Дело № 2а-631/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 21 декабря 2015 года
Южский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Пятых Л.В.,
с участием помощника прокурора Южского района Габалини Я.Э.,
при секретаре Зверевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Южского района Волковой Н.А., в интересах неопределенного круга лиц к администрации Южского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению допущенных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Южской районной прокуратуры Ивановской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Южского муниципального района Ивановской области, с учетом его последующего уточнения, о признании незаконным бездействия по непринятию мер к разработке проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в Южском муниципальном районе: «д. Груздево- д. Кашино», «д. Емельяново – д. Суземье», «д. Емельяново- д. Круглово», «д. Ирыхово-д. Михали», «д. Кашино-д. Большая Ламна», «с. Мордовское-с. Снегирево», «с. Мугреевский -56 Пикет», «д. Петушки-д. Пашки», «Подъезд к д. Гавришово», «Подъезд к д. Косовка», «Подъезд к д. Маньшино», «Подъезд к д. Подъелово», «Подьезд к д. Горки», «Подъезд к д. Погорелка», «д. Селищи-д. Ирыхово», «д. Селищи-д. Спасское», «с. Хотимль-д. Кашириха», «Подъезд к Мугреево-Никольское» «Подъезд к Мугреево-Никольское участок 1 (б)», «Подъезд к с. Мугреево-Никольское, участок 2 (б)», «Подъезд к с. Мугреево-Никольское, участок 3 (м)», «д. Круглово- д. Максимово», «д. Круглово-д. Тараканово», «Подъезд к д. Илейкино», «Подъезд к д. Михеево», «д. Тараканово-д. Федьково», и понуждении обязать административного ответчика разработать проекты организации дорожного движения в срок:
- до 01 декабря 2017 года на дороги: «Подъезд к Мугреево-Никольское», «Подъезд к Мугреево-Никольское участок 1 (б)», «Подъезд к с. Мугреево-Никольское, участок 2 (б)», «Подъезд к с. Мугреево-Никольское, участок 3 (м)»,
- до 01 декабря 2018 года на дороги: «д. Емельяново – д. Суземье», «д. Емельяново- д. Круглово», «Подъезд к д. Погорелка», «с. Хотимль-д. Кашириха», «д. Круглово- д. Максимово», «д. Круглово-д. Тараканово», «Подъезд к д. Илейкино», «д. Тараканово-д. Федьково»;
- до 01 декабря 2019 года на дороги: «д. Груздево- д. Кашино», Кашино-д. Большая Ламна», «д. Петушки-д. Пашки», «Подьезд к д. Горки», «с. Мугреевский -56 Пикет», «Подъезд к д. Подъелово»;
- до 01 декабря 2020 года на дороги: «д. Ирыхово-д. Михали», «с. Мордовское-с. Снегирево», «Подъезд к д. Гавришово», «Подъезд к д. Косовка», «Подъезд к д. Маньшино», «д. Селищи-д. Ирыхово», «д. Селищи-д. Спасское», «Подъезд к д. Михеево».
Как следует из представленного административного искового заявления, указанные прокурором нарушения законодательства, выразившиеся в отсутствии разработанных проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги, выявлены в ходе проверок, проведенных прокуратурой Южского района в области надлежащей организации дорожного движения. Указанные автомобильные дороги находятся в собственности Южского муниципального района Ивановской области. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Административным ответчиком проектов организации дорожного движения не изготовлено. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на положения ч. 4 ст. 6, ст.ст. 12,, 22, 24 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», ч. 3 ст. 15 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п.5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устав Южского муниципального района Ивановской области».
В судебном заседании помощник прокурора Южского района Габалиня Я.Э. указанные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Администрации Южского муниципального района Ивановской области ФИО1 исковые требования признала в полном объеме. Порядок и последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 46,157 КАС РФ представителю административного ответчика разъяснены и понятны.
