К делу № 2а-629/2021
УИД 23RS0060-01-2021-001468-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст-ца Старощербиновская 19 октября 2021 года
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Халдиной О.Е.,
при секретаре Глушко Л.И.,
с участием прокурора Ильницкого А.Г.,
представителя административного ответчика администрации Глафировского сельского поселения Щербиновского района главы Глафировского сельского поселения Щербиновского района Недорез Т.Н.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глафировского сельского поселения Щербиновского района о признании незаконным бездействие,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Щербиновского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глафировского сельского поселения Щербиновского района о признании незаконным бездействие, указав, что прокуратурой Щербиновского района по результатам проведения проверки исполнения законодательства о газоснабжении выявлены факты ненадлежащей реализации администрацией Глафировского сельского поселения Щербиновского района предоставленных полномочий в указанной сфере, с учетом перспектив развития территорий, отраженных в документах территориального планирования, разрабатываемых на основании положений ст.ст. 9, 18, 19 ГрадК РФ‚ подлежит определению порядок модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, повышения пропускной способности сетей газораспределения и их надежности в части, касающейся разработки схем газоснабжения.
Пунктом 4.1* СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27.12.2010 №780 регламентировано, что проектирование, строительство и реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления рекомендуется осуществлять в соответствии со схемами газоснабжения, разработанными в составе федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации субъектов Российской Федерации в целях обеспечения предусматриваемого этими программами уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
В силу ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), ст. 2З Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения газоснабжения населения.
В ходе настоящей проверки установлено, что указанные полномочия администрацией поселения реализуются ненадлежащим образом.
С учетом перспектив развития территорий, отраженных в документах территориального планирования, разрабатываемых на основании положений ст. ст. 9, 18, 19 Градостроительного кодекса РФ‚ подлежит определению порядок модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, повышения пропускной способности сетей газораспределения и их надежности в части, касающейся разработки схем газоснабжения.
В целях реализации обозначенных полномочий органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты, в рамках которых обеспечивается газификация населенных пунктов, строительство внутрипоселковых распределительных газовых сетей и обустройство внутридомовых газовых сетей в муниципальном жилье.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства в администрации поселения до настоящего времени актуальная схема газоснабжения поселения отсутствует, что делает невозможным организацию и согласование схем расположения объектов газоснабжения.
Проведенным прокуратурой района мониторингом муниципального нормотворчества выявлен пробел в рассматриваемой сфере.
Вопреки указанным требованиям федерального законодательства Администрацией муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок организации газоснабжения населения не принят.
Вышеуказанный пробел в нормотворческой деятельности органа местного самоуправления не способствует в полном объеме реализации возложенных на него вопросов в сфере газоснабжения населения..
Невыполнение ответчиком вышеизложенных требований закона нарушает права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 КАС РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих интересов. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Глафировского сельского поселения Щербиновского района, выразившееся в ненадлежащей реализации предоставленных полномочий по актуализации схем газоснабжения в целях ее согласования, дальнейшего развития системы газоснабжения и газификации населенных пунктов, а также принятию муниципального правового акта, устанавливающего порядок организации газоснабжения населения; обязать администрацию Глафировского сельского поселения Щербиновского района устранить допущенные нарушения путем актуализации схем газоснабжения Глафировского сельского поселения Щербиновского района, а также принятия муниципального правового акта, устанавливающего порядок организации газоснабжения населения.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные административные исковые требования, на их удовлетворении настаивает.
Представитель административного ответчика администрации Глафировского сельского поселения Щербиновского района в судебном заседании не возражает против административных исковых требований прокурора, пояснил, что администрацией подготовлен необходимый пакет документов по газификации и схемы все приложены, но в этом году не смогли сделать, поскольку в бюджете денежные средства не закладывались, бюджетная роспись не предусматривала данный вид деятельности. На следующий год администрация вносит корректировки и изменения, требования прокурора будет выполнены.
Выслушав прокурора, представителей административного ответчика администрации Глафировского сельского поселения Щербиновского района Мищенко А.А. и Синельник Н.В., исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» принципом государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
В силу ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения газоснабжения населения.
На основании ст. 130 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению вопросы местного значения.
В силу ст.ст. 7, 17 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения принимают муниципальные правовые акты.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Щербиновского района по результатам проведения проверки исполнения законодательства о газоснабжении выявлены факты ненадлежащей реализации администрацией Глафировского сельского поселения Щербиновского района предоставленных полномочий в указанной сфере.
Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» принципом государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
В силу ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), ст. 2Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения газоснабжения населения.
В ходе настоящей проверки установлено, что указанные полномочия Администрацией поселения реализуются ненадлежащим образом.
Так, с учетом перспектив развития территорий, отраженных в документах территориального планирования, разрабатываемых на основании положений ст.ст. 9, 18, 19 ГрадКРФ‚ подлежит определению порядок модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, повышения пропускной способности сетей газораспределения и их надежности в части, касающейся разработки схем газоснабжения.
Пунктом 4.1* СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27.12.2010 №780 регламентировано, что проектирование, строительство и реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления рекомендуется осуществлять в соответствии со схемами газоснабжения, разработанными в составе федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации субъектов Российской Федерации в целях обеспечения предусматриваемого этими программами уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903 (ред. от 16.05.2020) «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций» (вместе с «Правилами разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций»)проекты схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, подлежат согласованию с органами местного самоуправления, за которыми соответствующие полномочия закреплены Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации», до размещения проекта программы газификации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для проведения публичных обсуждений.
Кроме того, с учетом требований ст. ст. 7, 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В целях реализации обозначенных полномочий органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты, в рамках которых обеспечивается газификация населенных пунктов, строительство внутрипоселковых распределительных газовых сетей и обустройство внутридомовых газовых сетей в муниципальном жилье.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства в администрации поселения до настоящего времени актуальная схема газоснабжения поселения отсутствует, что делает невозможным организацию и согласование схем расположения объектов газоснабжения.
Проведенным прокуратурой района мониторингом муниципального нормотворчества выявлен пробел в рассматриваемой сфере.
Так, на основании ст. 130 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению вопросы местного значения. В силу ст.ст. 7, 17 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения принимают муниципальные правовые акты.
Вопреки указанным требованиям федерального законодательства Администрацией муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок организации газоснабжения населения не принят.
Вышеуказанный пробел в нормотворческой деятельности органа местного самоуправления не способствует в полном объеме реализации возложенных на него вопросов в сфере газоснабжения населения.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глафировского сельского поселения Щербиновского района о признании незаконным бездействие удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Глафировского сельского поселения Щербиновского района, выразившееся в ненадлежащей реализации предоставленных полномочий по актуализации схемы газоснабжения в целях ее согласования, дальнейшего развития систем газоснабжения и газификации населенных пунктов, а также по принятию муниципального правового акта, устанавливающего порядок организации газоснабжения населения.
Обязать администрацию Глафировского сельского поселения Щербиновского района устранить допущенные нарушения путем актуализации схемы газоснабжения, а также принятия муниципального правового акта, устанавливающего порядок организации газоснабжения населения.
Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2021 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.Е. Халдина