ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-630/2023 от 01.12.2023 Ивановского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0-53

Дело № 2а-630/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Ивановка «01» декабря 2023 г.

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Баженовой Е.В.

при секретаре Колесниковой Т.Ю.

с участием представителя административного истца - заместителя прокурора Ивановского района Амурской области Колесникова Евгения Александровича, действующего на основании прав по должности,

представителя административного ответчика – администрации Ивановского муниципального округа Амурской области, Простокишиной Светланы Матвеевны, действующей на основании доверенности от 09.01.2023, представившей диплом о высшем юридическом образовании ВСБ 0897061, регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица – ИП Хабарина Евгения Александровича,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-630/2023 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Ивановского района Амурской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ивановского муниципального округа Амурской области об обязании создать условия для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания и беспрепятственного пользования инвалидами транспортом общего пользования в границах Ивановского муниципального округа,

УСТАНОВИЛ:

И.о прокурора Ивановского района Амурской области Колесников Евгений Александрович, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ивановский районный суд Амурской области с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Ивановского муниципального округа, вопросы по созданию условий для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, по созданию условий для беспрепятственного пользования инвалидами, в том числе инвалидами-колясочниками, маломобильными группами населения транспортом общего пользования в границах муниципального округа, отнесены к вопросам местного значения муниципального округа. На территории Ивановского муниципального округа проживает 1312 инвалидов. В ходе проведенной прокуратурой Ивановского района проверки соблюдения органом местного самоуправления законодательства о социальной защите инвалидов на территории Ивановского муниципального округа установлено, что в Ивановском муниципальном округе имеется 10 муниципальных маршрутов, при этом в распоряжении Ивановского муниципального округа отсутствует специализированный транспорт для перевозки инвалидов, финансовые средства на приобретение указанного транспорта в бюджете округа не предусмотрены, условия для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, маломобильным группам населения транспортом общего пользования в границах Ивановского муниципального округа, надлежащим образом не созданы. В связи с выявленными нарушениями, 12.07.2023 прокурором района главе Ивановского муниципального округа внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения. Представление прокурора удовлетворено, однако указанные нарушения до сих пор не устранены. Таким образом, администрацией Ивановского муниципального округа не исполняются полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, по созданию условий для беспрепятственного пользования инвалидами, в том числе инвалидами - колясочниками, маломобильными группами населения транспортом общего пользования в границах муниципального округа.

На основании изложенного, административный истец просит суд обязать администрацию Ивановского муниципального округа в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу создать условия для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, маломобильным группам населения транспортном общего пользования в границах Ивановского муниципального округа; обязать администрацию Ивановского муниципального округа в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу создать условия для беспрепятственного пользования инвалидами, в том числе инвалидами-колясочниками, маломобильными группами населения транспортном общего пользования в границах Ивановского муниципального округа.

В письменных возражениях на административное исковое заявление от 24.11.2023 (вх.№ 7912), представитель административного ответчика – администрации Ивановского муниципального округа Амурской области по доверенности Простокишина Светлана Матвеевна, указала на то, что с доводами административного истца они не согласны в полном объеме. Постановлением администрации Ивановского муниципального округа от 10.01.2022 № 25, утверждена муниципальная Программа «Транспортная доступность, организация транспортного обслуживания населения и обеспечение безопасности дорожного движения в Ивановском муниципальном округе на 2022-2031 годы» (в ред. от 02.08.2023 № 829). Данной программой утверждена подпрограмма «Транспортная доступность и организация транспортного обслуживания населения Ивановского муниципального округа». Как следует из приложения № 2 Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета Ивановского муниципального округа, на оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на 2023 год предусмотрено 4157,5 тыс.руб. Администрация на основании выше указанных норм, в целях реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не только создала условия, но и реализовала путем заключения с ИП Хабариным Евгением Александровичем 10 муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, в отношении всех, кто пожелает воспользоваться правом на проезд, в том числе инвалидов, инвалидов – колясочников, инвалидов по зрению. При этом, в разделе 3 «Требования к качеству выполнения работ» приложения № 2 к контракту «Требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств», отражены нормы закона, в соответствии с которыми исполнитель обязан выполнять работы, в том числе Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно ст.21.1 указанного Федерального закона, пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Как следует из Приказа Минтранса России от 20.09.2021 № 321 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2021 № 66051), обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов автовокзалов, автостанций и услуг перевозки пассажиров и багажа осуществляется владельцами автовокзалов, автостанций и оказывающими такие услуги организациями, индивидуальными предпринимателями соответственно. В п. 4 указанного приказа перечислено, что обеспечивают организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении, для пассажиров из числа инвалидов. Подрядчик принял на себя обязательства по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах, в том числе инвалидов и инвалидов - колясочников, и осуществляет, в свою очередь администрация за выполненные работы производит оплату из бюджета. Сведений о фактах обращений граждан, являющихся инвалидами к подрядчику по муниципальным контрактам, а также в администрацию на предмет нарушения их прав на беспрепятственное пользование пассажирским транспортом, в том числе при проезде не поступало.

