ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6332/20 от 16.02.2021 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

№ 2а-978/2021

61RS0022-01-2020-013300-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2021 года г.Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Верещагиной В.В.,

при секретаре судебного заседания Панчихиной В.В.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области, УФНС по Ростовской области об обязании исправить ошибки, допущенные при расчете налога на имущество физических лиц и произвести его перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в Таганрогский городской суд с административным иском к ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области об обязании исправить ошибки, допущенные при расчете налога на имущество физических лиц и произвести его перерасчет, в обоснование указав следующее.

ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области был начислен к уплате налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 5494 рублей в отношении принадлежащей административному истцу ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый , находящийся по адресу: <адрес>.

В связи с тем, что, по мнению административного истца, расчет вышеуказанного налога был осуществлен сотрудниками ИФНС с ошибками, ФИО1 направил 14.10.2020г. письмо в ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области и 16.11.2020г. жалобу в УФНС Ростовской области, на которые получил ответы из ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области от 09.11.2020г. №10-22/32294 и из УФНС по Ростовской области от 17.12.2020г. №23-15/3586, из которых следует, что налог исчислен правильно.

Административный истец не согласен с позицией налоговых органов, считает, что ИФНС при расчете налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за 2017 год неправильно учитывает только коэффициент-дефлятор и не учитывает долю налогоплательщика в праве общедолевой собственности на объект недвижимости. В связи с этим ИФНС в дальнейшем при расчете суммы налога по инвентаризационной стоимости за 2017 год использует ошибочно полученную налоговую базу в размере 1346052 рублей.

К этой налоговой базе административный ответчик ошибочно применил не соответствующую этой налоговой базе налоговую ставку 0,8%, тем самым допустив вторую ошибку в расчетах. При этом в соответствии с решением Городской Думы г.Таганрога Ростовской области от 21.11.2014г. №22 к объекту недвижимости стоимостью 1346052 рублей должна применяться налоговая ставка 1,5%.

В связи с этим административный истец считает, что действия ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области противоречат п.4 ст.406 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), чем нарушены права и законные интересы ФИО1, как налогоплательщика.

По его мнению, ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области рассчитала сумму налога на имущество физических лиц по инвентаризационной стоимости за 2017 год и в конечном итоге незаконно начислила ФИО1 налог к уплате за 2019 год.

В связи с этим административный истец просит суд обязать ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области исправить ошибки, допущенные при расчете налога на имущество физических лиц за 2019 год и произвести его перерасчет, предъявив к уплате ФИО1 законную сумму данного налога.

Протокольным определением суда от 27.01.2021г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФНС по Ростовской области.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал доводы административного искового заявления, просил удовлетворить административные исковые требования в полном объеме. Полагал, что ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области неправильно исчислен налог на имущество физических лиц за 2019 год в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, собственником которого (? доли в праве собственности) он является.

Представитель административного ответчика ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области ФИО2, действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, полагала, что административное исковое заявление является незаконным и необоснованным, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать. Поддержала доводы возражений на иск. Полагала, что расчет налога произведен налоговым органом в соответствии с действующим налоговым законодательством. Пояснила, что такое понятие, как доля в праве собственности (в данном случае 1/2 доли в праве собственности на жилой дом) в качестве самостоятельного объекта налогообложения НК РФ не предусмотрено. Кроме того, доля в праве собственности на жилой дом не может отождествляться с понятием «часть дома», в противном случае доля в праве собственности подлежала бы государственной регистрации в качестве самостоятельного объекта. При этом размер налога на имущество физических лиц зависит от размера налоговой базы, налоговой ставки, периода владения, а также размера доли в праве собственности. Кадастровая стоимость объекта недвижимости устанавливается в отношении жилого дома, а не доли в праве собственности на дом. Налоговые ставки применяются исходя из кадастровой стоимости, установленной в отношении домовладения. При исчислении налога на имущество физических лиц налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома, независимо от количества участников общей долевой собственности.

В судебное заседание представитель УФНС по Ростовской области не явился, о времени, дате и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика УФНС по Ростовской области рассмотрено в порядке ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации).

Выслушав административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником 1/2 доли жилого дома площадью 212 кв.м. с кадастровым номером 61:58:0005277:235, расположенного по адресу: <адрес>.

В адрес налогоплательщика ФИО1 ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области было направлено налоговое уведомление от 01.09.2020г. №16095364 об уплате налогов, в том числе, налога на имущество физических лиц за 2019г. в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 5494 рублей.

Полагая, что расчет налога на имущество физических лиц за 2019 год в отношении вышеуказанного жилого дома произведен неправильно, ФИО1 обратился с соответствующим заявлением в ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области (вх.№05525/3Г от 15.10.2020г.), на которое налоговым органом был дан ответ от 09.11.2020г. №10-22/32294 о том, что налог на имущество физических лиц по налоговому уведомлению от 01.09.2020г. №16095364 исчислен правильно.

Не согласившись с данным ответом, административный истец 16.11.2020г. обратился с жалобой на действия сотрудников ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области в УФНС по Ростовской области (вх. №04067/ОГ от 19.11.2020г. 24.12.2020г. ФИО1 получил из УФНС по Ростовской области ответ от 17.12.2020г. №23-15/3586 о том, что действия налогового органа по исчислению налога на имущество физических лиц за 2017-2019гг. правомерны и соответствуют действующему налоговому законодательству.

Давая оценку действиям должностных лиц ИФНС России по Ростовской области суд считает, что они являются законными в связи со следующим.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Аналогичная обязанность установлена п. 1 ст. 3 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Ст. 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Согласно п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом: квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2.1 ст. 408 НК РФ.

