РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2017 года
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мисюра Е.В.,
при секретаре Гараниной Л.Н.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области
административное дело по административному иску Брянской таможни к ФИО1 о взыскании недоимки по уплате таможенных платежей и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Брянская таможня обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по уплате таможенных платежей и пеней.
В обоснование заявленного иска представитель административного истца указал, что ДД.ММ.ГГГГ через таможенный пост МАПП <данные изъяты> Брянской таможни по процедуре временного ввоза на территорию Евразийского экономического союза оформлен автомобиль марки <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, идентификационный номер №, объем двигателя <данные изъяты> куб.м, в качестве транспортного средства для личного пользования с проведением его таможенного декларирования в пассажирской таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ.
Временный ввоз автомобиля произвел ФИО1, являющийся гражданином Украины, имеющий разрешение на временное проживание в РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Автомобиль выпущен таможенным органом в качестве временно ввозимого транспортного средства для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей с установлением срока временного ввоза – до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктами 2, 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) установлено, что иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Аналогичная норма установлена ст. 91 ТК ТС, определяющей общие положения о взыскании таможенных пошлин, налогов, пеней.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицам товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Согласно ст. 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, – на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем один год, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. До истечения срока временного ввоза транспортные средства подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные ТК ТС.
Согласно ст. 5 Соглашения товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС и настоящим Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно п. 4 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта – с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.
Основания прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин установлены в п. 5 ст. 14 Соглашения.
В данном случае фактов наступления указанных оснований не установлено.
Декларирование и уплата таможенных платежей ФИО1 не производились.
Согласно п. 7 ст. 14 Соглашения ввозные таможенные пошлины, налоги в случаях, установленных пунктом 6 настоящей статьи, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории таможенного союза.
В нарушение требований ст. 358 ТК ТС ФИО1 не вывез с таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенное транспортное средство в установленный срок.
ДД.ММ.ГГГГ Брянской таможней в соответствии с ч. 6 ст. 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» был составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей №.
ДД.ММ.ГГГГ Брянской таможней ФИО1 было выставлено требование об уплате таможенных платежей № и направлено в его адрес.
Согласно ч. 17 ст. 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного ч. 3 ст. 154 Федерального закона.
Исходя из расчета 4,8 евро за 1 куб.м объема двигателя (курс евро на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, объем двигателя – <данные изъяты> куб.м), просил взыскать с ФИО1 недоимку по уплате таможенных платежей в размере <данные изъяты> руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размере <данные изъяты> руб.
Представитель административного истца – Брянской таможни в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 административный иск не признал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ через Брянскую таможню он ввез на территорию Российской Федерации из Украины принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство – автомобиль марки <данные изъяты>. Срок временного ввоза был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, затем продлен до ДД.ММ.ГГГГ. На момент ввоза транспортного средства он являлся гражданином Украины и имел разрешение на временное проживание в Российской Федерации. В последующем он оформил вид на жительство и подал заявление на получение российского гражданства. Тем временем срок действия паспорта гражданина Украины истек, требовалось поменять фотографию либо в Киеве, либо в Харькове в связи с достижением 45-летия. Понимая, что в связи с боевыми действиями в Донбассе это будет затруднительно, он принял решение об ожидании российского гражданства, в связи с чем нарушил срок временного ввоза принадлежащего ему транспортного средства. ПТС на транспортное средство не получен. ДД.ММ.ГГГГ он был привлечен к административной ответственности и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. Из ответа Приволжского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ на его обращение следует, что он может претендовать на освобождение от уплаты таможенных платежей. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицам товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Согласно п. 2 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза Единую таможенную территорию таможенного союза (далее – таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Согласно п. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
Согласно п. 5 ст. 358 ТК ТС в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа; вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
Согласно пп. 13 п. 1 ст. 4 ТК ТС лицо – физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 16 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования обеспечивается способами, установленными Кодексом и (или) законодательством государства – члена таможенного союза, в следующих размерах: в отношении автомобилей – в размере, соответствующем сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске автомобилей в свободное обращение, если иные размеры не установлены в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или международными договорами государств – членов таможенного союза.
Ставки таможенных пошлин в отношении ввозимых физическими лицами для личного пользования легковых автомобилей установлены п. 12 Приложения 5 к Соглашению.
