня 2018 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане; обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области отменить постановление администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 17 сентября 2018 №; восстановить срок для подачи настоящего административного иска. В качестве основания административного иска указала, что решением Сосновского районного суда Челябинской области от 01 ноября 2018 удовлетворен административный иск ФИО1 к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области), признан незаконным отказ ФИО1 в перераспределении земельного участка с кадастровым №, выраженный в письме КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области от 05 сентября 2018, суд обязал комитет повторно рассмотреть заявление ФИО1 в перераспределении земельного участка с кадастровым № в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. 06 января 2019 представителем административного истца получено письмо от 27 декабря 2018, в котором содержался повторный отказ КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области в перераспределении земельного участка с кадастровым №. Из данного письма стало известно, что постановление № от 19 июня 2018 об утверждении схемы расположения указанного земельного участка отменено постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 17 сентября 2018 №, поскольку при утверждении схемы земельного участка в границах вновь образуемого земельного участка находятся забор и сооружении, принадлежащие другому лицу. Считает постановление от 17 сентября 2018 незаконным и необоснованным, поскольку Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена отмена постановления об утверждении схемы земельного участка. До настоящего времени указанное постановление не получено административным истцом, в связи с чем срок на обжалование постановления пропущен по уважительной причине. Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть без его участия. Представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержал. Представитель административного ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в судебном заседании административный иск не признала. Представитель заинтересованного лица КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области в судебном заседании административный иск не поддержал. Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании возразила относительно удовлетворения административного иска, представила письменные возражения. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска. В силу п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно положениям ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков. Согласно п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2). Из материалов дела суд установил, что 03 июля 2018 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым № по АДРЕС общей площадью 1655 кв.м на основании постановления Сосновского муниципального района Челябинской области от 19 июня 2018 № об утверждении схемы земельного участка. Указанный участок образован в результате перераспределения земельного участка с кадастровым № общей площадью 1500 кв.м, принадлежащего ФИО1 на праве собственности. 10 июля 2018 ФИО1 обращалась в КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым №. Письмом КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области от 05 сентября 2018 ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о перераспределении земельного участка с кадастровым №. Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 01 ноября 2018, вступившим в законную силу 06 декабря 2018, удовлетворен административный иск ФИО1, признан незаконным отказ КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской от 05 сентября 2018, суд обязал КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской повторно рассмотреть заявление ФИО1 о перераспределении земельного участка. ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым №. Указанный участок фактически граничит с земельным участком с кадастровым номером ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым №. Постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 04 июля 2018 № утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 1720 кв.м, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым № площадью 1650 кв.м. Как установлено из пояснений представителя КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области подготовлен проект постановления администрации Сосновского муниципального района Челябинской области об отмене постановления от 04 июля 2018 №. По обращению ФИО3 от 29 мая 2018 по факту самовольного занятии ФИО1 проезда, Управлением Росреестра по Челябинской области проведена выездная проверка соблюдения ФИО1 земельного законодательства на земельном участке с кадастровым №. В ходе проверки установлено, что часть земельного участка площадью 98 кв.м размещена за границами земельного участка с кадастровым №, что является нарушением ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации. 21 декабря 2018 ФИО1 выставлено предписание об устранении допущенного нарушения, выразившегося в использовании земельного участка площадью 98 кв.м, расположенного за границами земельного участка с кадастровым №, в срок до 06 июня 2019. В отношении ФИО3 Управлением Росреестра по Челябинской области также проведена выездная проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым №. В ходе проверки установлено, что часть земельного участка площадью 87 кв.м размещена за границами земельного участка с кадастровым №, что является нарушением ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации. 23 ноября 2018 ФИО3 выставлено предписание об устранении допущенного нарушения, выразившегося в использовании земельного участка площадью 87 кв.м, расположенного за границами земельного участка с кадастровым №, в срок до 14 мая 2019. Согласно письму администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 04 сентября 2018 в ходе рассмотрения обращения ФИО3 выявлено, что при утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым №, образованного в порядке перераспределения по заявлению ФИО1, допущено нарушение и в целях самоконтроля постановление администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 19 июня 2018 № об утверждении схемы расположения земельного участка будет отменено. 27 декабря 2018 заявление ФИО1 повторно рассмотрено, письмом КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской от 27 декабря 2018 № ФИО1 повторно отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым № на основании пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. В указанном письме также сообщено, что постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 17 сентября 2018 № вышеуказанное постановление от 19 июня 2018 отменено, поскольку при утверждении схемы земельного участка в границах вновь образуемого земельного участка находится забор и сооружения, принадлежащие иному лицу. Как следует из постановления Сосновского муниципального района Челябинской области от 17 сентября 2018 № и пояснений представителя администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в судебном заседании, указанное постановление вынесено в порядке самоконтроля на основании Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Доводы административного истца о том, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена отмена постановления об утверждении схемы земельного участка, необоснованным по следующим основаниям. В силу п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-Ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации). В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 № 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными. На основании изложенного орган местного самоуправления в порядке самоконтроля может отменить принятый (изданный) им ранее муниципальный правовой акт. Кроме того, суд учитывает, что принятое в порядке самоконтроля постановление администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № от 17 сентября 2018 права административного истца не нарушает, правоустанавливающим документом не является, на право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым № не влияет. По сути, между ФИО3 и ФИО1 усматривается спор о границах, в том числе земельного участка, на котором ранее располагался проход между участками. В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием. В связи с тем, что совокупность вышеуказанных оснований судом в ходе рассмотрения дела не установлена, административный иск удовлетворению не подлежит. В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Учитывая, что копия оспариваемого постановления администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № от 17 сентября 2018 в адрес ФИО1 не направлялась, о данном постановлении административному истцу стало известно из письма КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области от 27 декабря 2018, административный иск поступил в суд 09 января 2019, суд приходит к выводу, что срок на подачу настоящего административного иска ФИО1 не пропущен. Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований административного иска ФИО1 к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным действий по вынесению постановления № от 17 сентября 2018 об отмене постановления администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № от 19 июня 2018, обязании отменить постановление № от 17 сентября 2018 отказать полностью. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: |