ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6335/17 от 07.12.2017 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-6335/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2017 года г. Краснодар

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи Платоновой Э.Р.

при секретаре Ушачевой О.А.

с участием:

представителя административного истца Оганджанян М.Г.Алкомян Н.К., действующей на основании доверенности 23АА7132065 от 8.08.2017г.

представителя административного ООО «Южный город» истца Мамась В.А., действующего на основании доверенности от 15.11.2017 г.

представителя административного ответчика Вострецовой Я.Ю., действующей на основании от 13.09.2017г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Оганджанян М. Г., ООО «Южный город» к департаменту архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, администрации МО г. Краснодар о признании отказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в выдаче разрешения на строительство незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Оганджанян М.Г. (административный истец - 1) и ООО «Южный город» (административный истец – 2), обратились в с суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар от 08.06.2017 г. и обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем выдачи ООО «Южный город» разрешения на строительство объекта «Многоэтажные жилые дома литеры 1,2 со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, г. Краснодар, <адрес>» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, согласно проектной документации, разработанной ИП ФИО9, ИНН в 2014 г., в отношении которой имеется положительное заключение Негосударственной экспертизы , утвержденное Директором представительства ООО «Строительная экспертиза» 10.09.2014 г.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что ООО «Южный город» («Административный истец 2») владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером , расположенном по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес> и объектом незавершенного строительства с кадастровым номером , общей площадью 3370 кв.м., расположенным на данном земельном участке. Объект незавершенного строительства является частью объекта строительства «Многоэтажные жилые дома литер 1, 2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, г. Краснодар, <адрес>» (далее - «Объект», «Объект строительства»), строительство которого велось на основании Разрешения на строительство от 14 августа 2013 года № RU , в редакции Приказов Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о внесении изменений в разрешение на строительство от 04.12.2014 г. и от 10 марта 2015 г. Срок действия разрешения на строительство: до 14.06.2016 г.

Оганджанян М.Г. («Административный истец 1») с 2015 г. является залогодержателем земельного участка по <адрес> в г. Краснодаре на основании заключенного с Административным истцом 2 Договора участия в долевом строительстве объекта.

Строительство объекта было остановлено на год (с 26.10.2015 г. по 25.10.2016 г.) в связи с принятием Советским районным судом города Краснодара обеспечительных мер по гражданскому делу по иску Администрации МО г. Краснодар к ООО «Южный город» о сносе самовольной постройки по <адрес> в виде запрета на производство каких-либо строительных работ на земельном участке, на котором возводился Объект (Определение от 26.10.2015 г.). В связи с принятием Краснодарским краевым судом Апелляционного определения от 22.09.2016 г. об отказе в удовлетворении требований Администрации МО г. Краснодар, обеспечительные меры отменены Определением Советского районного суда г. Краснодара от 25.10.2016 г.

Вследствие остановки строительства Объекта, завершить строительные работы в срок, установленный разрешением на строительство, не представилось возможным.

Продолжать строительство Объекта без действующего разрешения на строительство Административный истец 2 не имел возможности, о чем был сделан запрос в Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края и получено письмо от 21.11.2016 г. «О рассмотрении обращения» с соответствующими разъяснениями.

Продлить срок действия разрешения на строительство Объекта не представлялось возможным, так как согласно Административному регламенту предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» (утв. Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 06.07.2012 № 5636) (далее - «Административный регламент»), предусмотрено продление действия разрешения в случае обращения застройщика в Департамент архитектуры и градостроительства за 60 дней до истечения срока его действия, однако, в указанном промежутке времени действовали обеспечительные меры Советского районного суда г. Краснодара.

Намереваясь возобновить строительство объекта, Общество обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство объекта «Многоэтажные жилые дома литер 1, 2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, г. Краснодар, <адрес>».

