ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-633/18 от 21.12.2018 Нижнегорского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-633/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2018 года пгт.Нижнегорский

Нижнегорский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Беляковой В.Н.,

при секретаре - Слабинской Т.В.,

с участием административного истца - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главе муниципального образования Нижнегорский район - председателю районного совета ФИО2, ФИО3 районному совету Республики Крым о признании незаконным полностью или в части решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд, с вышеуказанным административным иском ссылаясь на следующие обстоятельства. 15.11.2018 года примерно в 13.00 часов он вместе с ФИО4, пришел в здание администрации Нижнегорского района расположенного по адресу: Республика Крым, пгт. Нижнегорский, ул.Ленина, 11. Поднявшись на второй этаж, они подошли к информационным стендам Нижнегорского районного совета. Ознакомившись со всеми документами, среди них он не обнаружил документы, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Кроме того документы не опубликованы и на официальном сайте https://nijno.rk.gov.ru. Указанное бездействие ответчиков нарушает его права, в том числе право на доступ к информации. На основании изложенного, просит признать бездействие главы муниципального образования Нижнегорский район-председателя районного совета ФИО2, которое выразилось в не издании документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных – незаконными. Признать бездействие главы муниципального образования Нижнегорский район-председателя районного совета ФИО2, которое выразилось в не опубликовании на сайте https://nijno.rk.gov.ru документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных – незаконными. Признать бездействие Нижнегорского районного совета Республики Крым, которое выразилось в не издании документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных - незаконными. Признать бездействие Нижнегорского районного совета Республики Крым, которое выразилось в не опубликовании на сайте https://nijno.rk.gov.ru документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных – незаконными.

На указанный административный иск, административным ответчиком – Главой муниципального образования Нижнегорский район - председателем районного совета ФИО2 поданы возражения относительно заявленных требований по административному исковому заявлению, в котором ответчик просит отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных им требований в полном объёме. В целях исполнения норм действующего законодательства в указанной сфере ответчиком были приняты нормативные акты(распоряжения) определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Кроме этого, все нормативные акты в сфере персональных данных согласно Порядка обнародования муниципальных правовых актов муниципального образования Нижнегорский район Республики Крым обнародовались на информационном стенде районного совета по адресу: - <...>. Распоряжение председателя районного совета №06-р от 02.02.2018 года «Об утверждении Положения о порядке обработки и защиты персональных данных в Нижнегорском районном совета Республики Крым» также было обнародовано на информационном стенде районного совета, и до посещения истцом помещения райсовета 15.11.2018 года находилось там же, его судьба после визита истца неизвестна, данное распоряжение восстановлено и заново размещено на информационном стенде. Кроме этого, вся необходимая подборка указанных правовых актов собрана в кабинете №5 районного совета, который находится рядом с информационным стендом, и предоставляется заинтересованным лицам для изучения. Считает, что доступ к информации нарушен не был.

20.12.2018 года административным ответчиком - Главой муниципального образования Нижнегорский район - председателем районного совета ФИО2 подано ходатайство о приобщении Принтскрины официальной страницы Нижнегорского районного совета в сети Интернет, подтверждающие размещение нормативных актов райсовета в сфере персональных данных в сети Интернет.

Определением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 12 декабря 2018 года на основании ч.1 ст.43 КАС РФ заменен ненадлежащий ответчик.

В судебном заседании административный истец просит иск удовлетворить, по изложенным в нем основаниям. При этом пояснил, что опубликованные ответчиком документы, якобы определяющие политику, не являются политикой на самом деле. Согласно рекомендациям Роскомнадзора, органа который контролирует исполнение Федерального закона о персональных данных, от 27 июля 2006 г. №152. Политика должна содержать: общие положение; цели сбора персональных данных - это отдельный документ; правовые основания обработки персональных данных; объем и категории обрабатываемых персональных данных; порядок и условия обработки персональных данных; актуализация исправления и удаление, и уничтожение данных ответов на запрос на доступ персональных данных. По сути политика – это отдельный документ, в который входят общие положения, согласно рекомендациям Роскомнадзора для операторов, которые осуществляют разработку персональных данных. Соответственно, за не опубликование таких документов предусмотрена административная ответственность. Документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных были приняты административным истцом и опубликованы на официальном сайте Нижнегорского районного совета Республики Крым 04.12.2018 года не в полном объеме, как того требуют рекомендации Роскомнадзора, и после того, как им был подан административный иск в суд.

Административный ответчик - Глава муниципального образования Нижнегорский район - председатель районного совета ФИО2 и представитель по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явились, подали ходатайство о рассмотрении административного иска без их участия.

Выслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Следовательно, для признания незаконными оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов истца.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В силу ч.1 ст.18.1 Закона №152-ФЗ оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

В соответствии с ч.2 ст.18.1 Закона 152-ФЗ, оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. №211 утвержден Перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами, в соответствии с которыми операторы, являющиеся государственными или муниципальными органами, принимают меры, направленные на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных, подлежат опубликованию на официальном сайте государственного или муниципального органа в течение 10 дней после их утверждения.

