ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-62/2017 от 08.02.2017 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело №2а-62/2017 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2017 года г. Бежецк

Бежецкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Прохорова Ф.А.,

при секретаре Зайцевой Л.А.,

с участием: представителя административного истца помощника Бежецкого межрайонного прокурора Виноградова Д.Ю.,

представителя административного ответчика администрации МО «Бежецкий район» Лихачевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Бежецкий район» Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить полноценный доступ инвалидов по зрению к официальному сайту администрации путем установки на данном сайте версии для инвалидов по зрению и размещения текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Бежецкий район» Тверской области для инвалидов по зрению,

у с т а н о в и л:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию «Бежецкий район» Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить полноценный доступ инвалидов по зрению к официальному сайту администрации путем установки на данном сайте версии для инвалидов по зрению и размещения текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Бежецкий район» Тверской области для инвалидов по зрению. В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой по обращению сопредседателя Регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт» «За Россию» ФИО1. проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации МО «Бежецкий район» Тверской области. В ходе проверки установлено, что администрацией МО «Бежецкий район» Тверской области не обеспечен полноценный доступ инвалидов по зрению к официальному сайту администрации (http://адм-бежецк.рф./glavnaya) в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03 мая 2012 года №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы. В силу ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором помимо прочего обеспечивается и государственная поддержка инвалидов. К числу таких гарантий относятся положения статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации. Согласно ст.15 Федерального закона №181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В соответствии с п.п.2,3,4 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30 ноября 2015 г. № 483 "Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет" органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 настоящего Порядка. Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления контрастным, легко читаемым текстом. Версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующие параметрам: нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления; графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате; наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы. В развитие требований Федерального закона №181-ФЗ принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет- ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» (далее по тексту - ГОСТ), утверждённый Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012. №1789-СТ. Так, в пункте 3.1.1 ГОСТ доступность интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. Данным ГОСТом предусмотрена возможность доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет, то есть альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым затруднён доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку. Части 4 и 5 ГОСТ содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов, в частности, в соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов: пункт 4.2.1 воспринимаемость:информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать; пункт 4.2.2 - управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения; пункт 4.2.3 - понятность: информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения; пункт 4.2.4 -надёжность: контент должен быть надёжным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения. Согласно пунктам 4.5 и 4.6 ГОСТ для полноценного доступа инвалидов по зрению информация должна быть представлена в виде текста. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, так как доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднён. Из положений пунктов 5.1.2 и 5.1.3 ГОСТ следует, что часто посещаемые страницы по своему объёму должны быть не более 2-3 экранов текста. Число ссылок на странице должно быть не более 15. Графический файл, несущий смысловую нагрузку, должен быть снабжён поясняющим текстом. Кроме того, пунктами 5.1.7.4 и 5.1.7.7 ГОСТ предусмотрено, что размер шрифта может быть изменён пользователем в пределах до 200% без использования вспомогательных технологий и без потери контента или функциональности. Для визуального отображения блоков текста доступен механизм для достижения следующих характеристик: цвета переднего плана и фона могут быть выбраны пользователем; ширина строки не превышает 80 символов; текст не выровнен по ширине сроки (одновременно по правому и левому краям); межстрочный интервал (междустрочие) внутри абзаца не менее 1,5, а интервал между абзацами больше межстрочного минимум в 1,5 раза; размер шрифта текста может быть изменён в пределах 200% без использования вспомогательных технологий таким образом, чтобы пользователю не нужно прибегать к горизонтальной прокрутке для прочтения строки при режиме отображения страницы во весь экран. В ходе проверки межрайонной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ установлено, что администрацией МО «Бежецкий район» Тверской области не выполняются требования вышеуказанных норм. Администрацией МО «Бежецкий район» Тверской области не обеспечен полноценный доступ инвалидов по зрению к официальному сайту администрации (http://адм-бежецк.рф./glavnaya) в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Сайт администрации МО «Бежецкий район» Тверской области (http://адм-бежецк.рф./glavnaya) версии для слабовидящих не имеет, гиперссылка для перехода на него отсутствует. На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО «Бежецкий район» Тверской области, выразившееся в необеспечении возможности предоставления полноценного доступа инвалидов по зрению к официальному сайту администрации МО «Бежецкий район» Тверской области (http://адм-бежецк.рф./glavnaya); обязать администрацию МО «Бежецкий район» Тверской области обеспечить полноценный доступ инвалидов по зрению к официальному сайту администрации (http://адм-бежецк.рф./glavnaya) путем установки на данном сайте версии для инвалидов по зрению и размещения текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Бежецкий район» Тверской области для инвалидов по зрению в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Бежецкого межрайонного прокурора Виноградов Д.Ю. заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме, полагал разумным срок для выполнения заявленных требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика – администрации Бежецкого района Тверской области Лихачева Т.В. в судебном заседании по поводу заявленных требований полагалась на усмотрение суда. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, просила установить срок для выполнения заявленных требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 7 Конституции РФ провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов.

Из ч.1 ст.9 Конвенции о правах инвалидов, заключенной в г. Нью-Йорке 13.12.2006 года, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», следует, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

К числу таких гарантий относятся положения ст.14 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.

В соответствии со ст. ст. 2 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона РФ от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет" устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.6 ст.10).

В соответствии с ч.2,3,4 Приказа Минкомсвязи России от 30.11.2015 г. № 483 "Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет" органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 настоящего Порядка. Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления контрастным, легко читаемым текстом. Версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам: нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления; графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате; наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.

Из приведенных положений законодательства РФ следует, что требования ст.7, 29 Конституции, ст.14 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ, закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки Бежецкой межрайонной прокуратурой официального сайта администрации МО "Бежецкий район" Тверской области в сети "Интернет" установлено несоответствие сайта http://адм-бежецк.рф./glavnaya требованиям ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", не обеспечен доступ инвалидов по зрению.

Доказательств соответствия интернет-сайта требованиям доступности для инвалидов по зрению в нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено.

В судебном заседании установлено, что официальный сайт МО «Бежецкий район» Тверской области в сети Интернет в достаточной степени не адаптирован для лиц с нарушением зрения, в результате чего нарушаются права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к информации на официальном сайте администрации муниципального образования, а также их право на достойную жизнь и свободное развитие, следовательно, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Указанное обстоятельство не оспаривается и административным ответчиком.

Учитывая мнение сторон, суд считает необходимым установить разумный срок для выполнения заявленных требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области, выразившееся в не обеспечении возможности предоставления полноценного доступа инвалидов по зрению к официальному сайту администрации МО «Бежецкий район» Тверской области (http://адм-бежецк.рф./glavnaya).

Обязать администрацию муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области обеспечить полноценный доступ инвалидов по зрению к официальному сайту администрации (http://адм-бежецк.рф./glavnaya) путем установки на данном сайте версии для инвалидов по зрению и размещения текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Бежецкий район» Тверской области для инвалидов по зрению в срок ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бежецкий городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Ф.А. Прохоров

Решение в окончательной форме изготовлено 08 февраля 2017 года