Посредством обращения в МФЦ г. Краснодара Общество подало заявление о выдаче разрешения на строительство Объекта с приложением полного пакета документов, указанных в п. 15 Административного регламента и п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

18.12.2016 г. Обществом получено письмо Административного ответчика от 16.12.2016 г. «О выдачи разрешения на строительство», где указано, что Департамент архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар отказывает Обществу в выдаче разрешения в силу п. 13 ст. 51 Градостроительного кодека Российской Федерации:

«не выполнение требований градостроительного плана земельного участка от 12.02.2013 № RU , а именно объект капитального строительства выходит за границы места допустимого размещения объекта, проектная документация выполнена не в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2008 № 427) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», проектная документация представлена не в полном объеме…».

24.05.2017 г. Общество повторно направило заявление о выдаче разрешения на строительство того же объекта, однако 13.06.2017 г. Общество получило очередной отказ ДАиГ АМО г. Краснодар: исх от 08.06.2017 г. с указанием на дополнительные действия ООО «Южный город», которые необходимо произвести в целях получения разрешения на строительство.

Данный отказ Общество считает незаконным, так как указанные основания для его принятия не соответствуют действительности, кроме того, именно действия Администрации МО г. Краснодар привели к невозможности осуществить строительство Объекта в сроки, указанные в ранее выданном разрешении, а также продлить его.

Так, в отношении проектной документации объекта строительства административного истца получено Положительное заключение негосударственной экспертизы , утверждено Директором представительства ООО «Строительная экспертиза» 10.09.2014 г. (свидетельство об аккредитации ООО «Строительная экспертиза» № РОСС.RU.0001.610019) и Положительное заключение Негосударственной экспертизы , утверждено Генеральным директором ООО «ОКБ-1» 21.06.2013 г. (свидетельство об аккредитации № РОСС RU.0001.610025 от 20.12.2012 г.), которые, по мнению Административного истца1, опровергают выводы, изложенные Административным ответчиком в письме от 16.12.2016 г. «О выдачи разрешения на строительство» и письме ДАиГ от 08.06.2017 г., а именно: согласно п. 5 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272):

«Объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат представлению для проведения экспертизы».

Согласно представленным положительным заключениям, на экспертизу были представлены:

1) проектная документация без сметы (Положительное заключение , 2013 г.);

2) Разделы проектной документации (Положительное заключение , 2014 г.):

Раздел 1. Пояснительная записка. 09-13-ПЗ.

Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка 09-13-ПЗУ.

Раздел 3. Архитектурные решения (Том 3.1. и Том 3.2.)

Раздел 4. Конструктивные и объемно-планировочные решения

Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений (включает подразделы).

Раздел 6. Проект организации строительства. 09-13-ПОС

Раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды 09-13-ООС

Раздел 9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности 09-13-ПБ

Раздел 10. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов 09-13-ОДИ

Раздел 10.1. Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов 09-13-ЭФ.

Согласно пп. 2 п. 12 ст. 48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства входит схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка.

В соответствии с выводами по результатам рассмотрения, указанным в Положительном заключении негосударственной экспертизы , 2013 г.:

«4.2. Выводы о соответствии или несоответствии в отношении рассмотренных разделов проектной документации

Разделы проектной документации разработаны в соответствии с действующими правилами, нормативами, инструкциями, государственными стандартами, действующими строительными, технологическими, санитарными нормами и правилами, градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, экологическими требованиями, предусматривают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, защиту окружающей среды, соответствуют требованиям задания на проектирование, утвержденного заказчиком.

Состав и содержание разделов проектной документации выполнены согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В соответствии с выводами по результатам рассмотрения, указанным в Положительном заключении негосударственной экспертизы , 2014 г.:

«3.2. Общие выводы о соответствии или несоответствии объекта негосударственной экспертизы требованиям, установленным при оценке соответствия

Разделы «Пояснительная записка», «Схема планировочной организации земельного участка», «Архитектурные решения», «Система электроснабжения, «Система водоснабжения», «Система водоотведения», «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети», «Система связи», «Технологические решения», «Проект организации строительства», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», «Мероприятия по обеспечения доступа инвалидов», проектной документации «Многоэтажные жилые дома литер 1, 2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, г. Краснодар, <адрес> (корректировка)» соответствуют требованиям законодательства, технических регламентов, результатам инженерных изысканий, градостроительным регламентам, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, стандартам организаций, заданию на проектирование».