На основании изложенного просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора Ивановского района в полном объеме.

Определением Ивановского районного суда Амурской области от 07.11.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области.

Протокольным определением Ивановского районного суда Амурской области от 27.11.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление жизнедеятельности администрации Ивановского муниципального округа и ИП Хабарин Евгений Александрович.

В письменном отзыве на административный иск (вх. 8026 от 29.11.2023) заинтересованное лицо ИП Хабарин Евгений Александрович указал на то, что им, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были поданы документы на конкурс. По итогам торгов заключены контракты по 10 муниципальным маршрутам на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам. В Приложении № 2 к контракту «Требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств» в перечне требований не указаны обязательные условия о наличии подъемных устройств и оборудованных площадок для кресел-колясок инвалидов. При наличии такого требования он не подавал бы заявку на участие в аукционе. В конкурсной документации также отсутствует указание о наличии у исполнителя контракта специализированного транспорта для перевозки пассажиров из числа инвалидов. При рассмотрении представленной на конкурс документации, органы местного самоуправления полностью устраивало наличие у него транспорта без специально оборудованных приспособлений для пассажиров из числа инвалидов. Все иные условия, перечисленные в пп.4 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.09.2021 № 321, при перевозке пассажиров из числа инвалидов, соблюдаются. С требованиями прокурора о необходимости наличия в Ивановском муниципальном округе специализированного транспорта, полностью согласен.

В ходе состоявшихся судебных заседаний представитель административного истца – заместитель прокурора Ивановского района Амурской области Колесников Евгений Александрович на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, при этом дал объяснения аналогичные обстоятельствам изложенным в иске.

В судебных заседаниях представитель административного ответчика -администрации Ивановского муниципального округа Амурской области по доверенности Простокишина Светлана Матвеевна, с административными исковыми требованиями была не согласна, просила отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в возражениях на административный иск.

В судебном заседании 01.12.2023 заинтересованное лицо ИП Хабарин Евгений Александрович, поддержал позицию, изложенную в отзыве на иск, дополнив, что автобусы, находящиеся в собственности перевозчика и переданные администрацией Ивановского муниципального округа в аренду, не оборудованы приспособлениями обеспечивающими доступ в них и перевозку инвалидов, использующих для передвижения инвалидные коляски. Перевозка инвалидов, использующих кресла-коляски, на муниципальных маршрутах не осуществляется.

Дело рассмотрено судом в соответствии со ст.150 КАС РФ в отсутствии надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания заинтересованных лиц: Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, Управления жизнедеятельности администрации Ивановского муниципального округа, причины неявки суду не сообщивших, о рассмотрении дела без их участия не просивших, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.

Изучив доводы административного искового заявления, возражений и отзыва на него, выслушав объяснения представителя административного истца -заместителя прокурора Ивановского района Колесникова Евгения Александровича, представителя административного ответчика – администрации Ивановского муниципального округа Амурской области по доверенности Простокишиной Светланы Матвеевны, заинтересованного лица ИП Хабарина Евгения Александровича, исследовав материалы настоящего административного дела № 2а-630/2023, оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке административного судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

На основании п. 3 ст. 35 указанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ч.1 ст.39 КАС РФ).

Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также в отношении которых невозможно решить вопрос о правах, обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Обращение в суд прокурора Ивановского района в защиту прав неопределенного круга лиц с настоящим исковым заявлением вызвано несоблюдением требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Точное количество заинтересованных в исходе настоящего дела лиц, интересы которых могут быть затронуты или будут затронуты судебным постановлением по делу, определить невозможно, поэтому суд находит правомерным обращение прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, осуществленным в рамках предоставленных ему полномочий.

В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (ч. 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст.ст. 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий также участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 2, 7, 18 и 19).

Пунктом 2 ст.15 Федерального законаот 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относитсясоздание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.

Положениями Устава Ивановского муниципального округа Амурской области, принятого Советом народных депутатов Ивановского муниципального округа амурской области 23.11.2021 № 59 (с изменениями от 26.04.2022 № 292), к вопросам местного значения Ивановского муниципального округа отнесено в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа (п.7 ч.1 ст.8).

Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

По смыслу указанных норм, вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, создания условий для беспрепятственного пользования инвалидами, в том числе инвалидами-колясочниками, маломобильными группами населения транспортом общего пользования в границах муниципального округа, отнесены к вопросам местного значения муниципального округа.

Приказом Минтранса России от 20.09.2021 № 321, утвержден Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В соответствии с п.п.4,6 данного Порядка, организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении, обеспечивают: оказание помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него; посадку инвалида, использующего кресло-коляску, в транспортное средство и высадку из него с использованием специального подъемного устройства (если транспортное средство оборудовано таким устройством); провоз в транспортном средстве без взимания платы собаки-проводника при наличии специального документа; перевозку кресла-коляски пассажира из числа инвалидов в салоне транспортного средства в сложенном виде или в багажном отделении транспортного средства без взимания платы; перевозку пассажира из числа инвалидов в кресле-коляске (если конструкцией транспортного средства предусмотрены места для такой перевозки); размещение в транспортном средстве, оборудованном кнопкой оповещения водителя о необходимости открывания двери для выхода пассажиров на остановке, рядом с указанной кнопкой на высоте от 1,3 м до 1,5 м от пола транспортного средства тактильно-визуальной информирующей таблички с надписью "Открыть дверь на остановке", выполненной рельефно-линейным шрифтом, обеспечивающим, доступность информации для всех граждан, включая слабовидящих, дублированной рельефно-точечным шрифтом Брайля для незрячих; оповещение пассажиров из числа инвалидов об остановке транспортного средства в остановочных пунктах маршрутов регулярных перевозок для посадки и высадки пассажиров посредством звукового и визуального информирования.

Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, обеспечивают: оказание водителем помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него; провоз собак-проводников при наличии специального документа; перевозку кресла-коляски пассажира из числа инвалидов в сложенном виде в салоне транспортного средства или в багажном отделении транспортного средства.

Изложенные правовые нормы в своей совокупности свидетельствуют о наличии у администрации Ивановского муниципального округа Амурской области обязанности по организации транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, маломобильным группам населения транспортом общего пользования в границах Ивановского муниципального округа.

Как следует из материалов дела на территории Ивановского муниципального округа проживает 1 312 инвалидов.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ивановского района выявлены нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, связанные с тем, что на территории Ивановского муниципального округа не созданы условия для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, маломобильным группам населения транспортом общего пользования в границах Ивановского муниципального округа; в распоряжении Ивановского муниципального округа отсутствует специализированный транспорт для перевозки инвалидов, финансовые средства на приобретение указанного транспорта в бюджете округа не предусмотрены.

В связи с выявленными нарушениями, 12.07.2023 прокурором Ивановского района, главе Ивановского муниципального округа внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения.

Из ответа главы округа от 18.08.2023 исх. № 10/3625 на вышеуказанное представление следует, что в настоящее время проводится работа по переоборудованию транспортных средств общего пользования по созданию условий для беспрепятственного пользования инвалидами, кроме этого будет проведен мониторинг аккредитованных организаций, имеющих право по переоборудованию транспортных средств. По результатам проведенной работы в бюджете округа будут предусмотрены финансовые средства на вышеуказанные мероприятия.

На требование прокурора от 18.10.2023, главой округа 23.10.2023 был дан ответ, что округом заключены муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам с ИП Хабариным Евгений Александровичем. Подрядчик обязуется выполнять работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и создавать условия для беспрепятственного пользования инвалидами транспортом общего пользования. Финансовые средств на закупку или переоборудование транспортных средств в бюджете округа не предусмотрены.

В материалы дела стороной ответчика представлен муниципальный контракт № 12-04/22 от 28.12.2022, заключенный между Управлением жизнедеятельности администрации Ивановского муниципального округа и ИП Хабариным Евгением Александровичем, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам,со сроком действия до 31.12.2023. Муниципальные контракты заключены на осуществление перевозокпо 10 муниципальным маршрутам.

Согласно отзыва на административный иск и пояснений ИП Хабарина Евгения Александровича в ходе судебного заседания, автобусы, находящиеся в собственности перевозчика и переданные администрацией Ивановского муниципального округа в аренду, не оборудованы приспособлениями обеспечивающими доступ в них и перевозку инвалидов, использующих для передвижения инвалидные коляски. Перевозка инвалидов, использующих кресла-коляски, на муниципальных маршрутах не осуществляется. В конкурсной документации не было указано о наличии у исполнителя контракта специализированного транспорта для перевозки пассажиров из числа инвалидов, при наличии такого требования он не подавал бы заявку на участие в аукционе. При рассмотрении представленной на конкурс документации, то обстоятельство, что имеющийся у него в наличии транспорт не оборудован специальными приспособлениями для пассажиров из числа инвалидов полностью устраивало органы местного самоуправления. Все иные условия, при перевозке пассажиров из числа инвалидов перевозчиком соблюдаются.

