ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-628/20 от 16.09.2020 Судогодского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-628/2020

УИД 33RS0018-01-2020-001027-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2020 года город Судогда

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Куприянова А.В.,

при секретаре Барышниковой О.С.,

с участием административного истца помощника прокурора Судогодского района Владимирской области Устюковой О.С.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области на основании доверенности Ивановой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Судогодского района Владимирской области к администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности разместить на Едином портале государственных услуг сведения о предоставлении определенного перечня муниципальных услуг, разработать план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме;

у с т а н о в и л:

28.08.2020 прокурор Судогодского района Владимирской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст.35 КАС РФ обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений от 16.09.2020) к администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу разместить на Едином портале государственных услуг сведения о предоставлении муниципальных услуг: «Рассмотрение обращений граждан»; «Предоставление муниципального имущества в пользование»; «Предоставление информации о муниципальном имуществе»; «Приватизация муниципального имущества»; «Обеспечение приватизации (деприватизации) жилого фонда»; «Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории муниципального образования»; «Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; «Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»; «Признание жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий»; «Организация деятельности клубных формирований, любительских объединений по различным направлениям»; «Организация проведения спортивно-массовых мероприятий»; «Присвоение наименований улицам, нумерации объектам недвижимости»; «Формирование архивных фондов муниципального образования «Муромцевское сельское поселение»; «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, в безвозмездное пользование»; «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование»; разработать план-график перехода на предоставление указанных муниципальных услуг в электронной форме; признать предшествующее бездействие незаконным.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района выявлены нарушения в сфере соблюдения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг: администрацией муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района ведется реестр муниципальных услуг, в который включено 16 вышеперечисленных муниципальных услуги. По сведениям Единого портала государственных услуг (www.gosuslugi.ru), на данном интернет-ресурсе сведения о предоставлении администрацией муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района муниципальных услуг не размещены; указанные муниципальные услуги не предоставляются в электронной форме.

При этом, в нарушение требований ч.4 ст.29 Федерального закона от 27.06.2010 № 210-ФЗ органом местного самоуправления план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не разработан; что явилось основанием обращения прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Судогодского района Устюкова О.С. поддержала административные требования и настаивала на их удовлетворении по вышеуказанным доводам.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района на основании доверенности Иванова Е.С. административные требования прокурора признала полностью, представив суду соответствующее письменное заявление; просила увеличить срок исполнения требований прокурора до 01 года, ссылаясь на значительную трудоемкость работ, связанных с оказанием гражданам муниципальных услуг в электронной форме.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно- распорядительные полномочия.

В силу требований пунктов 1 и 2 ст.2 Закона муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ одним из основных принципов организации предоставления этих услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Пунктом 3 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено право заявителя на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, а пунктом 2 статьи 6 этого Закона установлена обязанность органа, предоставляющего муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Пунктом 2 ч.1 ст.10 Закона установлено, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время сведения о муниципальных услугах, представляемых на территории Владимирской области, размещаются на едином портале государственных и муниципальных услуг «Госуслуги.ру»

Частями 3 и 4 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях ведения соответственно реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации и реестра муниципальных услуг в электронной форме вправе создавать региональные информационные системы и муниципальные информационные системы.

При создании региональных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных услуг субъектов Российской Федерации и реестров муниципальных услуг, должна быть предусмотрена возможность их интеграции с федеральной государственной информационной системой.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 20.03.2012 № 276 «О государственных информационных системах Владимирской области, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждено Положение о государственной информационной системе «Реестр государственных и муниципальных услуг Владимирской области» (далее - Положение), а также Правила ведения государственной информационной системы «Реестр государственных и муниципальных услуг Владимирской области» (далее - Правила).

Пункт 4 Положения предусматривает включение в Реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями, являющихся одним из разделов Регионального реестра, числе сведений, осуществляемых органами местного самоуправления.

Согласно требованиям п. 9 Положения во взаимосвязи с пунктами 8, 10, 12 и 13 Правил, сведения о муниципальных услугах (функциях) подлежат представлению для размещения в региональном реестре в течение 1 календарного месяца со дня вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего полномочие органа местного самоуправления по предоставлению муниципальной услуги (осуществлению муниципальной функции).

Как предусмотрено указанным постановлением Губернатора Владимирской области, в том числе на органы местного самоуправления возложена обязанность по назначению лиц, ответственных за выполнение операций по заполнению электронных форм регионального реестра и за представление сведений об услугах (функциях) для размещения в региональном реестре.

Судом установлено, что решением Постановлением администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области от 11.09.2020 № 147 установлен (изменен прежний перечень в соответствии с постановлением от 05.08.2011 № 71а) перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном образовании «Муромцевское сельское поселение»: «Рассмотрение обращений граждан»; «Предоставление муниципального имущества в пользование»; «Предоставление информации о муниципальном имуществе»; «Приватизация муниципального имущества»; «Обеспечение приватизации (деприватизации) жилого фонда»; «Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории муниципального образования»; «Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; «Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»; «Признание жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий»; «Организация деятельности клубных формирований, любительских объединений по различным направлениям»; «Организация проведения спортивно-массовых мероприятий»; «Присвоение наименований улицам, нумерации объектам недвижимости»; «Формирование архивных фондов муниципального образования «Муромцевское сельское поселение»; «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, в безвозмездное пользование»; «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование».

На портале «Госуслуги.ру» сведения о возможности получения гражданами вышеперечисленных муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, отсутствуют; что объективно свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика по исполнению постановления администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области от 08.08.2011 № 71а, Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В силу ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

С учетом изложенного и указанных норм материального права, суд принимает признание иска административным ответчиком, признает уточненные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая мотивированные доводы административного ответчика по разработке плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, характера данных электронных услуг и их количество; суд считает возможным установить срок исполнения настоящего решения до 31.08.2021.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 173-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Судогодского района Владимирской области к администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области в срок до 31.08.2021 разместить на Едином портале государственных услуг сведения о предоставлении муниципальных услуг: «Рассмотрение обращений граждан»; «Предоставление муниципального имущества в пользование»; «Предоставление информации о муниципальном имуществе»; «Приватизация муниципального имущества»; «Обеспечение приватизации (деприватизации) жилого фонда»; «Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории муниципального образования»; «Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; «Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»; «Признание жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий»; «Организация деятельности клубных формирований, любительских объединений по различным направлениям»; «Организация проведения спортивно-массовых мероприятий»; «Присвоение наименований улицам, нумерации объектам недвижимости»; «Формирование архивных фондов муниципального образования «Муромцевское сельское поселение»; «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, в безвозмездное пользование»; «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование»; разработать план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме; признав предшествующее бездействие незаконным.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Владимирский областной суд путем представления апелляционной жалобы в Судогодский районный суд Владимирской области.

Председательствующий А.В.Куприянов

Решение в окончательной форме изготовлено 17.09.2020.