Таким образом, ссылка Департамента архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар о невыполнении требований градостроительного плана земельного участка от 12.02.2013 № RU- и на выполнение проектной документации не в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» ничем не подтверждена и опровергается приложенными к заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта Положительными заключениями негосударственной экспертизы.

Департамент Архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар в своем отказе указывает на предоставление проектной документации не в полном размере.

В то же время, согласно п. 10 ст. 51 ГрК РФ и п. 15 Административного регламента установлен Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство: материалы, содержащиеся в проектной документации (по 1 экземпляру копий): пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утверждённых в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (в случае необходимости таких работ). Таким образом, для получения разрешения на строительство предоставление проектной документации в полном объеме не требуется.

Все разделы проектной документации, содержащие необходимые материалы были предоставлены в Департамент архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар посредством обращения в МФЦ, 06.12.2016 г. и 24.05.2017 г.

Ссылку административного ответчика на отсутствие действующих технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - технические условия; на непредоставление согласования аэродрома «Краснодар-Центральный» и аэропорта ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», считает не обоснованным, так как указанные документы отсутствуют в ст. 51 ГрК РФ в исчерпывающем перечне документов, направляемых для получения разрешения на строительство. Так, в соответствии с п. 10 ст. 51 ГрК РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ, более того, в соответствии с п. 11 Административного регламента запрещено требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включённых в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утверждённый решением городской Думы Краснодара,

В соответствии с п. 19 Административного регламента, от заявителя запрещается требовать представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.

В дальнейшем Административные истцы уточнили исковые требования и просили суд Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 08.06.2017 г. . и обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов путем выдачи ООО «Южный город» разрешения на строительство объекта «Многоэтажные жилые дома литер 1, 2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, г. Краснодар, <адрес>» согласно проектной документации, разработанной ИП ФИО9, ИНН в 2014 г. в отношении которой имеется положительное заключение Негосударственной экспертизы , утвержденное Директором представительства ООО «Строительная экспертиза» 10.09.2014 г., в редакции Приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар №70 от 10.03.2015 года, указав в разделе «наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, краткие проектные характеристики, описание этапа строительства, реконструкции, если разрешение выдается на тип строительства, реконструкции»:

- название проекта: «Многоэтажные жилые дома литер1,2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения г. Краснодар, <адрес>. Корректировка»;

- принять за основу следующие технико-экономические показатели: (I этап строительства: 6-этажный (в том числе технический чердак) односекционный с техподпольем 59-квартирный жилой дом литре 1:площадь застройки 737,0 м2, этажность 6 ( в том числе технический чердак), количество секций 1, площадь жилого здания 3370,0 м2, строительный объем 11597,0 м3, в том числе ниже отм. 0.000-1917,4 м3, общая площадь квартир 2606,2 м2, общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд, террас) 2537,5 м2, жилая площадь квартир 1214,8 м2, количество квартир – 59, в том числе квартир-студий 5, однокомнатные 48, двухкомнатные 6, трансформаторная подстанция литер 3: площадь застройки 21,3 м2; II этап строительства: 6-ти этажный (в том числе технический чердак) односекционный с техподпольем 43-квартирный со встроено-пристроенными помещениями жилой дом литер 2: площадь застройки 806,4 м2, этажность 6 (в том числе чердак), количество секций 1, площадь жилого здания 3361,0 м2, строительный объем 11516,0 м3, в том числе ниже отм. 0.000 – 1889,1 м3, общая площадь квартир 2283,2 м2, общая площадь жилых помещений 9за исключением балконов, лоджий, веранд, террас) 2205,0 м2, жилая площадь квартир 1053,0 м2, количество квартир 43, в том числе однокомнатные 29, двухкомнатные 14, общая площадь встроено-пристроенных помещений 357,3 м2).

