Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2016 года Мытищинский городской суд Московской области
в составе судьи Борисик А.Л.,
с участием прокурора Ворониной Ю.В.,
при секретаре Докучаевой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а- 6343/16 по административному иску члена участковых избирательных комиссий №ФИО2 к административным ответчикам- председателю участковой избирательной комиссии №ФИО3, председателю участковой избирательной комиссии №ФИО4, председателю участковой избирательной комиссии №ФИО5, Территориальной избирательной комиссии г. Мытищи о признании незаконным бездействия, обязании представить документы,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с настоящим административным иском, просил суд:
- Признать незаконным бездействие председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3, выразившееся в нарушении срока рассмотрения заявления и непредоставлении ФИО2 заверенных копий документов участковой избирательной комиссии №.
Обязать председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 предоставить ФИО2 заверенные копии:
- протоколов заседаний УИК №, состоявшихся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- актов о погашении неиспользованных в УИК № открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Московской областной Думы;
актов о погашении неиспользованных в УИК № открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов ГД ФС РФ;
- актов о проведении УИК № голосования вне помещения для голосования;
первого экземпляра протокола УИК № об итогах голосования на выборах депутатов Московской областной Думы по единому избирательному округу;
первого экземпляра протокола УИК № об итогах голосования на выборах депутатов Московской областной Думы по одномандатному избирательному округу №;
первого экземпляра протокола УИК № об итогах голосования на выборах депутатов ГД ФС РФ по федеральному избирательному округу;
первого экземпляра протокола УИК № об итогах голосования на выборах депутатов ГД ФС РФ по одномандатному избирательному округу №.
- Признать незаконным бездействие председателя участковой избирательной
комиссии №ФИО4, выразившееся в нарушении срока
рассмотрения заявления и непредоставлении ФИО2 заверенных копий
документов участковой избирательной комиссии №.
Обязать председателя участковой избирательной комиссии №Ведуту
В. В. предоставить ФИО2 заверенные копии:
- протоколов заседаний УИК №, состоявшихся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
актов о погашении неиспользованных в УИК № открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Московской областной Думы;
актов о погашении неиспользованных в УИК № открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов ГД ФС РФ;
актов о проведении УИК № голосования вне помещения для голосования;
первого экземпляра протокола УИК № об итогах голосования на выборах депутатов Московской областной Думы по единому избирательному округу;
первого экземпляра протокола УИК № об итогах голосования на выборах депутатов Московской областной Думы по одномандатному избирательному округу №;
первого экземпляра протокола УИК № об итогах голосования на выборах депутатов ГД ФС РФ по федеральному избирательному округу;
первого экземпляра протокола УИК № об итогах голосования на выборах депутатов ГД ФС РФ по одномандатному избирательному округу №.
- Признать незаконным бездействие председателя участковой избирательной комиссии №ФИО5, выразившееся в нарушении срока рассмотрения заявления и непредоставлении ФИО2 заверенных копий документов участковой избирательной комиссии №.
Обязать председателя участковой избирательной комиссии №ФИО5 предоставить ФИО2 заверенные копии:
- протоколов заседаний УИК №, состоявшихся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
актов о погашении неиспользованных в УИК № открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Московской областной Думы;
актов о погашении неиспользованных в УИК № открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов ГД ФС РФ;
- актов о проведении УИК № голосования вне помещения для голосования;
первого экземпляра протокола УИК № об итогах голосования на выборах депутатов Московской областной Думы по единому избирательному округу;
первого экземпляра протокола УИК № об итогах голосования на выборах депутатов Московской областной Думы по одномандатному избирательному округу №;
первого экземпляра протокола УИК № об итогах голосования на выборах депутатов ГД ФС РФ по федеральному избирательному округу;
первого экземпляра протокола УИК № об итогах голосования на выборах депутатов ГД ФС РФ по одномандатному избирательному округу № ( л.д. 4-5).
В обоснование своих требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ кандидат в депутаты Московской областной Думы по Мытищинскому одномандатному избирательному округу № назначила ФИО2 членом участковых избирательных комиссий № с правом совещательного голоса.
ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации полномочий члена УИК с правом совещательного голоса, ФИО2 обратился к председателям УИК №№ с письменными заявлениями, в которых просил предоставить ему заверенные копии документов указанных комиссий, связанных с подготовкой и проведением выборов, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подпункту "г" пункта 23 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
В силу части 4 статьи 239 КАС РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
ДД.ММ.ГГГГ истек установленный действующим законодательством тридцатидневный срок рассмотрения заявлений, при этом ФИО2 не были даны ответы на его обращения. Заверенные копии запрашиваемых документов УИК №ФИО2 не предоставлены.
Бездействие председателей УИК № нарушает право ФИО2 на получение заверенных копий документов избирательных комиссий, гарантированное подпунктом «г» пункта 23 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ( л.д. 3-5).
В судебном заседании административный истец ФИО2 свои требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, пояснил, что избирательная кампания до настоящего времени не закончена, так как избирательная комиссия Московской области не представила отчет о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Кроме того, указал, что законных оснований для прекращения производства по настоящему делу не имеется, поскольку для этого нет процессуальных оснований ( л.д. ).
В судебное заседание представители административных ответчиков- УИК № не явились, дело просили рассмотреть в свое отсутствие ( л.д. 16-19).
Представили возражения на административное исковое заявление, в котором указали, что заявленные требования не признают, просили в удовлетворении иска отказать ( л.д. 16-19).
В судебном заседании представитель административного ответчика- ТИК г. Мытищи по доверенности ФИО6 административные исковые требования не признала, просила суд производство по делу прекратить или отказать истцу в удовлетворении требований.
Пояснила, что в силу п.п. г, е п.23 и п.25 ст.29 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, в том числе вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов…, требовать заверения указанных копий;…
Официальные данные о результатах выборов по Московской областной Думе были опубликованы в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, кандидат в депутаты в Московскую областную Думу ФИО1, назначившая ФИО2 членом УИК № с правом совещательного голоса, утратила свой статус кандидата ДД.ММ.ГГГГ.
Избирательная компания закончилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть у истца отсутствовали после ДД.ММ.ГГГГ правовые основания для подачи данного заявления в суд от имени члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Административное исковое заявление поступило в Мытищинский городской суд ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, поскольку полномочия ФИО2 как члена участковой избирательной комиссии № прекращены, то действия председателей УИК №, не затрагивают его прав, свобод и законных интересов ( л.д.
В судебном заседании прокурор Воронина Ю.В. просила суд отказать административному истцу в удовлетворении требований, пояснила также, что с учетом установленных при разрешении спора обстоятельств, производство по делу может быть прекращено ввиду подачи настоящего административного иска в суд после окончания избирательной кампании и прекращения полномочий административного истца ( л.д.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ кандидат в депутаты Московской областной Думы по Мытищинскому одномандатному избирательному округу № назначила ФИО2 членом участковых избирательных комиссий № с правом совещательного голоса ( л.д. 20 – 26).
ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации полномочий члена УИК с правом совещательного голоса, ФИО2 обратился к председателям УИК № с письменными заявлениями, в которых просил предоставить ему заверенные копии документов указанных комиссий, связанных с подготовкой и проведением выборов, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 6-11).
Как указано выше, административные ответчики просили суд производство по настоящему административному делу прекратить на основании ч.3 ст. 194 КАС РФ, в силу которой суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
Положения ст. 242 КАС РФ предусматривают исчерпывающий перечень оснований, по которым судебное производство по административному делу о защите избирательных прав граждан подлежит прекращению, при этом окончание избирательной кампании кандидата и прекращение полномочий члена избирательной комиссии, на что указывают административные ответчики, не являются основанием для прекращения производства по делу, в связи с чем, настоящее административное исковое заявление подлежит разрешению по существу.
При разрешении настоящих требований суд исходит из следующего.
В соответствии с п.19 ст. 12 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
В соответствии с п.5 ст. 41 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 настоящего Федерального закона, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов.
Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда (п.9 ст.59 Федерального закона №67-ФЗ).
В соответствии с п.п. г п.23 ст. 29 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федерального закона №67-ФЗ) член комиссии с правом совещательного голоса:
вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 уведомил участковые избирательные комиссии № о том, что он назначен в указанные комиссии членом комиссии с правом совещательного голоса от кандидата в депутаты Московской областной Думы по Мытищинскому одномандатному избирательному округу №ФИО1
Одновременно с уведомлением от ФИО2 поступило заявление о выдаче ему копий документов.
