ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-62/16 от 12.05.2016 Западнодвинского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-62/2016

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Жарковский 12 мая 2016 г.

Жарковский районный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Коршакова А.П.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к

администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы (плана мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, возложении на администрацию муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанности в срок до 01.08.2016 года разработать и принять муниципальную программу (план мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жарковского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы (плана мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, возложении на администрацию муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанности в срок до 01.08.2016 года разработать и принять муниципальную программу (план мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, мотивируя тем, что прокуратурой Жарковского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии террористической и экстремистской деятельности на территории муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области. Установлено следующее.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.

В силу ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как установлено ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом: исторических и иных местных традиций.

Федеральным законом: от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены полномочия сельского поселения в решении вопросов местного значения.

В соответствии с пунктами 7.1, 7.2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, а также создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику меж национальных (межэтнических) конфликтов.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 вопросов местного значения городских поселений.

Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ определены основные принципы борьбы с терроризмом, а именно обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти

субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности признан приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 Ж114-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Статьей 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрено, что в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Преамбулой Федерального закона, установлено, что законом определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

Одной из действенных форм профилактики экстремизма и терроризма является принятие соответствующих программных документов органами местного самоуправления и обеспечение их фактического выполнения.

Пунктами 7, 29, 40 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года), субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам: государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

Пунктом 29, пунктом 40 статьи 9 Устава муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области предусмотрено, что к вопросам местного значения Щучейского сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах сельского поселения, создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Обязанность по соблюдению вышеуказанных требований входит в компетенцию Администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что органамиместного самоуправления муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по состоянию на 15.04.2016 не разработана и не принята муниципальная программа (план мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории Администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Указанное обстоятельство также подтверждено информацией Администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области № 57 от 14.04.2016.

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии систематической и целенаправленной деятельности Администрации муниципального образования в указанной сфере.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может содержать требования:

о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений нрав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая изложенное, прокурор просил суд:

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы (плана мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории Администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области незаконным.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанность в срок до 01.08.2016 разработать и принять муниципальную программу (план мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории Администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом: исторических и иных местных традиций.

Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены полномочия сельского поселения в решении вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ определены основные принципы борьбы с терроризмом, а именно обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти

субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности признан приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Статьей 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрено, что в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Преамбулой Федерального закона, установлено, что законом определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

Одной из действенных форм профилактики экстремизма и терроризма является принятие соответствующих программных документов органами местного самоуправления и обеспечение их фактического выполнения.

Пунктами 7, 29, 40 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года), субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам: государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

Пунктом 29 статьи 9 Устава муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области предусмотрено, что к вопросам местного значения Щучейского сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах сельского поселения.

Таким образом, обязанность по соблюдению вышеуказанных требований входит в компетенцию администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Исследованными в суде материалами установлено, что органамиместного самоуправления муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по состоянию на 15.04.2016 не разработана и не принята муниципальная программа (план мероприятий) по профилактике терроризма иэкстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области. Данный факт подтвержден информацией администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области № 57 от 14.04.2016г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования приводит к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью населения муниципального образования, нарушает право граждан на жизнь и охрану здоровья, установленные Конституцией Российской Федерации.

При наличии таких обстоятельств требования прокурора Жарковского района Тверской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы (плана мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, возложении на администрацию муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанности в срок до 01.08.2016 года разработать и принять муниципальную программу (план мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 292-293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Жарковского района Тверской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы (плана мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области незаконным.

Возложить на администрацию муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанность в срок до 01 августа 2016 года разработать и принять муниципальную программу (план мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: А.П. Коршаков

Дело № 2а-62/2016

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Жарковский 12 мая 2016 г.

Жарковский районный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Коршакова А.П.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к

администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы (плана мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, возложении на администрацию муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанности в срок до 01.08.2016 года разработать и принять муниципальную программу (план мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жарковского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы (плана мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, возложении на администрацию муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанности в срок до 01.08.2016 года разработать и принять муниципальную программу (план мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, мотивируя тем, что прокуратурой Жарковского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии террористической и экстремистской деятельности на территории муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области. Установлено следующее.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.

В силу ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как установлено ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом: исторических и иных местных традиций.

Федеральным законом: от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены полномочия сельского поселения в решении вопросов местного значения.

В соответствии с пунктами 7.1, 7.2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, а также создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику меж национальных (межэтнических) конфликтов.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 вопросов местного значения городских поселений.

Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ определены основные принципы борьбы с терроризмом, а именно обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти

субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности признан приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 Ж114-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Статьей 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрено, что в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Преамбулой Федерального закона, установлено, что законом определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

Одной из действенных форм профилактики экстремизма и терроризма является принятие соответствующих программных документов органами местного самоуправления и обеспечение их фактического выполнения.

Пунктами 7, 29, 40 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года), субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам: государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

Пунктом 29, пунктом 40 статьи 9 Устава муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области предусмотрено, что к вопросам местного значения Щучейского сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах сельского поселения, создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Обязанность по соблюдению вышеуказанных требований входит в компетенцию Администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что органамиместного самоуправления муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по состоянию на 15.04.2016 не разработана и не принята муниципальная программа (план мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории Администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Указанное обстоятельство также подтверждено информацией Администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области № 57 от 14.04.2016.

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии систематической и целенаправленной деятельности Администрации муниципального образования в указанной сфере.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может содержать требования:

о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений нрав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая изложенное, прокурор просил суд:

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы (плана мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории Администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области незаконным.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанность в срок до 01.08.2016 разработать и принять муниципальную программу (план мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории Администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом: исторических и иных местных традиций.

Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены полномочия сельского поселения в решении вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ определены основные принципы борьбы с терроризмом, а именно обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти

субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности признан приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Статьей 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрено, что в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Преамбулой Федерального закона, установлено, что законом определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

Одной из действенных форм профилактики экстремизма и терроризма является принятие соответствующих программных документов органами местного самоуправления и обеспечение их фактического выполнения.

Пунктами 7, 29, 40 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года), субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам: государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

Пунктом 29 статьи 9 Устава муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области предусмотрено, что к вопросам местного значения Щучейского сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах сельского поселения.

Таким образом, обязанность по соблюдению вышеуказанных требований входит в компетенцию администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Исследованными в суде материалами установлено, что органамиместного самоуправления муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по состоянию на 15.04.2016 не разработана и не принята муниципальная программа (план мероприятий) по профилактике терроризма иэкстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области. Данный факт подтвержден информацией администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области № 57 от 14.04.2016г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования приводит к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью населения муниципального образования, нарушает право граждан на жизнь и охрану здоровья, установленные Конституцией Российской Федерации.

При наличии таких обстоятельств требования прокурора Жарковского района Тверской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы (плана мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, возложении на администрацию муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанности в срок до 01.08.2016 года разработать и принять муниципальную программу (план мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 292-293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Жарковского района Тверской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы (плана мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области незаконным.

Возложить на администрацию муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанность в срок до 01 августа 2016 года разработать и принять муниципальную программу (план мероприятий) по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории администрации муниципального образования «Щучейское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: А.П. Коршаков

1версия для печатиДело № 2а-62/2016 ~ М-55/2016 (Решение)