В судебном заседании представитель административного истца -1 Оганджанян М.Г. заявленные в административном исковом заявлении требования, а так же уточненные требования поддержала и просила суд их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что указанный объект возводился с привлечением средств участников долевого строительства на основании Договоров участия в долевом строительстве, всего, за период с начала строительства до снятия обеспечительных мер в виде запрета на производство каких-либо строительных работ на земельном участке, на котором возводился Объект (Определение Советского районного суда города Краснодара от 26.10.2015 г.), было заключено 13 договор участия в долевом строительстве, по которым реализовано 23 жилых и 3 нежилых помещения. Все договоры участия в долевом строительстве прошли государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, что является еще одним подтверждением правомерности и законности строительства указанного жилого дома, так как вся документация предоставляемая застройщиком на государственную регистрацию первого договора участия в долевом строительстве проходит тщательную правовую экспертизу государственным регистратором. Все договоры участия в долевом строительстве являются действующими, однако в силу отсутствия возможности продолжить строительство не исполнены.

В судебном заседании представитель административного истца - 2 ООО «Южный город» заявленные в административном исковом заявлении требования, а так же уточненные требования поддержал и просил суд их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в соответствии с ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия. Следовательно, изменение территориального зонирования не ограничивает в разрешенном использовании земельного участка. В правоустанавливающих документах на земельный участок в кадастровым номером по адресу г. Краснодар, <адрес> в качестве основного вида разрешенного использования указано: «Для строительства многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного делового назначения». Указанная позиция подтверждается Определением Верховного суда РФ от 20.04.2017 г. по делу №18-АПГ17-5 по административному исковому заявлению ООО «Южный город» о признании недействительным п.8 решения Городской Думы Краснодара от 22.10.13 г. №54 «О внесении изменений в решение Городской Думы Краснодара от 30.01.2007 г. №19 п.6. «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар», по апелляционной жалобе ООО «Южный город» на решение Краснодарского краевого суда от 31.10.2016 года.

То, что объект возводился законно и не представляет опасности для жизни и здоровья человека, установлено решением Советского районного суда г. Краснодара от 22.11.2016 г по делу , оставленным без изменения Апелляционным определением от 25.04.2017 г. Кроме того, указанными судебными актами установлено, что строительство среднеэтажных многоквартирных жилых домов с максимальным количеством наземных этажей не более 8-ми (подпункт д. п.8 ст.2 ч.1 решения городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года №19 п.6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар») на данном земельном участке допустимо.

Более того, указал, что ни одна из норм ГрК РФ и Земельного кодекса не устанавливает запрета на смешанную жилую застройку. Так согласно п.1. ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

П. 5 ст. 85 ЗК «5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.». Как следует из приведенных норм, которые имеют приоритетное применение, отнесение к одной из территориальных, так называемых «подзон»» земельного участка, не может исключать строительства объекта относящегося к другой «подзоне» внутри одной территориальной зоны, установленной законодателем.

