дело № 2а-6324/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2016 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Сыктывкара к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным административного регламента,
установил:
прокурор города Сыктывкара обратился в суд с административным иском к администрации МО ГО «Сыктывкар», в котором просит признать Постановление администрации МО городского округа "Сыктывкар" от ** ** **№... "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории МО ГО "Сыктывкар" (далее – административный регламент) недействующим и несоответствующим федеральному законодательству. В обоснование административного иска указано на то, что по п. 2.6 административного регламента требуется предоставление Согласия в письменной форме всех собственников помещений многоквартирного дома на перепланировку и (или) переустройство жилого помещения (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме), а также Согласия в письменной форме всех собственников комнат в коммунальной квартире на перепланировку и (или) переустройство жилого помещения (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если при проведении переустройства и (или) перепланировки в коммунальной квартире изменяется размер общего имущества в коммунальной квартире), что, по мнению прокурора, является нарушением ч. 3 ст. 26 ЖК РФ. Доводов о незаконности каких-либо иных положений регламента не приводится.
В судебном заседании прокурор Н.Н. требования поддержала, уточнив, что предметом оспаривания является только п.п. 6, 7 п. 2.6 административного регламента.
Представители административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» К.А. и В.Н. возражали против удовлетворения административного иска.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В соответствии с п. 2.6 административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Для получения муниципальной услуги заявитель подает в отдел по организации предоставления муниципальных услуг МБУ "ГИКЦ", МФЦ, на порталы государственных и муниципальных услуг (функций) заявление о предоставлении муниципальной услуги по установленной форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящему административному регламенту, а также следующие документы:
1. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством, и (или) иной документ, подтверждающий полномочия представителя (законного представителя) (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если заявление подписывается представителем заявителя (законным представителем).
2. Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя) (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит).
3. Правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (1 экз., копия (с представлением оригинала) или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия, копия возврату не подлежит).
4. Проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, подготовленный и оформленный в установленном порядке (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит).
5. Согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).
6. Согласие в письменной форме всех собственников помещений многоквартирного дома на перепланировку и (или) переустройство жилого помещения (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме).
7. Согласие в письменной форме всех собственников комнат в коммунальной квартире на перепланировку и (или) переустройство жилого помещения (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если при проведении переустройства и (или) перепланировки в коммунальной квартире изменяется размер общего имущества в коммунальной квартире).
Таким образом, помимо документов, указанных в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, административный регламент предусматривает необходимость предоставления согласия в письменной форме всех собственников помещений многоквартирного дома на перепланировку и (или) переустройство жилого помещения (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме) и согласия в письменной форме всех собственников комнат в коммунальной квартире на перепланировку и (или) переустройство жилого помещения (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если при проведении переустройства и (или) перепланировки в коммунальной квартире изменяется размер общего имущества в коммунальной квартире).
Часть 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, которые заявитель должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.
Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей ст. 26 ЖК РФ установлено, что орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.
Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, п. п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 41 ЖК РФ изменение размера общего имущества в коммунальной квартире возможно только с согласия всех собственников комнат в данной квартире путем ее переустройства и (или) перепланировки.
Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если переустройство и (или) перепланировка невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме) либо общего имущества в коммунальной квартире, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 26 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме либо согласия всех собственников коммунальной квартиры.
Часть 2 ст. 26 ЖК РФ определяет перечень документов, когда переустройство и (или) перепланировка жилого помещения не связаны с присоединения части общего имущества в многоквартирном доме (например, земельного участка) либо общего имущества коммунальной квартиры (например, кухни). Данный пункт дублируется в подпунктах 1-5 п. 2.6 административного регламента.
Если же переустройство и (или) перепланировка жилого помещения связаны с присоединения части общего имущества в многоквартирном доме либо части общего имущества коммунальной квартиры, то у заинтересованного гражданина в силу ч. 2 ст. 40, ч. 2 ст. 41, ч. 3 ст. 36 ЖК РФ имеется прямая обязанность предоставления согласия в письменной форме всех собственников помещений в многоквартирном доме либо согласия всех собственников коммунальной квартиры.
Оспариваемые п.п. 6, 7 п. 2.6 административного регламента являются дублированием в муниципальном акте положений Жилищного кодекса РФ.
Аналогичная позиция нашла свое отражение в ответе на вопрос № 4 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года», утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска прокурора не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора города Сыктывкара к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным административного регламента оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято
Судья М.В. Щелканов