Дело № 2а-632/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Павловой Е.А., при секретаре Чумаковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании незаконным бездействия и обязании направить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земель, входящих в особо охраняемую природную территорию - рекреационная местность местного значения «Северо-Байкальская», обеспечивающие государственный кадастровый учет границ земель указанной особо охраняемой природной территории.
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный природоохранный обратился в суд с иском к администрации МО «Северо-Байкальский район» с требованиями о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район», выразившиеся в непринятии мер по правлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальский район», обеспечивающих государственный кадастровый учет границ указанной особо охраняемой природной территории, обязании администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» направить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земель, входящих в особо охраняемую природную территорию - рекреационная местность местного значения «Северо- Байкальская», обеспечивающие государственный кадастровый учет границ земель указанной особо охраняемой природной территории.
В ходе проверки прокуратура установила, что администрацией МО «Северо- Байкальский район» не исполняются требования федерального законодательства по государственному кадастровому учету особо охраняемой природной территории местного значения - рекреационная местность «Северо-Байкальская». Рекреационная местность местного значения «Северо-Байкальская» утверждена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.01.2006 г. № 13 «О согласовании Положений о рекреационных местностях местного значения в Баргузинском, Селенгинском и Северо-Байкальском районах». В орган государственного кадастрового учета не представлены документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемую природную территорию, для государственного кадастрового учета его границ, что является нарушением требований федерального законодательства и противоречит принципам рационального природопользования и государственной политике в области охраны окружающей среды. В связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель до настоящего времени не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зоны с особыми условиями использования. При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий заказника возможно принятие неправомерного решения о предоставлении участков, их использовании с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Изложенное бездействие, выразившиеся в непринятии мер по кадастровому учету границ рекреационной местности влечет угрозу нарушения гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов, причинение ущерба уникальной экологической системе озера Байкал. В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, прокурором подается заявление в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель природоохранной прокуратуры Манданов Р.А. поддержал исковые требования в полном объеме, проси иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности ФИО1 в судебном заседании суду пояснила, что администрация не бездействует, принимаются меры, после утверждении перечня охраняемых природных территорий регионального и местного значения республики Бурятия Приказ от 18.01.2018 № 14-ПР, ДД.ММ.ГГГГ между Минстроем и администраций заключено соглашение о предоставлении субсидии для внесения изменений в документацию территориального планирования и градостроительного зонирования в 2018 (проектные работы). ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт межу администрацией района и АО «Бурятгражданпроект» на выполнение работ по корректированию документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования района. Срок проведения до 01.11.2018 года. После выполнения указанных работ определения границ населённых пунктов, межселенческих все данные буду предоставлены в Росреестр. Таким образом, считают требования прокурора не обоснованными, в иске отказать.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов в судебное заседание не явились, предоставили отзыв согласно которого согласны с требованиями прокурора.
Заинтересованное лицо филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, согласно отзыва поддерживают выводы изложенные в административном иске, в Росреестре сведения о ООПТ рекреационная местность местного значения «Северо-Байкальская» отсутствуют.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования носят законный характер, подлежат удовлетворению частично и соответствуют статье 39 Кодекса об административном судопроизводстве Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц
Судом установлено, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка соблюдения на поднадзорной территории законодательства об особо охраняемых природных территориях, регулирующего порядок постановки на государственный кадастровый учет рекреационных местностей местного значения. В ходе проверки установлено, что администрацией МО «Северо- Байкальский район» не исполняются требования федерального законодательства по государственному кадастровому учету особо охраняемой природной территории (далее ООПТ) местного значения - рекреационная местность «Северо-Байкальская». Рекреационная местность местного значения «Северо-Байкальская» утверждена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.01.2006 г. № 13 «О согласовании Положений о рекреационных местностях местного значения в Баргузинском, Селенгинском и Северо-Байкальском районах». Согласно п.4.1 указанного Положения управление рекреационной местностью осуществляется администрацией рекреационной местности, Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район». Проверкой было установлено, что в нарушение ст. 95 Земельного кодекса РФ, ч. 2, ч. 3 ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» работы по государственному кадастровому учету границ особо охраняемой природной территории местного значения - рекреационная местность «Северо-Байкальская» не проведены. В орган государственного кадастрового учета не представлены документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемую природную территорию, для государственного кадастрового учета его границ, что является нарушением требований федерального законодательства и противоречит принципам рационального природопользования и государственной политике в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2-4 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов; исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 5.1 Закона Республики Бурятия «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия» к полномочиям органов местного самоуправления в Республике Бурятия в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения относятся:
1) осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в порядке, установленном муниципальными правовыми актами;
2) принятие решения об образовании особо охраняемой природной территории местного значения, утверждении границ и определение режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования особо охраняемой природной территории местного значения;
3) управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения.
