ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-62/2022 от 23.08.2022 Ивановского гарнизонного военного суда (Ивановская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Изосимова М.Ю., при секретаре судебного заседания Клеминой А.Е., с участием административного истца Пономарева Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-62/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего по контракту войсковой части 000 Пономарева Ярослава Александровича об оспаривании бездействия командира данной воинской части, связанного с нерассмотрением его рапортов от 3 июня 2022 года,

установил:

Пономарев обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал следующее. В настоящее время он проходит военную службу по контракту в войсковой части 000, в должности инженера – старшего оператора отделения подготовки и пуска группы подготовки и пуска ракетного дивизиона, в воинском звании .

Ответы на данные рапорта, как указано в административном исковом заявлении, в адрес административного истца не поступали, в связи с чем последний просил суд:

- обязать командира войсковой части 000 предоставить ему выписки из приказов, копии документов, свидетельствующих о его служебном задействовании;

- обязать командира войсковой части 000 предоставить ему дополнительные дни отдыха в соответствии с документами учета служебного времени;

- взыскать с командира войсковой части 000 понесенные им судебные расходы в размере 300 рублей.

В судебном заседании административный истец административные исковые требования поддержал в полном объеме, а также заявил, что нерассмотрение рапортов командованием войсковой части 000 нарушает его право на получение сведений, связанных с прохождением военной службы.

Административные ответчики – войсковая часть 000 и ее командир, а также привлеченное к участию в деле федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области», являющееся финансово-довольствующим органом войсковой части 000, в суд не прибыли. При этом начальник Управления в письменном заявлении ходатайствовал о проведении судебного заседания без его участия.

Представитель командира войсковой части 000 по доверенности Серегина О.А. направила в суд письменные возражения на административное исковое заявление Пономарева, в котором его требования не признала, указав следующее. 6 июня 2022 года в войсковую часть поступили два рапорта Пономарева, датированные 3 июня 2022 года. В соответствии с положениями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и Федерального закона «О порядке рассмотрении обращений граждан Российской Федерации» на данные рапорта 13 июня 2022 года был дан ответ за номером 10/11/10юк, который направлен административному истцу почтой. Как указала Серегина, в данном ответе Пономареву был разъяснен порядок направления военнослужащим выписок из приказов и копий документов о служебном задействовании, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, а также право на ознакомление с подлинниками данных документов лично либо путем обращения в органы прокуратуры или суд. При этом с просьбой ознакомиться с документами лично Пономарев к командованию части не обращался. Помимо этого, представитель командира войсковой части 000 указала на то, что требования административного истца не нашли своего подтверждения в описательной части административного искового заявления, а также им не приведено доказательств, на которые он ссылается в заявлении, как того требуют положения части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). На основании изложенного Серегина просила отказать в удовлетворении административного искового заявления Пономарева. Кроме того, она ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В целях реализации положений указанного Федерального закона приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 года №555 утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция).

Согласно пункту 4 Инструкции обращения, поступившие в воинскую часть или должностному лицу, регистрируются в течение трех дней с момента поступления в книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) воинской части и в обязательном порядке докладываются командиру воинской части.

Все обращения, исходя из положений пункта 5 Инструкции, подлежат обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации.

В соответствии с пунктом 15 Инструкции, контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений осуществляет командир (начальник) воинской части в пределах своей компетенции.

При этом, согласно пункту 18 Инструкции, обращение считается рассмотренным и снимается с контроля, если разрешены все поставленные вопросы и заявителю дан исчерпывающий ответ, подписанный командиром воинской части либо по его поручению другим должностным лицом.

Аналогичные положения, касающиеся порядка разрешения письменных обращений военнослужащих, закреплены в статьях 106 - 107 и 115-116 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Устав).

При этом в положениях статьи 115 вышеупомянутого Устава указано, что отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении (предложении, заявлении или жалобе), доводится до сведения подавшего его военнослужащего со ссылкой на законы Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) общевоинские уставы, с указанием мотивов отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Исследованием рапортов Пономарева от 3 июня 2022 года, описи вложений, кассовых чеков от 3 июня 2022 года и отчета об отслеживании отправления установлено, что административный истец посредством почтового отправления 3 июня 2022 года подал рапорт на имя командира войсковой части 000, который получен адресатом 6 июня 2022 года. Данное обстоятельство подтвердила в своих возражениях и представитель административного ответчика. При этом в судебном заседании не нашла своего подтверждения ссылка представителя командира войсковой части 000 Серегиной на то обстоятельство, что ответ Пономареву на его рапорта был дан 13 июня 2022 года и доведен до последнего.

Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что командиром войсковой части 000 нарушено право истца на своевременное рассмотрение обращения Пономарева и с учетом положений статей 75 и 80 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, определяющих принцип единоначалия и круг общих полномочий командира воинской части в Вооруженных Силах Российской Федерации, считает необходимым с целью восстановления нарушенного права административного истца возложить на указанное должностное лицо обязанность установленным порядком рассмотреть рапорта Пономарева от 3 июня 2022 года.

Разрешая требования административного истца о возложении на командира войсковой части 000 обязанности предоставить ему выписки из приказов, копии документов, свидетельствующих о его служебном задействовании, а также дополнительные дни отдыха в соответствии с документами учета служебного времени, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 10 Конституции Росийской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Из этого следует, что закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип разделения властей не допускает вмешательство судебных органов в деятельность исполнительных органов власти, поэтому судам не предоставлено право подменять собою исполнительные органы власти и принимать решения по предметам ведения этих органов.

Вышеизложенное дает основание полагать, что вопросы, связанные с выдачей выписок из приказов, в силу положений Инструкции и Устава, относятся к исключительной компетенции командования воинской части.

С учетом изложенного, требования Пономарева Я.А. о возложении на командира войсковой части 000 обязанности предоставить ему выписки из приказов, копии документов, свидетельствующих о его служебном задействовании, а также дополнительные дни отдыха в соответствии с документами учета служебного времени, удовлетворению не подлежат.

Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку требования Пономарева удовлетворены частично, в его пользу подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.

Исходя из того, что командир войсковой части 000 не имеет своего лицевого счета, а финансово-довольствующим органом для данной воинской части является федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области», суд полагает необходимым взыскать судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, с данного Управления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд

решил:

Административное исковое заявление Пономарева Ярослава Александровича – удовлетворить частично.

Возложить на командира войсковой части 000 обязанности установленным порядком рассмотреть рапорта Пономарева Я.А. от 3 июня 2022 года и дать ему соответствующие ответы.

Пономареву Ярославу Александровичу в удовлетворении оставшихся требований административного искового заявления отказать.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» в пользу Пономарева Ярослава Александровича судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложить на командира войсковой части 43656 обязанность сообщить об исполнении данного судебного постановления в Ивановский гарнизонный военный суд и Пономареву Я.А. в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Подпись судьи _____________________________Секретарь судебного заседания А.Е. Клемина _________________«___» _________20___ г.

«Подпись