Абзацем первым п.3 ст.408 НК РФ установлено, что в случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, то налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ с учетом положений п.8 ст.408 НК РФ для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

П.1 ст.402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 НК РФ.

При этом указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Единая дата начала применения на территории Ростовской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 01.01.2018г. (Областной закон от 27.07.2017г. №1174-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Ростовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»).

Согласно п.2 ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.

На территории г. Таганрога Ростовской области налог на имущество физических лиц с 01.01.2018г. исчисляется в соответствии с Решением Городской Думы г.Таганрога от 26.10.2017г. № 400 «О налоге на имущество физических лиц».

П.2.2 ст.2 вышеуказанного Решения Городской Думы г.Таганрога установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в отношении жилых домов, частей жилых домов; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, в следующих размерах: кадастровая стоимость до 1200000 руб. (включительно) - ставка налога 0,1 %; кадастровая стоимость свыше 1200000 руб. до 2000000 руб. (включительно) - ставка налога 0,2 %; кадастровая стоимость свыше 2000000 руб. - ставка налога 0,3 %.

Согласно п.5 ст.403 НК РФ налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений п. 9 ст.408 НК РФ по следующей формуле: Н = (H1 - Н2) х К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате; H1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 408 НК РФ, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 НК РФ без учета положений пунктов 4 - 6 статьи 408 НК РФ: Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 статьи 408 НК РФ) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 НК РФ: К - коэффициент, равный 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 НК РФ.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по <адрес> в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1 на праве собственности (? доли права собственности) произведен расчет суммы налога на имущество физических лиц за 2019 год в следующем порядке:

- жилой дом (кадастровый ), с площадью 212 кв. м, инвентаризационной стоимостью 1346052 рублей за налоговый период 2017 год с учетом применения повышающего коэффициента - дефлятора в размере 1,425, исходя из кадастровой стоимости за налоговый период - 2019 год, равной 4937490,60 рублей:

Н = (Н1 - Н2) х К + Н2, где:

1) расчет показателя «Н1»: стоимость 1 кв. м.- (4937490,60 руб. (кадастровая стоимость квартиры) / 212 кв. м. (площадь жилого дома)) =_23290,05 рублей; Расчет налоговой базы: 212 кв.м. - 50 кв.м. = 162 кв.м. х 23290,05 рубля (размер 1 кв. м.) = 3772988 рублей. «Н1» (сумма налога по кадастровой стоимости) составляет - (3772988х0,3%) = 11318,96 рублей;

2) за 2017 год за жилой дом показатель «Н2» составляет:

1346052 рубля (налоговая база по инвентаризационной стоимости)х 0,8% (ставка, применяемая в 2017 году в отношении ФИО1) = 10768,42 рубля.

При расчете показателя «Н2» необходимо учитывать, что за 2017 год расчет налога на имущество физических лиц производился исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) с применением к ней соответствующей ставки налога (в рассматриваемом случае 0,8%). Вместе с тем после начала применения на территории Ростовской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (с 01.01.2018) формула расчета суммы налога на имущество изменилась, и при расчете показателя «Н2» применяется полная инвентаризационная стоимость конкретного объекта налогообложения (жилой дом) без учета доли налогоплательщика в праве общей собственности с применением налоговой ставки, установленной в 2017 году в отношении налогоплательщика.

«Н» - налог на имущество физических лиц за 2019 год за целый жилой дом составляет: (11318,96 - 10768,42) х 0,4 + 10768,42 = 10988,64 рубля.

В связи с тем, что вышеуказанный жилой дом (кадастровый ) находится в общей долевой собственности, то сумма налога на имущество физических лиц за 2019 год исчисляется в соответствии с п.1 ст.408 НК РФ с учетом положений п.8 ст.408 НК РФ для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

Таким образом, налог на имущество физических лиц за налоговый период - 2019 год, исчисленный в отношении 1/2 доли в праве собственности ФИО1, составил 5494 рублей (10988х1/2 доли).

Доводы ФИО1 о том, что, так как он является собственником указанного выше объекта недвижимости (? доли в права собственности), то сумма налога на имущество физических лиц должна исчисляться с ? кадастровой стоимости жилого дома, а не со стоимости всего жилого дома, при этом доля в праве собственности на объект является самостоятельным объектом налогообложения, не могут быть приняты во внимание, так как являются необоснованными.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с НК РФ.

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Абзацем третьим ст.130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В данном случае в соответствии со ст.401 НК РФ объектом налогообложения является жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно налоговому законодательству налоговая база и налоговая ставка определяются исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (жилого дома), а исчисленная таким образом сумма налога распределяется между участниками общей долевой собственности пропорционально их доле в праве общей собственности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) государственного, муниципального органа, их должностных лиц незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из вышеуказанной правовой нормы следует, что признание незаконными действий (бездействия) и решений должностных лиц государственных органов возможно только при несоответствии обжалуемого действия (бездействия), решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий решения, действия (бездействие) государственного органа, его должностного лица не могут быть признаны незаконными.

Наличие такой совокупности условий при разрешении настоящего административного дела судом не установлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, отсутствие нарушения прав и законных интересов административного истца, оценивая все доказательства по делу по правилам ст.84 КАС Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 290 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области, УФНС по Ростовской области об обязании исправить ошибки, допущенные при расчете налога на имущество физических лиц и произвести его перерасчет – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26.02.2021г.

Председательствующий Верещагина В.В.