Представитель заинтересованного лица МО МВД РФ «Южский», надлежащим образом извещенного о времени месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
в соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно - транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Постановлением главы администрации Южского района Ивановской области №445-к от 18.08.2015 года «О внесении изменений в постановление администрации Южского муниципального района Ивановской области №802 от 27.09.2010 года «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Южского муниципального района»», утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Южского муниципального района. В данный перечень включены автомобильные дороги Южского района: «д. Груздево- д. Кашино», «д. Емельяново – д. Суземье», «д. Емельяново- д. Круглово», «д. Ирыхово-д. Михали», «д. Кашино-д. Большая Ламна», «с. Мордовское-с. Снегирево», «с. Мугреевский -56 Пикет», «д. Петушки-д. Пашки», «Подъезд к д. Гавришово», «Подъезд к д. Косовка», «Подъезд к д. Маньшино», «Подъезд к д. Подъелово», «Подьезд к д. Горки», «Подъезд к д. Погорелка», «д. Селищи-д. Ирыхово», «д. Селищи-д. Спасское», «с. Хотимль-д. Кашириха», «Подъезд к Мугреево-Никольское» «Подъезд к Мугреево-Никольское участок 1 (б)», «Подъезд к с. Мугреево-Никольское, участок 2 (б)», «Подъезд к с. Мугреево-Никольское, участок 3 (м)», «д. Круглово- д. Максимово», «д. Круглово-д. Тараканово», «Подъезд к д. Илейкино», «Подъезд к д. Михеево», «д. Тараканово-д. Федьково». Указанные дороги находятся в собственности Южского муниципального района, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно ответа от 30.11.2016 года заместителя Главы администрации Южского муниципального района – начальника Управления ЖКХ Администрации Южского муниципального района ФИО2, на запрос прокурора Южской районной прокуратуры, проекты организации дорожного движения разработаны на 11 дорог местного значения Южского муниципального района. В указанном списке, автомобильные дороги, являющиеся предметом настоящего иска, отсутствуют. Как следует из пояснений, данных в судебном заседании представителем ответчика ФИО1, на указанные в настоящем исковом заявлении автомобильные дороги проекты организации дорожного движения отсутствуют. При этом Главой администрации Южского района в целях устранения нарушения постановлением №838-п от 09.12.2016 года утвержден график поэтапной разработки проектов организации дорожного движения в отношении большей части дорог местного значения в период до 2020 года.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 года, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (п.10 ст. 5 ФЗ №257-ФЗ от 08.11.2007 года).
Согласно п. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ) (далее по тексту Федеральный закон №257-ФЗ от 08.11.2007 года) к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 этого же Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Приказом Минтранса России от 17.03.2015 №43 утверждены Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения.
Одной из основных целей разработки документации по организации дорожного движения является обеспечение безопасности дорожного движения (п.3 Правил).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения » обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 17 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 года предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года N 402, Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 9 Классификации разработка проектов организации дорожного движения отнесена к прочим работам по содержанию автомобильных дорог.
В рамках определенных федеральным законодательством полномочий совместным письмом МВД России от 02.08.2006 N 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 N 01-29/5313 утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, который устанавливает основные требования к содержанию проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и разметки. Кроме того, пунктом 1.4 данного Порядка заказчиком проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог определены органы исполнительной власти местного самоуправления, уполномоченные управлять этими дорогами. Заказчиком ПОДД являются для муниципальных автомобильных дорог органы исполнительной власти, уполномоченные управлять данными дорогами.
Проект организации дорожного движения подлежит согласованию с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России. Согласование ПОДД возлагается на организацию-проектировщика (п.5 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения). Проект организации дорожного движения утверждает заказчик (п.6 указанного Порядка).
На основании изложенного проект организации дорожного движения (далее - ПОДД) разрабатывается и утверждается в установленном порядке на основании п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 ФЗ "О безопасности дорожного движения" и подп. 1 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N 402.
Необходимость разработки, согласования и утверждения ПОДД вытекает также из содержания п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения".
Постановлением Госстандарта от 11 октября 1993 года N 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Рекомендательный характер настоящего стандарта и отсутствие установленных нормативными правовыми актами сроков разработки ПОДД не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района и обеспечения безопасности дорожного движения на них (включающих в себя и изготовление ПОДД).
