ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-632/2021 от 29.09.2021 Марьяновского районного суда (Омская область)

Дело №2а–632/2021

УИД: 55RS0018-01-2021-000879-63

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Соляник Е.А.,

при секретаре Флеглер Т.А.,

при подготовке судебного процесса помощником судьи Михайленко Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений, указав, что прокуратурой Марьяновского района Омской области проведена проверка исполнения законодательства о стратегическом планировании, бюджетного законодательства в деятельности администрации Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района, по итогам которой установлено, что постановлением Главы Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района от 01.11.2013 № 58 утверждена муниципальная программа «Развитие социально-экономического потенциала Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района». В указанную муниципальную программу регулярно вносятся изменения, а именно: постановлениями Главы Орловского сельского поселения от 01.04.2021 № 20, от 22.07.2021 № 47 внесены изменения в паспорта подпрограммы муниципальной программы, при этом уведомления об утверждении муниципальной программы, а также о внесении в неё изменений в Министерство экономического развития РФ не направлялись, в связи с чем их государственная регистрация не производилась, сведения в реестре на сайте gasu.gov.ru, являющемся общедоступным информационным ресурсом стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не размещались. Незаконное бездействие администрации Орловского сельского поселения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к информации в сфере стратегического планирования.

Просит признать незаконным бездействие администрации Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, выразившееся в ненаправлении уведомлений об утверждении муниципальной программы «Развитие соцально-экономического потенциала Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района», а также о внесении в неё изменений в Министерство экономического развития РФ; возложить на администрацию Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области обязанность направить уведомления об утверждении муниципальной программы «Развитие социально-экономического потенциала Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района», утвержденной Постановлением Главы Орловского сельского поселения от 01.11.2013 № 58, а также о внесении в неё изменений в Министерство экономического развития РФ в срок до 01.02.2022.

В судебном заседании прокурор Марьяновского района Омской области Грициков А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Ходатайство об установлении отсрочки исполнения решения суда до 01.02.2022 обосновал отсутствием необходимого кадрового ресурса в администрациях сельских поселений, отсутствием в штате администрации поселения юриста, что осложняет своевременное исполнение заявленных к исполнению требований.

Представитель административного ответчика администрации Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании участие не принимал.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Статьей 6 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №172-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления отнесены разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления.

Частью 5 ст. 11 Федерального закона №172-ФЗ к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, отнесены: 1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования; 2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования; 3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период; 4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период; 5) муниципальные программы.

В ст. 7 Федерального закона №172-ФЗ определены принципы стратегического планирования, одним из которых является принцип прозрачности (открытости) стратегического планирования, который предполагает, что документы стратегического планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом <данные изъяты>, подлежат официальному опубликованию.

Согласно ст. 12 Федерального закона №172-ФЗ, документы стратегического планирования подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом <данные изъяты>. Федеральный государственный реестр документов стратегического планирования создается федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Руководители органов местного самоуправления несут ответственность за достоверность и своевременность представления информации для государственной регистрации документов стратегического планирования.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 N 631 утверждены Правила государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования (далее – Правила №631).

Согласно п.12 указанных Правил №631 органы местного самоуправления, ответственные за разработку соответствующих документов стратегического планирования, в течение 10 дней со дня утверждения (одобрения) документа стратегического планирования или внесения в него изменений направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации уведомление. Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 10 дней со дня получения уведомления обеспечивает проверку соответствия содержащихся в нем сведений и документов обязательным требованиям.

Требования к форме уведомления, порядок ее заполнения и представления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 11 Правил).

Согласно пункту 13 Правил в случае соответствия уведомления требованиям, предусмотренным пунктом 11 настоящих Правил, Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию документа стратегического планирования с внесением соответствующей записи в реестр.

Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом доступе в течение одного рабочего дня со дня: а) внесения записи о документе стратегического планирования в реестр; б) внесения изменения в запись реестра о документе стратегического планирования (пункт 17 Правил).

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Орловского сельского поселения № 58 от 01.11.2013 утверждена муниципальная программа «Развитие социально-экономического потенциала Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области».

Постановлениями главы администрации Орловского сельского поселения № 20 от 01.04.2021 и № 47 от 22.07.2021 внесены изменения в муниципальную программу Орловского сельского поселения «Развитие социально-экономического потенциала поселения Марьяновского муниципального района Омской области», утвержденную постановлением Главы Орловского сельского поселения от 01.11.2013 № 58.

По состоянию на 31.08.2021 уведомления об утверждении (одобрении) в Министерство экономического развития Российской Федерации муниципальной программы, а также документов о внесении изменений в муниципальную программу «Развитие социально-экономического потенциала Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области» не направлялись, соответствующей информации на официальном сайте не содержится, что подтверждается ответом главы сельского поселения на представление прокурора и скриншотом с сайта gasu.gov.ru. Доказательств обратного в материалы дела административным ответчиком не представлено.

Несоблюдение вышеуказанных требований нарушает принцип прозрачности (открытости) стратегического планирования, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к соответствующей информации, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 178, 187 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения. Решение суда приводится в исполнение после его вступления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая характер заявленных требований, предполагаемый объем работы, связанный с их исполнением, суд считает необходимым установить предельный срок для принятия административным ответчиком мер по направлению уведомления об утверждении муниципальной программы и внесении в неё изменений в Министерство экономического развития РФ в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу, при этом орган местного самоуправления не лишен права исполнения решения суда в более ранние сроки.

Поскольку в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика государственной пошлины по делу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Орловского сельского поселения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, выразившееся в ненаправлении уведомлений об утверждении постановлением главы администрации Орловского сельского поселения № 58 от 01.11.2013 Муниципальной программы «Развитие соцально-экономического потенциала Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района», а также о внесении в неё изменений постановлениями главы администрации Орловского сельского поселения № 20 от 01.04.2021 и № 47 от 22.07.2021, в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Возложить на администрацию Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области обязанность направить в Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу уведомления:

о Муниципальной программе «Развитие социально-экономического потенциала Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района», утвержденной Постановлением Главы Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 01.11.2013 № 58;

о внесении изменений Постановлением главы администрации Орловского сельского поселения № 20 от 01.04.2021 в Муниципальную программу «Развитие социально-экономического потенциала Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района», утвержденную Постановлением Главы Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 01.11.2013 № 58;

о внесении изменений Постановлением главы администрации Орловского сельского поселения № 47 от 22.07.2021 в Муниципальную программу «Развитие социально-экономического потенциала Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района», утвержденную Постановлением Главы Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 01.11.2013 № 58.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Марьяновский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Соляник

В окончательной форме решение принято 11.10.2021