Вместе с тем, если иностранное лицо переселяется в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, имеется возможность ввоза автомобиля без уплаты таможенных платежей.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 2 Соглашения под датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство – член таможенного союза понимается дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство – член таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
Согласно п. 1 ст. 12 ТК ТС таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к настоящему Соглашению.
Льготы по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу любым способом, установлены разделом 5 приложения 3 к Соглашению.
В соответствии с п. 22 приложения 3 к Соглашению транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, могут быть временно ввезены на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год.
Льготы же по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу любым способом, находящихся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, прибывающих (переселяющихся) в государство – член таможенного союза на постоянное место жительства, в соответствии с п. 24 раздела 5 приложения 3 к Соглашению предоставляются при одновременном выполнении следующих условий:
- ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза;
- товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза, а автомобиль и прицеп находятся в собственности у указанных лиц и зарегистрированы на них в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
В соответствии с п. 1 ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Согласно ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (ч. 1).
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (ч. 3).
Согласно ст. 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров (ч. 5).
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (ч. 6).
При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой (ч. 17).
Согласно ст. 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, согласно пассажирской таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ гражданин Украины ФИО1 ввез на территорию Российской Федерации через МАПП <данные изъяты> Брянской таможни автомобиль марки <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, идентификационный номер №, регистрационный №, объем двигателя <данные изъяты> куб. м в качестве транспортного средства для личного пользования, до ДД.ММ.ГГГГ, без уплаты таможенных платежей, с последующим продлением режима временного ввоза до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в установленный срок автомобиль не был вывезен ФИО1, последний на основании постановления старшего таможенного инспектора ОТО и ТК № 2 Пензенского областного таможенного поста Саратовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ был признан виновным по ч. 1 ст. 16.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут штрафу.
Разрешение на временное проживание в Российской Федерации выдано ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до перемещения транспортного средства через таможенную границу. Временный ввоз транспортного средства на территорию таможенного союза осуществлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть при наличии разрешения на временное проживание на территории РФ.
Вид на жительство (документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание на территории РФ) ФИО1 выдан УФМС России по Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, получил российское гражданство.
Вместе с тем, по мнению суда, ответчик не имел права на льготу по уплате таможенных платежей как лицо, прибывающее (переселяющееся) в государство – член таможенного союза на постоянное место жительства. На момент представления пассажирской таможенной декларации ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 не распространялось действующее таможенное законодательство об освобождении от уплаты таможенных платежей.
Документами, подтверждающими признание иностранного физического лица переселяющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, являются:
- разрешение на переезд (переселение) из Туркменистана в Российскую Федерацию, предусмотренное Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от ДД.ММ.ГГГГ;
- удостоверение переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию, предусмотренное Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от ДД.ММ.ГГГГ;
- свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№;
- вид на жительство, полученный в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Также такими документами могут являться документы, подтверждающие приобретение гражданства Российской Федерации, сопровождаемые получением постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации.
В случае переселения физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию документом, подтверждающим намерение такого лица постоянно проживать в Российской Федерации, может рассматриваться наличие полученной постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации.
Документы, которые косвенно могут свидетельствовать о намерении лица переселиться на новое постоянное место жительства, например, такие как … разрешение на временное проживание в Российской Федерации и другие не подтверждают тот факт, что лицо переселяется на постоянное место жительство именно в Российскую Федерацию.
Согласно п. 4 ст. 14 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицам товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 5).
При этом в соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 14 этого же Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза считается день истечения срока их временного ввоза.
Декларирование и уплата таможенных платежей ФИО1 не производились.
Процедура принудительного взыскания таможенным органом соблюдена.
Определением мирового судьи судебного участка № Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ был отменен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный по заявлению Брянской таможни о взыскании недоимки и пеней по таможенным платежам с ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 вышеуказанной задолженности.
Расчет суммы таможенных платежей и пеней, произведенный административным истцом в соответствии с названными правовыми нормами, административным ответчиком не оспорен и его правильность не вызывает у суда сомнений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Брянской таможни.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Брянской таможни удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Брянской таможни недоимку по уплате таможенных платежей в размере <данные изъяты> рублей 98 коп., пени в размере <данные изъяты> рублей 76 коп.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> 62 коп.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области.
Судья: подпись.