В соответствии с п.6 ст.27 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия:
и) объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования.
Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре (п.29 ст. 68 Федерального закона №67-ФЗ).
Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.
К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию (п. 30 ст. 68 Федерального закона №67-ФЗ).
Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, включая бюллетени, списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения.
Как утверждали представители административных ответчиков, ДД.ММ.ГГГГФИО2 ни на один из избирательных участков не явился, за ходом голосовании не наблюдал, при подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования не присутствовал.
После осуществления всех предусмотренных законом процедур, подсчете бюллетеней, составления протокола об итогах голосования и вручении его копий лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования и имеющим право на его получение – вся документация, включая итоговые протоколы, акты, реестры участковых избирательных комиссий № была ДД.ММ.ГГГГ была предана в Территориальную избирательную комиссию города Мытищи и Окружную избирательную комиссию Мытищинского одномандатного избирательного округа №.
Таким образом, в настоящее время вся имеющаяся документация УИК № касающаяся подготовки и проведения выборов, а также все итоговые протоколы переданы и находятся на хранении в вышестоящей избирательной комиссии, то есть запрошенные ФИО2 документы в участковых избирательных комиссиях отсутствуют.
Более того, статья 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регулирующая систему и статус избирательных комиссий, в ч.3 содержит указание на то, что комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации, то есть законодатель четко обозначил период времени, в течение которого участковые комиссии выполняют свои полномочия – проведение выборов.
Специальной нормы, определяющей сроки, в течение которых члену избирательной комиссии должна быть предоставлена возможность ознакомиться с документами, а также получить их копии, ФЗ № 67-ФЗ не содержит.
Вместе с тем, п.4 ст.20 ФЗ от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривает, что комиссии обязаны в пределах своей компетенции, рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно…
Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения, по существу обращения (Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2012 N 53-АПГ12-11).
Учитывая, что нормы действующего законодательства не предусматривают обязанности незамедлительно, вне графика работы участковой избирательной комиссии или после проведения выборов предоставлять члену участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса копии документов, то оснований для вывода о том, что председателями участковых избирательных комиссий № были нарушены права ФИО2, не имеется.
Запрашиваемые ФИО2 документы были подготовлены председателями комиссий для их вручения, однако, данным правом, как член комиссии с правом совещательного голоса, ФИО2 не воспользовался, поскольку не явился на избирательные участки не в день голосования не на следующий день после подведения итогов голосования.
Более того, административное исковое заявление было подано ФИО2, как членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса ДД.ММ.ГГГГ, то есть после прекращения его полномочий как члена комиссии, которые закончились ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 24 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ, срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, и политическими партиями, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность.
Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, членов участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании.
Пунктом 20 ст. 2 Федерального закона №67-ФЗ определено, что избирательная кампания кандидата, избирательного объединения - деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами.
Пунктом 9 ст. 59, Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлено, что кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.
Официальные данные о результатах выборов по Московской областной Думе были опубликованы в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, избирательная кампания кандидата в депутаты Московской областной Думы по Мытищинскому одномандатному избирательному округу №ФИО1 прекращена ДД.ММ.ГГГГ и соответственно полномочия ФИО2 как члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса – прекращены с ДД.ММ.ГГГГ.
Тот факт, что ФИО1 до настоящего времени не исполнила обязательств по представлению в территориально избирательную комиссию г. Мытищи итогового финансового отчета о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, не является основанием для продления либо не прекращения избирательной кампании кандидата.
Напротив, нарушение установленного порядка предоставления финансовых отчетов образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.17 КРФоАП.
При таких обстоятельствах суд находит, что поскольку полномочия административного истца ФИО2, как члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращены с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как с настоящим иском он обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 239-244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований члена участковых избирательных комиссий №ФИО2 к административным ответчикам- председателю участковой избирательной комиссии №ФИО3, председателю участковой избирательной комиссии №ФИО4, председателю участковой избирательной комиссии №ФИО5, Территориальной избирательной комиссии г. Мытищи о признании незаконным бездействия, обязании представить документы- отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Мытищинский горсуд в течение пяти дней.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2016 года