В соответствии с Определением Верховного суда от 20.04.2017 года по делу №18-АПГ17-5, Решением Советского районного суда от 22.11.2016 г. по делу и Апелляционным определением к нему от 25.04.2017 г. (Дело ), установлена законность возводимого объекта на основании разрешительных документов имевшихся на момент получения Разрешения на строительство от 14 августа 2013 года № RU , в редакции Приказов Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о внесении изменений в разрешение на строительство от 04.12.2014 г. и от 10 марта 2015 г., которыми разрешение от 14 августа 2013 года № RU было приведено в соответствие с действовавшими нормами, от 14 августа 2013 года № RU в редакции Приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от10.03.2015 года является документом, дающим ООО «Южный город» (административному истцу 2) право осуществлять строительство Объекта «Многоэтажные жилые дома литер 1,2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, г. Краснодар, <адрес>» возводимом на земельном участке с кадастровым номером по адресу г. Краснодар, <адрес>.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, возражала против удовлетворения заявленных в административном исковом заявлении требований, а так же уточненных требований и пояснила следующее. По результату рассмотрения обращения ООО «Южный город» и представленных документов по вопросу выдачи разрешения на строительство многоэтажных жилых домов литеры 1,2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения на земельном участке с кадастровым номером по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес> Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар отказано в выдаче разрешения на строительство указанного объекта в силу п.13 ст. 51ГрК РФ, по следующим причинам: не выполнено требование градостроительного плана земельного участка от 12.02.2013 года № RU 23306, а именно объект капитального строительства литер 2 выходит за границы места допустимого размещения объекта; проектная документация выполнена не в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2008 г №427) « О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» представлена не в полном объеме: отсутствуют архитектурные решения на объект литер 2, объемно конструктивные решения на объект строительства; в сводном плане сетей инженерно-технического обеспечения отсутствует обозначение мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; схемой планировочной организации земельного участка не предусмотрены спортивные площадки, площадки для отдыха взрослых, для установки мусорных контейнеров, парковочные места для хранения автотранспорта, в границах предоставленного земельного участка, в соответствии с расчетными показателями местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 22.12.2016 №30 п.6, не предусмотрен перечень мероприятий по охране окружающей среды; отсутствуют согласования аэродрома «Краснодар – Центральный» охранная зона – 15,30 км радиус от контрольной точки аэродрома; срок действия представленных технических условий на водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение истек; в целях реализации требований закона Краснодарского края от 27.04.2008 №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объектам инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, информации и связи в Краснодарском крае» и постановления главы администрации Краснодарского края от 08.10.2007 №950 « О порядке согласования зданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте» задание на проектирование согласовать с управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в городе Краснодаре, не актуальность информации, указанной в градостроительном плане земельного участка от 12.02.2013 г. №RU23306 на момент рассмотрения обращения по вопросу выдачи разрешения на строительство Объекта, в связи с чем Административному истцу ООО «Южный город» было рекомендовано внести соответствующие изменения в градостроительный план земельного участка. Дополнительно пояснила, что на основании Решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 09.07.2015 г. по делу и от 10.03.2015 «О внесении изменений в разрешение на строительство от 14.08.2013 № RU Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22.12.2015 решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 09.07.2015 г оставлено без изменения. Сведения внесены в журнал регистрации разрешений на строительство и в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером согласно ПЗЗ (в редакции от 22.10.2013 №54 п. 8, от 25.01.2016 №11 п.6) расположен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж.1.1), в соответствии с ГП – в зоне малоэтажной индивидуальной застройки, согласно которым в данной территориальной зоне строительство многоэтажных жилых домов не предусмотрено. На основании изложенного, просила в удовлетворении административного искового заявления о уточненных требования отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд считает заявленные, и уточненные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 КАС РФ в полном объеме.

ООО «Южный город» («Административный истец 2») владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером , расположенном по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес> и объектом незавершенного строительства с кадастровым номером , общей площадью 3370 кв.м., расположенным на данном земельном участке.

Объект незавершенного строительства является частью объекта строительства «Многоэтажные жилые дома литер 1, 2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, г. Краснодар, <адрес>» (далее - «Объект», «Объект строительства»), строительство которого велось на основании Разрешения на строительство от 14 августа 2013 года № RU , в редакции Приказов Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о внесении изменений в разрешение на строительство № 429 от 04.12.2014 г. и № 70 от 10 марта 2015 г. Срок действия разрешения на строительство: до 14.06.2016 г.

Оганджанян М. Г. («Административный истец 1») с 2015 г. является залогодержателем земельного участка по <адрес> в г. Краснодаре на основании заключенного с Административным истцом 2 Договора участия в долевом строительстве объекта.

Строительство объекта было остановлено на год (с 26.10.2015 г. по 25.10.2016 г.) в связи с принятием Советским районным судом города Краснодара обеспечительных мер по гражданскому делу по иску Администрации МО г. Краснодар к ООО «Южный город» о сносе самовольной постройки по <адрес> в виде запрета на производство каких-либо строительных работ на земельном участке, на котором возводился Объект (Определение от 26.10.2015 г.). В связи с принятием Краснодарским краевым судом Апелляционного определения от 22.09.2016 г. об отказе в удовлетворении требований Администрации МО г. Краснодар, обеспечительные меры отменены Определением Советского районного суда г. Краснодара от 25.10.2016 г.

Вследствие остановки строительства Объекта, завершить строительные работы в срок, установленный разрешением на строительство, не представилось возможным.

Продолжать строительство Объекта без действующего разрешения на строительство Административный истец 2 не имел возможности, о чем был сделан запрос в Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края и получено письмо от 21.11.2016 г. «О рассмотрении обращения» с соответствующими разъяснениями.

