ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6317/2021 от 11.10.2021 Ангарского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2021 года г. Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Устиненко Ю.Ю., с участием прокурора Кульгавой Д.А., представителя административного истца Хетхеновой Е.Ю., административного ответчика Спирина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6317/2021 по административному исковому заявлению Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области к Спирину Сергею Александровичу о продлении срока пребывания лица без гражданства, подлежащего депортации, в специальном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ МВД Российской Федерации по Иркутской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении, указав, что лицо без гражданства Спирин С.А. приговором Амурского областного суда от ** признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а,д,ж,з,н» ч.2 ст. 105, п. «в» ч.3 ст. 162 УК РФ к 23 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Отбывал наказание в ФКУ КП-41 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю. ** Министерством Юстиции Российской Федерации издано распоряжение -рн о нежелательности пребывания (проживания) ответчика в Российской Федерации. На основании указанного распоряжения ** ГУ МВД России по Иркутской области принято решение о депортации лица без гражданства Спирина С.А. В целях исполнения решения о депортации ответчик помещен в ЦВСИГ на 48 часов с ** по **. Решением Ангарского городского суда Спирин С.А. помещен в центр временного содержания иностранных граждан на срок 3 месяца по ** включительно. Поскольку Спирин С.А. не имеет действительного документа, удостоверяющего личность, ** ГУ МВД РФ по Иркутской области направлены документы в Генеральное Консульство Республики Казахстан в Российской Федерации с целью документирования Спирина С.А. свидетельством на возвращение в Республику Казахстан. ** поступил ответ из Генерального консульства Республики Казахстан о необходимости рассмотреть вопрос в отношении Спирина С.А. в соответствии с требованиями Соглашения, заключенного между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о реадмиссии, в связи с чем инициировано проведение проверки наличия или отсутствия у Спирина С.А. обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации. ** по результатам проверки ГУ МВД России по Иркутской области вынесено заключение об отсутствии обстоятельства, свидетельствующих о наличии у Спирина С.А. гражданства Российской Федерации. ** в УМВД России по АГО направлено указание о необходимости проведения мероприятий по установлению личности лица без гражданства Спирина С.А. в соответствии с требованиями ст.10.1 Федерального закона №115-ФЗ. Административный истец просит продлить срок пребывания лица без гражданства Спирина С.А. подлежащего депортации в специальном учреждении на срок 3 месяца.

В судебном заседании представитель административного истца Хетхенова Е.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала доводы административного искового заявления, дополнительно пояснила, что ответчиком подано заявление об установлении личности с целью последующей выдачи временного удостоверения личности лица без гражданства, в связи с чем проводятся мероприятия по установлению личности Спирина С.А. Просила продлить срок пребывания лица без гражданства Спирина С.А. в специальном учреждении до трех месяцев до момента документирования ответчика временным удостоверением личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Административный ответчик Спирин С.А. в судебном заседании возражений по иску не высказал.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, учитывая заключение прокурора Кульгавой Д.А., полагавшей, что имеются основания для продления срока временного пребывания лица без гражданства Спирина С.А. в специальном учреждении, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

В силу ч. 11 ст. 31 Закона в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

На основании ч. 12 ст. 31 Закона, исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

До исполнения решения о депортации иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях (п.9 ст.31 федерального закона №115-ФЗ).

Судом установлено, что приговором Амурского областного суда от ** Спирин С.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а,д,ж,з,н» ч.2 ст. 105, п. «в» ч.3 ст. 162 УК РФ, назначено наказание в виде 24 лет лишения свободы. В соответствии со ст.70 УК РФ частично присоединено неотбытое наказание по приговору от ** и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком 24 года с отбыванием пяти лет лишения свободы в тюрьме, оставшейся части лишения свободы в исправительной колонии особого режима.

Постановлением Белогорского районного суда Амурской области от ** приговор Амурского областного суда от ** изменен, исключено из резолютивной части приговора указание на назначение Спирину С.А. наказания в соответствии со ст.70 УК РФ, считать Спирина С.А. осужденным по приговору Амурского областного суда от ** по п.п. «а,д,ж,з,н» ч.2 ст. 105, п. «в» ч.3 ст. 162 УК РФ к 23 годам лишения свободы, с отбыванием пяти лет лишения свободы в тюрьме, оставшейся части лишения свободы в исправительной колонии строгого режима

Постановлением Красноярского краевого суда от ** из вводной части приговора Амурского областного суда от ** исключено указание на наличие у Спирина С.А. гражданства РФ.

На основании постановления Багучанского районного суда Красноярского края от ** Спирин С.А. для дальнейшего отбывания наказания переведен в колонию-поселение.

** Министерством Юстиции Российской Федерации издано распоряжение -рн о нежелательности пребывания (проживания) гражданина Республики Армения Спирин С.А. в Российской Федерации. С указанным распоряжением ответчик ознакомлен.

