ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6312/17 от 12.10.2017 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2А-6312/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Князевой Д.А.,

при секретаре – Любимовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Южно – Сахалинска к Администрации города Южно – Сахалинска о признании противоречащим действующему законодательству с момента вступления решения суда Административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального образования», утвержденный постановлением администрации города Южно – Сахалинска от 07 сентября 2015 года в части не установления порядка проверок резидентов территории опережающего социально – экономического развития, возложении обязанности привести нормативно – правовой акт в соответствие с требованиями федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Южно – Сахалинска обратился в суд с данным административным исковым заявлением, указав, что в ходе проведения проверки на соответствие действующему федеральному законодательству муниципальных нормативно – правовых актов, было установлено, что постановлением Администрации г. Южно – Сахалинска от 07 сентября 2015 года утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции "Осуществление контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального образования", в котором, в нарушение действующего федерального законодательства отсутствуют нормы, определяющие особенности проведения проверок резидентов территории опережающего социально – экономического развития, расположенных на территории МО ГО «Город Южно- Сахалинск».

Вместе с тем, направленный в адрес административного ответчика протест прокурора об устранении выявленных нарушений, оставлен без удовлетворения.

В связи с этим, прокурор г. Южно – Сахалинска в своем иске просил суд: признать противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального образования», утвержденный постановлением администрации г. Южно – Сахалинска от 07 сентября 2015 года, в части не регулирования особенностей осуществления муниципального контроля на территории опережающего развития, в том числе, сроков осуществления проверок в отношении резидентов указанной территории.

В дальнейшем, прокурор уточнил и дополнил свои административные исковые требования, просил суд:

- признать противоречащим действующему законодательству с момента вступления в силу решения суда Административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального образования», утвержденный постановлением администрации города Южно – Сахалинска от 07 сентября 2015 года в части не установления порядка проверок резидентов территории опережающего социально – экономического развития,

- возложить обязанность на администрацию г. Южно – Сахалинска привести указанный Административный регламент в соответствие с требованиями Закона РФ № 473-ФЗ от 29 декабря 2014 года «О территориях опережающего социально – экономического развития в Российской Федерации» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в силу.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленные требования поддержала с учетом представленных уточнений и дополнений, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, полагал требования прокурора несостоятельными, ссылаясь на отсутствие необходимости в введении дополнительных норм в Административный регламент.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что постановлением Администрации г. Южно – Сахалинска от 07 сентября 2015 года утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции "Осуществление контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального образования".

Статьями 2 и 24 Закона РФ № 473-ФЗ от 29 декабря 2014 года «О территориях опережающего социально – экономического развития в Российской Федерации» определено:

территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения;

резидент территории опережающего социально-экономического развития - индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее - соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее - реестр резидентов).

Федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль на территории опережающего социально-экономического развития в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития осуществляют соответственно уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Плановые проверки по отдельным видам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проводятся органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в виде совместных проверок. Виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, при осуществлении которых плановые проверки проводятся в виде совместных проверок, и порядок проведения таких проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.10.2015 N 1132 утверждены Правила проведения совместных плановых проверок резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Данным Постановлением предусмотрено, что на территории опережающего социально-экономического развития проверки резидентов территории опережающего социально-экономического развития проводятся в виде совместных плановых проверок органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при осуществлении всех видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением видов государственного контроля (надзора), указанных в части 3.1 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля, участвующие в совместной плановой проверке, проводят проверку резидента территории опережающего социально-экономического развития в пределах своей компетенции в соответствии с порядком организации и осуществления государственного контроля (надзора) и (или) муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности.

Исходя из указанных норм, органами местного самоуправления должен быть определен порядок организации и осуществления муниципального контроля для каждого вида деятельности, в том числе, и в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития, контроль деятельности которых должен осуществляться с учетом особенностей, установленных положениями Закона РФ № 473-ФЗ.

Вместе с тем, Административный регламент, утвержденный Постановлением Администрации г. Южно – Сахалинска , не содержит положений, определяющих особенности проведения проверок названных спецсубъектов.

При этом, на территории муниципального образования ГО «Город Южно – Сахалинск» созданы территории опережающего социально – экономического развития «Горный воздух» и «Южная».

Доводы стороны ответчика о том, что в настоящее время отсутствуют резиденты и деятельность в сфере недропользования, в отношении которой установлены контрольные функции органов местного самоуправления, правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности на ТОСЭР «Горный воздух» и «Южная» не предусмотрена, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку не исключает необходимости приведения муниципального нормативно – правового акта в соответствие с федеральным законом.

Как было отмечено выше, проверки проводятся уполномоченными органами при осуществлении всех видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Исключения определены только для государственного контроля.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 24.07.2013 N 369 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций контроля в соответствующих сферах деятельности.

Согласно пункту 1.11 Порядка, изменения в административные регламенты исполнения муниципальных функций вносятся в случае изменения муниципальных правовых актов, федеральных законов, законов Сахалинской области, регулирующих исполнение муниципальной функции, изменения структуры органа местного самоуправления муниципального образования Сахалинской области, к сфере деятельности которого относится исполнение соответствующей муниципальной функции, а также по предложениям органов местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области, основанным на результатах анализа практики применения административных регламентов исполнения муниципальных функций. Изменения в административные регламенты исполнения муниципальных функций вносятся также в связи с необходимостью приведения административных регламентов в соответствие с законодательством.

Внесение изменений в административные регламенты исполнения муниципальных функций осуществляется в порядке, установленном для разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций.

Таким образом, учитывая, что оспариваемый муниципальный правовой акт в настоящее время не приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства, представленный надзорным органом протест административным ответчиком отклонен, суд приходит к выводу о том, что требования Прокурора г. Южно – Сахалинска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора города Южно – Сахалинска к Администрации города Южно – Сахалинска о признании противоречащим действующему законодательству с момента вступления решения суда Административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального образования», утвержденный постановлением администрации города Южно – Сахалинска от 07 сентября 2015 года в части не установления порядка проверок резидентов территории опережающего социально – экономического развития, возложении обязанности привести нормативно – правовой акт в соответствие с требованиями федерального законодательства, удовлетворить.

Признать противоречащим действующему законодательству с момента вступления решения суда в законную силу Административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального образования», утвержденный постановлением администрации города Южно – Сахалинска от 07 сентября 2015 года в части не установления порядка организации и проведения проверок резидентов территории опережающего социально – экономического развития.

Обязать Администрацию г. Южно – Сахалинска привести Административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального образования», утвержденный постановлением администрации города Южно – Сахалинска от 07 сентября 2015 года, в соответствие с требованиями Закона РФ № 473-ФЗ от 29 декабря 2014 года «О территориях опережающего социально – экономического развития в Российской Федерации» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в силу.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.А. Князева

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья Д.А. Князева