РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2019 года г. Тольятти
Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Новинкиной С.Е.,
при секретаре Дроздовой К.С.,
с участием представителя административного истца – ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6309/2019 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области к ФИО2 о взыскании суммы недоимки по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области обратилась в Автозаводский районный суд г. Тольятти с административным иском к ФИО2, в котором с учетом уточнения требований просит взыскать с административного ответчика в пользу государства сумму недоимку по транспортному налогу за 2013 год в размере 970 рублей, за 2014 год – в размере 1077 рублей, за 2015 год – в размере 1185 рублей, за 2016 год – в размере 1 060 рублей; пени по транспортному налогу на сумму недоимки за 2013 год – в размере 4,52 рублей, за 2014 год – в размере 5,02 рублей, за 2015 год – 106,28 рублей, за 2016 год – в размере 4,93 рублей.
В обоснование своих требований административный истец указал, что ФИО2 состоит на налоговом учете, что является основанием уплачивать установленные законом налоги. Согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога. В адрес ФИО2 были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов, в срок установленный законодательством. В связи с тем, что в установленные законом сроки административным ответчиком налоги уплачены не были, на сумму недоимки начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налогов в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме пени, начисленной на сумму недоимки. 27.05.2018г. мировым судьей судебного участка № 102 Автозаводского судебного района г. Тольятти вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 недоимки по транспортному налогу и пени, который 19.12.2018 года отменен. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
Представитель административного истца в судебном заседании доводы, изложенные в административном иске, поддержала, заявленные требования просила удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что пени за 2015 год ошибочно посчитаны дважды, верной к удовлетворению является сумма 106,28 рублей.
Административный ответчик в судебное заседание не явился. О дате и времени судебного заседания извещался судебной повесткой с уведомлением. В соответствии с отчетом отслеживания почтового отправления с почтовым идентификатором 44504329215717 письмо ФИО5 оказалось неврученным (26.07.2019г. в 11.40ч. зафиксирована неудачная попытка вручения). Неявка административного ответчика по извещению на почту расценивается судом как отказ от принятия судебной повестки или иного судебного извещения, в связи с чем, он в соответствии с ч. 2 ст. 100 КАС РФ считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения дела была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Учитываяположения ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. В порядке реализации данного конституционного требования абзацем 1 п. 1 ст. 45 НК РФ устанавливается, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Такая процессуальная обязанность, по мнению судьи, была исполнена.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ юридически значимыми обстоятельствами по делам о взыскании обязательных платежей и санкций являются следующие:
- соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом;
- имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
При этом суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Административный ответчик состоит на налоговом учете (ИНН <***>), что является основанием уплачивать установленные законом налоги.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии состатьей 358настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) идругиеводные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленномпорядкев соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в спорные периоды за административным ответчиком зарегистрированы транспортные средства:
- LADA 211440, LADA SAMARA, г/н № (дата регистрации 26.10.2011г.);
- LIFAN 214813, г/н № (дата регистрации 28.07.2016г.);
- LADA 111830, г/н № (дата регистрации 27.03.2014г., дата отчуждения 06.11.2015г.).
Согласно налоговому уведомлению № 155136569 от 09.01.2017г. ФИО2 начислен транспортный налог за 2013 год в сумме 970 рублей, за 2014 год – 1077 рублей. Оплата налога должна была быть произведена не позднее 01.12.2017 года (л.д. 14).
Согласно налоговому уведомлению № 131837966 от 21.09.2017г. ФИО2 начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 1185 рублей, за 2016 год – 1060 рублей. Оплата налога должна была быть произведена не позднее 01.12.2017 года (л.д. 13).
В нарушение ст. 45 НК РФ административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по оплате транспортного налога за указанные налоговые периоды,, в связи с чем налоговым органом на основании п. 4 ст. 75 НК РФ были начислены пени на сумму недоимки по транспортному налогу за 2013 год – в размере 4,52 рублей, за 2014 год – в размере 5,02 рублей, за 2015 год – 106,28 рублей, за 2016 год – в размере 4,93 рублей (расчет пени – л.д. 10, 12).
В адрес административного ответчика направлено требование № 53975 от 19.12.2017 года со сроком исполнения до 30.01.2018 года (л.д. 9), а также требование № 45261 от 06.03.2018 года со сроком исполнения до 04.04.2018 года (л.д. 11). Административным ответчиком указанные требования исполнены не были.
27.05.2018 года мировым судьей судебного участка № 102 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ по заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области о взыскании с ФИО2 недоимки по транспортному налогу в общей сумме 5477 рублей и пени в сумме 126,27 рулей.
19.12.2018 года указанный судебный приказ отменен (л.д. 6).
Расчет налога и пени судом проверен, является арифметически и с правовой точки зрения правильным. Каких-либо доказательств в его опровержение, административным ответчиком не представлено. Доказательств об уплате начисленного налога материалы дела не содержат.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей Налогового кодекса РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.
Вместе с тем, заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 указанной статьи, в соответствии с которым заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Учитывая изложенные нормы, суд приходит к выводу, что срок для предъявления требования о взыскании с ФИО2 недоимки по транспортному налогу и пени за 2013 год пропущен. Поскольку на дату обращения с настоящим иском административный истец утратил право на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу с ФИО2 за 2013 год, то оснований для взыскания указанного налога за этот период у суда не имеется.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, в требованиях № 53975 и 45261 установлен срок уплаты недоимки по налогам и пени до 30.01.2018 года и 04.04.2018 года. Судебный приказ вынесен мировым судьей 27.05.2018 года. Учитывая, что судебный приказ отменен 19.12.2018г., а с административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области обратилась в суд 17.06.2019 года, инспекцией соблюден шестимесячный срок после его отмены, следовательно срок предъявления требования об уплате транспортного налога и пени за 2014, 2015, 2016 год и пени не истек.
С учетом вышеизложенного, суд считает заявленные требования Межрайонной ИФНС России № 2 к ФИО2 подлежащими частичному удовлетворению.
Административный истец в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. В связи с чем, с административного ответчика в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 19, 32, 45, 357-358 НК РФ, ст.ст. 175-180, 286-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области к ФИО2 о взыскании суммы недоимки по транспортному налогу и пени – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, зарегистрированной по адресу: <адрес> пользу государства недоимку по транспортному налогу за 2014 год – в размере 1077 рублей, за 2015 год – в размере 1185 рублей, за 2016 год – в размере 1 060 рублей; пени по транспортному налогу на сумму недоимки за 2014 год – в размере 5,02 рублей, за 2015 год – 106,28 рублей, за 2016 год – в размере 4,93 рублей.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета городского округа Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено судом 31.07.2019 года
Судья С.Е. Новинкина