ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-633/2016 от 27.10.2016 Николаевского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-633/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 27 октября 2016 года.

<адрес>

Николаевский районный суд <адрес>

председательствующего судьи Клименко С.В.

при секретаре ФИО2,

с участием: помощника прокурора <адрес>ФИО4,

представителя административного ответчика главы <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес>ДД.ММ.ГГГГ административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к главе администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> об определении органа, уполномоченного на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства,

у с т а н о в и л:

27 сентября прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанными требованиями, в обосновании которых указано, что с ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, за исключением ст. 46, вступил Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.18 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ к полномочиям главы муниципального образования в сфере муниципально-частного партнерства относится принятие решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, а также осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.

При этом глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования определяет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление ряда полномочий, в том числе обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства, согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, а также осуществление мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве и содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве и осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.

Указывает, что проведенной прокуратурой <адрес> проверкой установлено, что <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> обладает имуществом (объекты ЖКХ, автомобильные дороги, гидротехнические сооружения и иные объекты), которое в силу положений названого Федерального закона может быть объектом соглашений о муниципальном партнерстве в целях их строительства реконструкции, ремонта и содержания.

Вместе с тем, до настоящего времени главой администрации указанного поселения орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства, не определен.

Согласно п.п. 2-3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" законность, публичность и открытость, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся к основным принципам противодействия коррупции.

К коррупциногенному фактору в силу определения установленного п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» относится и отсутствие или неполнота административных процедур - ограничение прав предпринимателей при реализации органами самоуправления полномочий в инвестиционной деятельности муниципальных образований в целях привлечения инвестиций.

Подобное бездействие ущемляет права субъектов предпринимательской деятельности, делает невозможным осуществление органами местного самоуправления полномочий в названной сфере в целях привлечения инвестиций для целей строительства, реконструкции, ремонта и содержания объектов жизнеобеспечения населения муниципального образования, вследствие чего бездействие органов местного самоуправления создает предпосылки для коррупционных проявлений.

Механизм реализации органами местного самоуправления своих полномочий в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства установлен, в том числе положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусматривающего формы и условия такой поддержки.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.

На основании изложенного прокурор <адрес> просит суд обязать главу администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> инициировать процедуру внесения изменений в устав муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать главу администрацию <адрес> сельского поселение <адрес> муниципального района <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу определить в соответствии с законодательством Российской Федерации орган, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства.

Помощник прокурора ФИО4 исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика главы <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что решением от ДД.ММ.ГГГГ одобрен проект решения о внесении изменений в Устав <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, проведении по нему публичных слушаний и установлении порядка учета предложений граждан в проект решения о внесении изменений в Устав <адрес> сельского поселения.

Выслушав, объяснения помощника прокурора, изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.

Согласно п.п. 2-3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" законность, публичность и открытость, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся к основным принципам противодействия коррупции.

К коррупциногенному фактору в силу определения установленного п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» относится и отсутствие или неполнота административных процедур - ограничение прав предпринимателей при реализации органами самоуправления полномочий в инвестиционной деятельности муниципальных образований в целях привлечения инвестиций.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.18 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» к полномочиям главы муниципального образования в сфере муниципально-частного партнерства относится принятие решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, а также осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.

При этом глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования определяет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление ряда полномочий, в том числе обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства, согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, а также осуществление мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве и содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве и осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.

Вышеуказанный федеральный закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ (статья 48 закона).

Согласно ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования должны определяться в том числе: 2) перечень вопросов местного значения; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4) установлено, что органы местного самоуправления <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обладают имуществом (объекты ЖКХ, автомобильные дороги, гидротехнические сооружения и иные объекты), которое в силу ст. 7 федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» может быть объектом соглашений о муниципальном партнерстве в целях их строительства, реконструкции, ремонта и содержания. Вместе с тем до настоящего времени главой администрации поселения орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства не определен.

Из Устава <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> следует, что глава <адрес> сельского поселения является высшим должностным лицом <адрес> сельского поселения и возглавляет администрацию <адрес> сельского поселения и Совет депутатов <адрес> сельского поселения (ст. 20). К полномочиям главы сельского поселения относится, в том числе, и внесение в Совет депутатов <адрес> сельского поселения проектов муниципальных правовых актов (п. 9 ст. 21 Устава).

В силу п. 4 ст. 27 Устава <адрес> сельского поселения проект решения Совета депутатов <адрес> сельского поселения о внесении изменений и (или) дополнений в устав принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов <адрес> сельского поселения.

В соответствии с решением совета депутатов <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Устав <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>» в п. 16 ч. 1 ст. 21 внесены изменения так согласно вышеуказанного решения к компетенции главы <адрес> сельского поселения относится издание постановления администрации об определении органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в части возложения обязанности на главу администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> инициировать процедуру внесения изменений в устав муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» следует отказать в связи с добровольным исполнением.

Бездействие главы <адрес> сельского поселения в сфере муниципально-частного партнерства ущемляет права субъектов предпринимательской деятельности, делает невозможным осуществление органами местного самоуправления полномочий в названной сфере, в целях привлечения инвестиций для целей строительства, реконструкции, ремонта и содержания объектов жизнеобеспечения населения муниципального образования, вследствие чего создает предпосылки для коррупционных проявлений.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать главу администрации <адрес> сельского поселение <адрес> муниципального района <адрес> определить в соответствии с законодательством Российской Федерации орган, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства.

На основании ст. 187 КАС РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к главе администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> об определении органа, уполномоченного на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства удовлетворить частично.

Обязать главу администрации <адрес> сельского поселение <адрес> муниципального района <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу определить в соответствии с законодательством Российской Федерации орган, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства.

В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на главу администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> инициировать процедуру внесения изменений в устав муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Николаевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: