ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-62/2022 от 31.03.2022 Усть-калманского районного суда (Алтайский край)

УИД 22RS0058-01-2022-000074-35

Дело № 2а-62/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2022 года с. Усть-Калманка

Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Ж.В. Головановой,

при секретаре Л.П. Демьяновой,

с участием административного истца – зам. прокурора В.В. Удальцова,

представителя административного ответчика администрации Огневского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края А.А. Черныша,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Огневского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Усть-Калманского района Алтайского края обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Огневского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия, мотивируя его тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, по результатам которой установлено следующее.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее –Закон № 210-ФЗ), муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

К одному из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг отнесена возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п.6 ст.4 Закона № 210-ФЗ).

Указанный принцип в полной мере соотносится с правами заявителя при получении таких услуг и обязанностями органа местного самоуправления при их предоставлении, закрепленных пп.2,3 ст.5 и п.2 ч.1 ст.6 Закона № 210-ФЗ соответственно.

Проверкой установлено, что в нарушение приведенных требований действующего законодательства административным ответчиком не обеспечена возможность получения в электронном виде таких муниципальных услуг как:

- выдача разрешения на проведение земляных работ;

- предоставление выписки из реестра муниципального имущества;

- информационное обеспечение граждан и юридических лиц на основе документов архивного фонда РФ и других архивных документов;

- присвоение (изменение, аннулирование) адресов объектам недвижимого имущества, в том числе земельным участкам, зданиям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства.

09.12.2021 года в адрес администрации Огневского сельсовета вносилось представление о необходимости устранения указанных нарушений требований федерального законодательства, вместе с тем, каких-либо мер по устранению нарушений не принято, ответ на представление в установленный законом срок в прокуратуру района не направлен, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны административного ответчика.

Допущенные административным ответчиком нарушения являются недопустимыми, свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц, требуют безотлагательного устранения, поскольку снижают доступность обращения заявителей за предоставлением муниципальных услуг.

Просит признать незаконным бездействие администрации Огневского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края, выразившееся в не обеспечении возможности получения в электронном виде муниципальных услуг.

Возложить обязанность на административного ответчика в установленном действующим законодательством порядке обеспечить возможность получения в электронном виде следующих муниципальных услуг:

- выдача разрешения на проведение земляных работ;

- предоставление выписки из реестра муниципального имущества;

- информационное обеспечение граждан и юридических лиц на основе документов архивного фонда РФ и других архивных документов;

- присвоение (изменение, аннулирование) адресов объектам недвижимого имущества, в том числе земельным участкам, зданиям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании зам.прокурора Удальцов В.В. исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что постановлением Правительства РФ № 236 от 26.03.2016 г. утверждены требования к представлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг.

В п. 1.1 данных требований указано, что представление услуг посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» осуществляется на основе сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг».

На основании данного постановления администрацией Алтайского края 02.07.2015 г. издано постановление № 265, которое определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти органов местного самоуправления Алтайского края с уполномоченным органом при формировании и размещении сведений о государственных и муниципальных услугах в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг».

На сегодняшний день, как установлено, работа административным ответчиком начата в этом направлении.

Представитель административного ответчика ФИО1 не возражал против удовлетворения административного иска. Суду пояснил, что они начали проведение работы в данном направлении. Действительно, имелось бездействие по указанному вопросу, потому что он с 25.07.2021 года находился в отпуске, с 01.09.2021 года по 30.12.2021 года на больничном.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон № 210) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов организации предоставления этих услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Пунктом 3 статьи 5, названного Федерального закона предусмотрено право заявителя на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, а пунктом 2 статьи 6 этого Закона установлена обязанность органа, предоставляющего муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Из материалов дела следует, что постановлением главы Огневского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края № 27 от 26.12.2019 года утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Огневского сельсовета(л.д.3-8), к которым относятся:

- выдача разрешения на проведение земляных работ;

- предоставление выписки из реестра муниципального имущества;

- информационное обеспечение граждан и юридических лиц на основе документов архивного фонда РФ и других архивных документов;

- присвоение (изменение, аннулирование) адресов объектам недвижимого имущества, в том числе земельным участкам, зданиям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение приведенных выше требований законодательства административным ответчиком не обеспечена возможность получения в электронном виде вышеуказанных муниципальных услуг, что не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заседании.

Допущенное бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку снижает доступность к получению информации, предусмотренным законом способами.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пп.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственная пошлина с администрации Огневского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Огневского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении возможности получения в электронном виде муниципальных услуг.

Возложить обязанность на администрацию Огневского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда в установленном законодательством порядке обеспечить возможность получения в электронном виде муниципальных услуг:

- выдача разрешения на проведение земляных работ;

- предоставление выписки из реестра муниципального имущества;

- информационное обеспечение граждан и юридических лиц на основе документов архивного фонда РФ и других архивных документов;

- присвоение (изменение, аннулирование) адресов объектам недвижимого имущества, в том числе земельным участкам, зданиям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Калманский районный суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ж.В. Голованова

Мотивированное решение

изготовлено 06.04.2022

Судья Ж.В. Голованова