В целях реализации Закона 152-ФЗ, постановления Правительства РФ от 21 марта 2012 г. №211 административным ответчиком были приняты нормативные акты, определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

19 декабря 2014 года утверждено распоряжение председателя районного совета №1а/р «Об утверждении Положения о порядке обработки персональных данных в Нижнегорском районном совете Республики Крым».

11 января 2016 года принято распоряжение председателя районного совета № 03-р «Об утверждении типовых форм и положения об обработке персональных данных в Нижнегорском районном совете Республики Крым» (с изменениями, согласно распоряжения №07-р от 15.02.2016 года).

11 января 2016 года принято распоряжение председателя районного совета № 04-р «Об утверждении Порядка доступа муниципальных служащих Нижнегорского районного совета Республики Крым в помещения, в которых ведётся обработка персональных данных».

27 мая 2016 года принято распоряжение председателя районного совета № 15-р 2Об утверждении перечня лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в ИСПДн необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей в Нижнегорском районном совете Республики Крым».

30 декабря 2016 года принято распоряжение председателя районного совета № 32-р «Об утверждении перечня разрешённых персональных данных для обработки в ИСПДн в Нижнегорском районном совете Республики Крым».

09 июня 2017 года принято распоряжение председателя районного совета №09-р «Об утверждении акта классификации ИСПДн Нижнегорского районного совета Республики Крым.

09 июня 2017 года принято распоряжение председателя районного совета №10-р «Об утверждении Положения об определении угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в Нижнегорском районном совете Республики Крым».

02 февраля 2018 года принято распоряжение председателя районного совета №06-р «Об утверждении Положения о порядке обработки и защиты персональных данных в Нижнегорском районном совете Республики Крым».

Таким образом, свою обязанность по принятию и изданию документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных в соответствии с приведенными выше положениями закона, Нижнегорский районный совет Республики Крым выполнил, что подтверждается вышеперечисленными распоряжениями.

Доводы административного истца о том, что документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных административным истцом приняты и опубликованы на официальном сайте Нижнегорского районного совета не в полном объёме, как того требуют Рекомендации по составлению документа, определяющую политику оператора в отношении обработки персональных данных в порядке, установленном федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О Персональных данных» суд находит несостоятельными исходя из следующего.

В соответствии с п.3.2 «Рекомендаций по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Цели обработки персональных данных могут происходить, в том числе, из анализа правовых актов, регламентирующих деятельность оператора, целей фактически осуществляемой оператором деятельности, а также деятельности, которая предусмотрена учредительными документами оператора, и конкретных бизнес-процессов оператора в конкретных информационных системах персональных данных (по структурным подразделениям оператора и их процедурам в отношении определенных категорий субъектов персональных данных).

В соответствии с п.п.1-3 ст.3 Федерального закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных представляет собой любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Таким образом, согласно требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» вышеуказанные рекомендации не носят обязательного характера.

Изложенное свидетельствует о том, что требования административного истца о признании бездействия административных ответчиков в не издании документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемое бездействие ответчика не нарушает права и законные интересы административного истца.

Вместе с тем, требования административного истца о признании бездействия административного ответчика в части неопубликования документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных; сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, суд считает необходимым удовлетворить частично.

Так, из скрин-шота страниц официального сайта ответчика следует, что документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных, были опубликованы и размещены на официальном сайте Нижнегорского районного совета Республики Крым 06.12.2018 года, то есть после обращения административного истца в суд с иском 26.11.2018 года.

Таким образом, суд считает необходимым признать бездействие Нижнегорского районного совета Республики Крым, выразившееся в не опубликовании или обеспечении иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных – незаконным, поскольку данным бездействием нарушаются требования законодательства, права неопределенного круга лиц, в том числе административного истца на доступ к информации о деятельности Нижнегорского районного совета Республики Крым.

Требования административного истца о признании бездействия главы Муниципального образования Нижнегорского района – председателя Нижнегорского районного совета ФИО2 в не опубликовании на сайте документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, удовлетворению не подлежат, поскольку на Главу Муниципального образования Нижнегорского района не возложены соответствующие обязанности.

С учетом изложенного, суд считает иск административного истца подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Частью 1 статьи 111 этого же кодекса определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 поименованного кодекса.

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, в том числе по уплате государственной пошлины.

В связи с тем, что суд пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения административного искового заявления, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, понесенные ФИО1 судебные расходы, состоящие из уплаченной им государственной пошлины в размере 300 руб., подлежат взысканию в его пользу с Нижнегорского районного совета Республики Крым.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.193 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать бездействие Нижнегорского районного совета Республики Крым, выразившееся в неопубликовании на сайте https://nijno.rk.gov.ru документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных, незаконным.

В удовлетворении остальной части требований административного истца – отказать.

Взыскать с Нижнегорского районного совета Республики Крым, в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Нижнегорский районный суд Республики Крым.

Председательствующий