Возможность продления срок действия разрешения на строительство Объекта у Административного истца – 2 отсутствовала. Так согласно Административному регламенту предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» (утв. Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 06.07.2012 № 5636) (далее - «Административный регламент»), предусмотрено продление действия разрешения в случае обращения застройщика в Департамент архитектуры и градостроительства за 60 дней до истечения срока его действия, однако, в указанном промежутке времени действовали обеспечительные меры Советского районного суда г. Краснодара, а кроме того разрешение на строительство от 14 августа 2013 года № RU , а так же приказы Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о внесении изменений в разрешение на строительство № 429 от 04.12.2014 г. и № 70 от 10 марта 2015 г., признаны незаконными и отменены решениями Первомайского районного суда г. Краснодара от 02.04.2014 г. по делу , решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 09.07.2015 г. по делу соответственно.

Намереваясь возобновить строительство объекта, Общество обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство объекта «Многоэтажные жилые дома литер 1, 2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, г. Краснодар, <адрес>».

Посредством обращения в МФЦ г. Краснодара Общество подало заявление о выдаче разрешения на строительство Объекта с приложением полного пакета документов, указанных в п. 15 Административного регламента и п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

24.05.2017 г. Административным истцом – 2 было подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта, однако 13.06.2017 г. Общество получило очередной отказ ДАиГ АМО г. Краснодар: исх от 08.06.2017 г. с указанием на дополнительные действия ООО «Южный город», которые необходимо произвести в целях получения разрешения на строительство.

Административным истцом - 2 получено Положительное заключение негосударственной экспертизы , утвержденное Директором представительства ООО «Строительная экспертиза» 10.09.2014 г. (свидетельство об аккредитации ООО «Строительная экспертиза» № РОСС.RU.0001.610019) и Положительное заключение Негосударственной экспертизы , утверждено Генеральным директором ООО «ОКБ-1» 21.06.2013 г. (свидетельство об аккредитации № РОСС RU.0001.610025 от 20.12.2012 г.), что опровергает выводы, изложенные Административным ответчиком в письме от 16.12.2016 г. «О выдачи разрешения на строительство» и письме ДАиГ от 08.06.2017 г., а именно: согласно п. 5 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272):

«Объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат представлению для проведения экспертизы».

Согласно представленным положительным заключениям, на экспертизу были представлены:

1) проектная документация без сметы (Положительное заключение , 2013 г.);

2) Разделы проектной документации (Положительное заключение , 2014 г.):

Раздел 1. Пояснительная записка. 09-13-ПЗ.

Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка 09-13-ПЗУ.

Раздел 3. Архитектурные решения (Том 3.1. и Том 3.2.)

Раздел 4. Конструктивные и объемно-планировочные решения

Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений (включает подразделы).

Раздел 6. Проект организации строительства. 09-13-ПОС

Раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды 09-13-ООС

Раздел 9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности 09-13-ПБ

Раздел 10. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов 09-13-ОДИ

Раздел 10.1. Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов 09-13-ЭФ.

Согласно пп. 2 п. 12 ст. 48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства входит схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка.

В соответствии с выводами по результатам рассмотрения, указанным в Положительном заключении негосударственной экспертизы , 2013 г.:

«4.2. Выводы о соответствии или несоответствии в отношении рассмотренных разделов проектной документации

Разделы проектной документации разработаны в соответствии с действующими правилами, нормативами, инструкциями, государственными стандартами, действующими строительными, технологическими, санитарными нормами и правилами, градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, экологическими требованиями, предусматривают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, защиту окружающей среды, соответствуют требованиям задания на проектирование, утвержденного заказчиком.

Состав и содержание разделов проектной документации выполнены согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В соответствии с выводами по результатам рассмотрения, указанным в Положительном заключении негосударственной экспертизы , 2014 г.:

«3.2. Общие выводы о соответствии или несоответствии объекта негосударственной экспертизы требованиям, установленным при оценке соответствия

Разделы «Пояснительная записка», «Схема планировочной организации земельного участка», «Архитектурные решения», «Система электроснабжения, «Система водоснабжения», «Система водоотведения», «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети», «Система связи», «Технологические решения», «Проект организации строительства», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», «Мероприятия по обеспечения доступа инвалидов», проектной документации «Многоэтажные жилые дома литер 1, 2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, г. Краснодар, <адрес> (корректировка)» соответствуют требованиям законодательства, технических регламентов, результатам инженерных изысканий, градостроительным регламентам, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, стандартам организаций, заданию на проектирование».

Таким образом, ссылка Департамента архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар о невыполнении требований градостроительного плана земельного участка от 12.02.2013 № RU- 233 и на выполнение проектной документации не в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» ничем не подтверждена и опровергается приложенными к заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта Положительными заключениями негосударственной экспертизы.

Департамент Архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар в своем отказе указывает на предоставление проектной документации не в полном размере.

В соответствии с п. 10 ст. 51 ГрК РФ и п. 15 Административный регламент предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство: материалы, содержащиеся в проектной документации (по 1 экземпляру копий): пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утверждённых в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (в случае необходимости таких работ). Таким образом, для получения разрешения на строительство предоставление проектной документации в полном объеме не требуется.

Все разделы проектной документации, содержащие необходимые материалы были предоставлены в Департамент архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар посредством обращения в МФЦ от 24.05.2017 г., что подтверждается входящим номером 10220033-23-04, для оказания государственной услуги.

Ссылку административного ответчика на отсутствие действующих технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - технические условия; на непредоставление согласования аэродрома «Краснодар-Центральный» и аэропорта ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», так же не может быть признана обоснованной, так как указанные документы отсутствуют в ст. 51 ГрК РФ в исчерпывающем перечне документов, направляемых для получения разрешения на строительство.

В соответствии с п. 10 ст. 51 ГрК РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ, более того, в соответствии с п. 11 Административного регламента запрещено требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включённых в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утверждённый решением городской Думы Краснодара,

В соответствии с п. 19 Административного регламента, от заявителя запрещается требовать представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.

В судебном заседании установлено, что указанный объект возводился с привлечением средств участников долевого строительства на основании Договоров участия в долевом строительстве, всего, за период с начала строительства до снятия обеспечительных мер в виде запрета на производство каких-либо строительных работ на земельном участке, на котором возводился Объект (Определение Советского районного суда города Краснодара от 26.10.2015 г.), было заключено 13 договор участия в долевом строительстве, по которым реализовано 23 жилых и 3 нежилых помещения. Все договоры участия в долевом строительстве прошли государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, что является еще одним подтверждением правомерности и законности строительства указанного жилого дома, так как вся документация предоставляемая застройщиком на государственную регистрацию первого договора участия в долевом строительстве проходит тщательную правовую экспертизу государственным регистратором. Все договоры участия в долевом строительстве являются действующими, однако в силу отсутствия возможности продолжить строительство не исполнены.

В соответствии с ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия. Следовательно, изменение территориального зонирования не ограничивает в разрешенном использовании земельного участка. То, что объект возводился законно и не представляет опасности для жизни и здоровья человека, установлено решением Советского районного суда г. Краснодара от 22.11.2016 г по делу №2-23/2016, оставленным без изменения Апелляционным определением от 25.04.2017 г. Кроме того, указанными судебными актами установлено, что строительство среднеэтажных многоквартирных жилых домов с максимальным количеством наземных этажей не более 8-ми (подпункт д. п.8 ст.2 ч.1 решения городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года №19 п.6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар») на данном земельном участке допустимо.

Указанная позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 20.07.2017 г. по делу №18-АПГ17-5 по административному исковому заявлению ООО «Южный город» о признании недействительным п.8 решения Городской Думы Краснодара от 22.10.13 г. №54 «О внесении изменений в решение Городской Думы Краснодара от 30.01.2007 г. №19 п.6. «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар», по апелляционной жалобе ООО «Южный город» на решение Краснодарского краевого суда от 31.10.2016 года. В соответствии с ч. 2.ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В соответствии с правоустанавливающими документами: земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу г. Краснодар, <адрес> в качестве основного вида разрешенного использования указано: «Для строительства многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного делового назначения», принадлежит на праве собственности ООО «Южный город», что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от 11.02.2015г.