Вместе с тем, до настоящего времени ПОДД на автомобильных дорогах, указанных в исковом заявлении не разработаны и не утверждены.
С учетом изложенного, отсутствие вышеуказанных проектов организации дорожного движения нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность движения транспортных средств и пешеходов.
Требования административного истца о возложении на администрацию Южского муниципального района обязанности разработать проект организации дорожного движения на автомобильные дороги, Южского района подлежат удовлетворению.
Согласно положения п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Требуемые прокурором к применению сроки для разработки проектов организации дорожного движения направлены на поэтапное устранение допущенных нарушений, с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе места расположения дорог, интенсивности дорожного движения, характера защищаемого права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, являются разумными и справедливыми.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227, 179-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление заместителя прокурора Южского района Ивановской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Южского муниципального района Ивановской области по непринятию мер к разработке проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги Ивановской области Южского района:
«д. Груздево-д. Кашино», «д. Емельяново – д. Суземье», «д. Емельяново- д. Круглово», «д. Ирыхово-д. Михали», «д. Кашино-д. Большая Ламна», «с. Мордовское-с. Снегирево», «с. Мугреевский -56 Пикет», «д. Петушки-д. Пашки», «Подъезд к д. Гавришово», «Подъезд к д. Косовка», «Подъезд к д. Маньшино», «Подъезд к д. Подъелово», «Подьезд к д. Горки», «Подъезд к д. Погорелка», «д. Селищи-д. Ирыхово», «д. Селищи-д. Спасское», «с. Хотимль-д. Кашириха», «Подъезд к Мугреево-Никольское» «Подъезд к Мугреево-Никольское участок 1 (б)», «Подъезд к с. Мугреево-Никольское, участок 2 (б)», «Подъезд к с. Мугреево-Никольское, участок 3 (м)», «д. Круглово- д. Максимово», «д. Круглово-д. Тараканово», «Подъезд к д. Илейкино», «Подъезд к д. Михеево», «д. Тараканово-д. Федьково».
Обязать администрацию Южского муниципального района Ивановской области устранить допущенные нарушения путем разработки проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги Южского района Ивановской области в срок:
-до 01 декабря 2017 года на дороги: «Подъезд к Мугреево-Никольское, «Подъезд к Мугреево-Никольское участок 1 (б)», «Подъезд к с. Мугреево-Никольское, участок 2 (б)», «Подъезд к с. Мугреево-Никольское, участок 3 (м)»;
- до 01 декабря 2018 года на дороги: «д. Емельяново – д. Суземье», «д. Емельяново- д. Круглово», «Подъезд к д. Погорелка», «с. Хотимль-д. Кашириха», «д. Круглово- д. Максимово», «д. Круглово-д. Тараканово», «Подъезд к д. Илейкино», «д. Тараканово-д. Федьково»;
- до 01 декабря 2019 года на дороги: «д. Груздево- д. Кашино», Кашино-д. Большая Ламна», «д. Петушки-д. Пашки», «Подьезд к д. Горки», «с. Мугреевский -56 Пикет», «Подъезд к д. Подъелово»;
- до 01 декабря 2020 года на дороги: «д. Ирыхово-д. Михали», «с. Мордовское-с. Снегирево», «Подъезд к д. Гавришово», «Подъезд к д. Косовка», «Подъезд к д. Маньшино», «д. Селищи-д. Ирыхово», «д. Селищи-д. Спасское», «Подъезд к д. Михеево».
Административному ответчику – администрации Южского муниципального района Ивановской области сообщить об исполнении решения суда в Южский районный суд и административному истцу:
- в срок до 01 января 2018 года в части обязательств, установленных к исполнению до 01 декабря 2017 года;
- в срок до 01 января 2019 года в части обязательств, установленных к исполнению до 01 декабря 2018 года;
- в срок до 01 января 2020 года в части обязательств, установленных к исполнению до 01 декабря 2019 года;
- в срок до 01 января 2021 года в части обязательств, установленных к исполнению до 01 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Пятых Л.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 26 декабря 2016 года.