Кроме того, начальником ГУФСИН России по Красноярскому краю ** принято решение /ТО-170-нв о неразрешении въезда Спирину С.А. в Российскую Федерацию на срок 8 лет с момента отбытия наказания до момента погашения судимости. С указанным решением ответчика ознакомлен.

Согласно справки, выданной ФКУ КП-41 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, Спирин С.А. освобожден ** по отбытию срока наказания.

На основании распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации -рн ГУ МВД России по Иркутской области ** принято решение о депортации Спирина С.А. из Российской Федерации.

В целях исполнения решения о депортации после освобождения из исправительного учреждения Спирин С.А. ** помещен в Центр временного содержания иностранных граждан, расположенный в г.Ангарске, на 48 часов на основании решения ГУ МВД России по Иркутской области от **.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от ** лицо без гражданства Спирин С.А. помещен в ЦВСИГ на срок 3 месяца до **.

Поскольку Спирин С.А. не имеет действительного документа, удостоверяющего личность, ** ГУ МВД РФ по Иркутской области направлены документы в Генеральное Консульство Республики Казахстан в Российской Федерации с целью документирования Спирина С.А. свидетельством на возвращение в Республику Казахстан. ** поступил ответ из Генерального консульства Республики Казахстан о необходимости рассмотреть вопрос в отношении Спирина С.А. в соответствии с требованиями Соглашения, заключенного между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о реадмиссии.

В соответствии со ст.5.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" лицу без гражданства выдается временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации, в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии.

Приказом МВД России от ** утвержден порядок выдачи временного удостоверения личности лицу без гражданства Российской Федерации. В силу п.1 указанного Порядка временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном или районном уровнях лицу без гражданства на основании заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и копии заключения территориального органа МВД России об установлении личности иностранного гражданина, выданной в соответствии с абзацем первым пункта 12 статьи 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

В соответствии со ст.10.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ заключение об установлении личности иностранного гражданина составляется по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.(ч.12). Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца. В случае непоступления из дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций ответов на запросы территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина может быть однократно продлен по решению руководителя указанного территориального органа, но не более чем на три месяца. (ч.13).

В силу ст.35.1 ч.1 Федерального закона №115-ФЗ содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

В соответствии с ч.4 ст.35.1 указанного Федерального закона содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или отмены соответствующего решения, до передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прекращения процедуры реадмиссии, до его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном статьей 5.2 настоящего Федерального закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что ** начальником ГУ МВД России по Иркутской области утверждено заключение по результатам проверки, которым установлено отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Спирина С.А. гражданства Российской Федерации.

** ГУ МВД России по Иркутской области в адрес начальника УМВД России по АГО направлен запрос о необходимости организовать проведение мероприятий по установлению личности Спирина С.А. в соответствии с требованиями ст.10.1 Федерального закона №115-ФЗ в срок до ** с целью документирования Спирина С.А. временным удостоверением личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Из рапорта начальника ОВМ УМВД России по АГО от ** установлено, что Спирин С.А. ** обратился с заявлением об установлении личности с целью выдачи временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, организовано проведение мероприятий по установлению личности Спирина С.А., ** в ИЦ ГУ МВД России по Иркутской области направлена дактилоскопическая карта с целью установления личности ответчика, установлены автобиографические данные Спирина С.А., в территориальные органы исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту нахождения свидетелей направлены запросы с целью проведения процедуры опознания лица без гражданства по фотографии, проведения опроса свидетелей.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют, что истцом принимаются необходимые меры с целью документирования Спирина С.А. временным удостоверением личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Принимая во внимание наличие в отношении ответчика решений о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации и о депортации за пределы Российской Федерации, которые на день рассмотрения дела незаконными не признаны и не отменены, учитывая, что административным истцом организованы мероприятия по установлению личности Спирина С.А. в соответствии с требованиями ст.10.1 Федерального закона №115-ФЗ с целью выдачи временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, а также то обстоятельство, что в настоящее время ответчик не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для продления срока пребывания Спирина С.А. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Административный истец просит продлить срок временного содержания Спирина С.А. в Центре временного содержания иностранных граждан на 3 месяца.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает возможным продлить срок пребывания лица без гражданства Спирина С.А. в специальном учреждении на три месяца. Указанный срок является необходимым для реализации мероприятий по установлению личности Спирина С.А. в соответствии с требованиями ст.10.1 Федерального закона №115-ФЗ с целью документирования временным удостоверением личности лица без гражданства в Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить.

Продлить срок пребывания лица без гражданства Спирина Сергея Александровича, ** года рождения, уроженца ... ССР, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ангарскому городскому округу (дислокация г.Ангарск), на срок 3 месяца до ** включительно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья А.В.Черных

Мотивированное решение изготовлено 11.10.2021.