В силу ст. 6 Закона Республики Бурятия «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия» категории особо охраняемых природных территорий Республики Бурятия выделяются на основе особенностей их статуса, режима особой охраны, а также статуса находящихся на них природоохранных учреждений.
Конкретные особенности режима особой охраны особо охраняемых природных территорий Республики Бурятия устанавливаются утвержденным в установленном порядке положением о данной территории.
В положении о каждой конкретной особо охраняемой природной территории Республики Бурятия должен быть определен орган, в ведении которого она будет находиться.
Статьей 6 Закона Республики Бурятия «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий определены категории указанных территорий, в том числе особо охраняемые природные территории местного значения - рекреационные местности местного значения.
Статьей 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона «О государственной, регистрации недвижимости» в, реестр границ вносятся сведения об особо охраняемых природных территориях.
Данной нормой установлено, что в реестр границ включаются следующие сведения: индивидуальные обозначения территорий, описание местоположения границ таких территорий, наименование органов государственной власти, принявших решение о создании территорий, реквизиты указанных решений и источники их официального опубликования, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких территорий.
Статьей 32 указанного закона установлена обязанность органов государственной власти направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п. 10 ч. 1). Уполномоченные органы государственной власти направляют такие документы в течение 6 месяцев с даты принятия решения о создании ООПТ в связи с необходимостью составления карты (плана) объекта землеустройства (ч. 20).
Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории. В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях местного значения с ограничениями режима их использования создает угрозу нарушения требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанных с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий и нарушениями режима их использования, а также их утрате.
Таким образом, обязанность по направлению указанных документов в Росреестр возложена на администрацию МО «Северо-Байкальский район»
Административный истец просит признать бездействия администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район», выразившиеся в непринятии мер по направлению в орган государственного кадастрового учета документов.
С данным требованием суд не может согласиться, так как Приказом Министерства природных ресурсов от 18.01.2018 № 14-ПР, был утвержден Перечень особо природных территорий регионального и местного значения в Республике Бурятия по состоянию на 01.01.2018. Согласно указанного перечня в особо охраняемую природную территорию вошли территории Северо-Байкальского района: в том числе Северо-Байкальская рекреационная местность.
ДД.ММ.ГГГГ между Минстроем и администраций МО «Северо-Байкальский район» заключено соглашение о предоставлении субсидии для внесения изменений в документацию территориального планирования и градостроительного зонирования в 2018 (проектные работы).
ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт межу администрацией МО «Северо-Байкальский район» и АО «Бурятгражданпроект» на выполнение работ корректированию документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования района. Срок проведения до 01.11.2018 года.
Таким образом, ответчиком администрацией МО «Северо-Байкальский район» предпринимаются меры по сбору документов содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальский район» для дальнейшего их направления в Росреестр. Представителем истца других доказательств бездействия ответчика суду не было предоставлено.
В соответствии со ст. 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия Российская Федерация приняла на себя обязательства обеспечивать охрану, сохранение, консервацию и передачу будущим поколениям природного наследия, которое расположено на ее территории.
В соответствии со ст. 3 данного договора каждое государство - сторона Конвенции обязуется не принимать преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб природному наследию.
В связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель до настоящего времени не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зоны с особыми условиями использования.
При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий ООПТ возможно принятие неправомерного решения о предоставлении участков, их использовании с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Как установлено, судом, и подтверждается отзывом заинтересованного лица филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» документов в Росреестре о сведениях ООПТ «Северо-Байкальское» не поступало, что так же не оспаривается ответчиком.
Таким образом, требования истца об обязании направления в Росреестр документов содержащие сведения по ООПТ «Северо-Байкальское» подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 178 КАС при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
С учетом положения статьи 178 КАС РФ, учитывая, что проектные работы будут исполнены до 01.11.2018 суд находит возможным предоставить срок для исполнения решения суда до 01.12.2018..
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» направить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земель, входящих в особо охраняемую природную территорию - рекреационная местность местного значения «Северо-Байкальская», обеспечивающие государственный кадастровый учет границ земель указанной особо охраняемой природной территории.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 02.07.2018.
Судья Е.А. Павлова