ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-631/2018 от 16.03.2018 Североморского районного суда (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2018 года

Дело № 2а-631/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2018 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ревенко А.А.

при секретаре Власовой Ю.М.

с участием представителя административного истца Пожидаева А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Североморска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Североморска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области (Управление Роскомнадзора по Мурманской области) о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, указав в обоснование, что прокуратурой г. Североморска проведена проверка, по результатам которой выявлен сайт, расположенный по адресу: ***, на котором опубликована информация о способах фальсификации итогов выборов, то есть информация, запрещенная к распространению. Данная информация открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц.

Информация о владельце сайта отсутствует, в связи с чем привлечь его к участию в рамках административного производства невозможно.

На момент проверки указанный Интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, что подтверждается прилагаемой копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора.

Принимая во внимание, что сведения, размещенные на указанном сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости фальсификации проведения выборов и подведения их итогов, побуждая неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуя их совершению, ссылаясь на статьи 2 и 9, части 1 и 6 ст. 10, ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», статьи 64 и 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», статьи 142.1, 142.2 Уголовного кодекса РФ, ст. 39 КАС РФ, просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте по сетевому адресу: ***, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора г. Североморска Пожидаев А.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме. Заявил ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку доступ неопределенного круга лиц к вышеуказанной информации может нанести значительный ущерб публичным интересам.

Представитель административного ответчика – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Роскомнадзора по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен.

В представленном отзыве представитель Управления Роскомнадзора по Мурманской области не возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что выявленный прокурором Интернет-ресурс может быть включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, на основании решения суда. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ данный кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Пунктом 2.1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.

Учитывая характер общественных отношений, подлежащих защите, - основы конституционного строя, прав и законных интересов граждан, обеспечение безопасности государства (п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») данный административный иск подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

На основании п. 5 ст. 15 данного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ст. 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено п. 6 ст. 10 этого Федерального закона, запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 2 ч. 5 с. 15.1 этого Федерального закона в качестве основания включения сведений в Единый реестр предусмотрено вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую сведения о сайте, запрещенной информации и соответствующем решении.

Как указано обоснование заявления, прокуратурой г. Североморска проведена проверка, по результатам которой выявлен сайт, расположенный по адресу: ***, на котором опубликована информация о способах фальсификации итогов выборов. Указанный интернет-ресурс предоставляют возможность свободного доступа неограниченного круга лиц к названой информации.

Как провозглашено в преамбуле Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», демократические, свободные выборы в органы государственной власти, являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах, защита демократических принципов и норм избирательного права.

В соответствии со ст. 3 данного Федерального закона граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при *** голосовании. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Пункт 1 ст. 68 указанного Федерального закона предусматривает, что подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Порядок голосования определен ст. 64 названного Федерального закона, пунктами 4-8 которой установлено, что каждому избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, выдаются бюллетени. При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер данного документа. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Каждый избиратель голосует лично.

Согласно статьям 142.1, 142.2 Уголовного кодекса РФ фальсификация итогов голосования и незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня являются уголовно наказуемыми.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения преступлений.

Как следует из представленной копии общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора, на момент проверки вышеназванный Интернет-ресурс в Единый реестр не внесен, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайте по адресу: *** информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Представителем административного истца в ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению, которое суд полагает подлежащим удовлетворению, поскольку полагает, что доступ к информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, может нанести значительный ущерб публичным интересам.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Североморска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: ***, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для внесения федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указанной информации в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда о внесения федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации, размещенной в сети Интернет по адресу: *** в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено – обратить к немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Ревенко