Согласно п.1. ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

П. 5 ст. 85 ЗК «5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.». Как следует из приведенных норм, которые имеют приоритетное применение, отнесение к одной из территориальных, так называемых «подзон»» земельного участка, не может исключать строительства объекта относящегося к другой «подзоне» внутри одной территориальной зоны, установленной законодателем. Таким образом, нормы Градостроительного кодекса РФ, а так же Земельного кодекса РФ не устанавливают запрета на смешанную жилую застройку.

В соответствии с Определением Верховного суда от 20.04.2017 года по делу -АПГ17-5, Решением Советского районного суда от 22.11.2016 г. по делу и Апелляционным определением к нему от 25.04.2017 г. (Дело ), установлена законность возводимого объекта на основании разрешительных документов имевшихся на момент получения Разрешения на строительство от 14 августа 2013 года № RU в редакции Приказов Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о внесении изменений в разрешение на строительство № 429 от 04.12.2014 г. и № 70 от 10 марта 2015 г., которыми разрешение от 14 августа 2013 года № RU было приведено в соответствие с действовавшими нормами, от 14 августа 2013 года № RU в редакции Приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от10.03.2015 года №70 является документом, дающим ООО «Южный город» (административному истцу1) право осуществлять строительство Объекта «Многоэтажные жилые дома литер 1,2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, г. Краснодар, <адрес>» возводимом на земельном участке с кадастровым номером по адресу г. Краснодар, <адрес>.

В соответствии с ч.1. ст. 85 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. В соответствии с ч.2. ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все доказательства по делу, руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Оганджанян М. Г., ООО «Южный город» к департаменту архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, администрации МО г. Краснодар о признании отказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в выдаче разрешения на строительство незаконным - удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 08.06.2017 г. . и обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов путем выдачи ООО «Южный город» разрешения на строительство объекта «Многоэтажные жилые дома литер 1, 2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, г. Краснодар, <адрес>» согласно проектной документации, разработанной ИП ФИО9, ИНН в 2014 г. в отношении которой имеется положительное заключение Негосударственной экспертизы , утвержденное Директором представительства ООО «Строительная экспертиза» 10.09.2014 г. в редакции Приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар №70 от 10.03.2015 года, указав в разделе «наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, краткие проектные характеристики, описание этапа строительства, реконструкции, если разрешение выдается на тип строительства, реконструкции»:

- название проекта: «Многоэтажные жилые дома литер1,2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения г. Краснодар, <адрес>. Корректировка»;

- принять за основу следующие технико-экономические показатели: (I этап строительства: 6-этажный (в том числе технический чердак) односекционный с техподпольем 59-квартирный жилой дом литер 1: площадь застройки 737,0 м2, этажность 6 ( в том числе технический чердак), количество секций 1, площадь жилого здания 3370,0 м2, строительный объем 11597,0 м3, в том числе ниже отм. 0.000-1917,4 м3, общая площадь квартир 2606,2 м2, общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд, террас) 2537,5 м2, жилая площадь квартир 1214,8 м2, количество квартир – 59, в том числе квартир-студий 5, однокомнатные 48, двухкомнатные 6, трансформаторная подстанция литер 3: площадь застройки 21,3 м2; II этап строительства: 6-ти этажный (в том числе технический чердак) односекционный с техподпольем 43-квартирный со встроено-пристроенными помещениями жилой дом литер 2: площадь застройки 806,4 м2, этажность 6 (в том числе чердак), количество секций 1, площадь жилого здания 3361,0 м2, строительный объем 11516,0 м3, в том числе ниже отм. 0.000 – 1889,1 м3, общая площадь квартир 2283,2 м2, общая площадь жилых помещений 9за исключением балконов, лоджий, веранд, террас) 2205,0 м2, жилая площадь квартир 1053,0 м2, количество квартир 43, в том числе однокомнатные 29, двухкомнатные 14, общая площадь встроено-пристроенных помещений 357,3 м2).

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Советский районный суд города Краснодара в течение месяца

Судья Советского районного суда

Г. Краснодара Э.Р. Платонова