Таким образом, как следует из представленных в суд доказательств, условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам инвалидам, использующим для передвижения кресла-коляски, маломобильным группам населения органами местного самоуправления не созданы.

Довод стороны ответчика о том, что администрация создала условия для предоставления транспортных услуг на территории округа заключив с ИП Хабариным Евгением Александровичем 10 муниципальных контрактов, который в свою очередь принял на себя обязательства по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах, в том числе инвалидов и инвалидов - колясочников, является несостоятельным.

Из условий представленного административным ответчиком муниципального контракта № 12-04/22 от 28.12.2022 заключенного с ИП Хабариным Евгением Александровичем и требований к характеристикам и оборудованию транспортных средств, являющихся приложением № 2 к контракту, не следует определение сторонами какой-либо формы содействия перевозчика по созданию условий для пользования инвалидами, использующими кресла - коляски, общественным транспортном наравне с иными гражданами. В данном приложении указано лишь на то, что перевозчик обеспечивает для пассажиров из числа инвалидов транспортные средства, оборудованные автономными речевыми информаторами для информирования об остановочных пунктах инвалидов по зрению.

При этом, как уже указывалось в силу пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. Приказом Минтранса России от 20 сентября 2021 года № 321, организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении, обеспечивают в том числе посадку инвалида, использующего кресло-коляску, в транспортное средство и высадку из него с использованием специального подъемного устройства (если транспортное средство оборудовано таким устройством), перевозку пассажира из числа инвалидов в кресле-коляске (если конструкцией транспортного средства предусмотрены места для такой перевозки).

Исходя из того, что выше приведенными нормами права именно на органы местного самоуправления возлагается обязанность по организации транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, маломобильным группам населения транспортом общего пользования, то вопреки доводов стороны ответчика именно администрация Ивановского муниципального округа обязана организовать предоставление соответствующих услуг населению таким образом, чтобы обеспечить доступность для инвалидов транспортных услугв границах Ивановского муниципального округа.

Между тем, как установлено судом, в течение длительного периода времени вопрос о создании условий для предоставлениятранспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, маломобильным группам населения транспортом общего пользования в границах муниципального округа не разрешен, т.е. администрацией муниципального образования полномочия в данной части в отношении значительного количества жителей Ивановского муниципального округа не выполняются в полном объеме.

Неисполнение администрацией Ивановского муниципального округа требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов влечет нарушение прав и законных интересов данной категории граждан, лишает их возможности участия в жизни общества, осуществления полноценной жизни наравне с другими людьми.

При таких обстоятельствах, исковые требования и.о. прокурора Ивановского района Амурской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ивановского муниципального округа Амурской области об обязании создать условия для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания и беспрепятственного пользования инвалидами транспортом общего пользования в границах Ивановского муниципального округа, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Определяя срок для исполнения решения суда, суд приходит к следующему.

Заявляя требование, прокурор просил установить срок для исполнения решения суда для администрации Ивановского муниципального округа Амурской области один год с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом конкретных обстоятельств по делу, объема предстоящих к выполнению мероприятий, отсутствие возражений стороны ответчика относительно заявленного срока, суд считает указанный срок для исполнения решения разумным и обоснованным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.

В соответствии с пп. 9, пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление и.о. прокурора Ивановского района Амурской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ивановского муниципального округа Амурской области об обязании создать условия для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания и беспрепятственного пользования инвалидами транспортом общего пользования в границах Ивановского муниципального округа, - удовлетворить.

Обязать администрацию Ивановского муниципального округа Амурской области, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, создать условия для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, маломобильным группам населения транспортом общего пользования в границах Ивановского муниципального округа Амурской области.

Обязать администрацию Ивановского муниципального округа Амурской области, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, создать условия для беспрепятственного пользования инвалидами, в том числе инвалидами-колясочниками, маломобильными группами населения транспортом общего пользования в границах Ивановского муниципального округа Амурской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Ивановского районного суда Е.В. Баженова

Решение в окончательной форме изготовлено в течение десяти рабочих дней –14 декабря 2023 г.

Судья

Ивановского районного суда Е.В. Баженова