РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2021 года г. Тула
Зареченский районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Реуковой И.А.,
при секретаре Васильчевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-634/2021 по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению ФИО12 к администрации муниципального образования город Тулы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и административному исковому заявлению ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 к администрации муниципального образования город Тулы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по подведению к земельным участкам объектов инфраструктуры,
установил:
ФИО12 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Тулы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Просит признать незаконным бездействие администрации города Тулы в обеспечении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в северной части Зареченского района г.Тулы, предоставленного административному истцу на праве собственности, объектами инфраструктуры – водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, автомобильной дорогой местного значения; возложить на администрацию муниципального образования город Тулы обязанность подвести к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному в северной части Зареченского района г.Тулы, предоставленному административному истцу, объекты инфраструктуры - водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, автомобильную дорогу местного значения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 обратились с административным иском в суд к администрации МО г. Тулы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по подведению к земельным участкам объектов инфраструктуры.
Просят признать незаконным бездействие администрации города Тулы в обеспечении земельных участков, расположенных в северной части Зареченского района г.Тулы, предоставленных административным истцам на праве собственности, объектами инфраструктуры – водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, автомобильной дорогой местного значения; возложить на администрацию муниципального образования город Тулы обязанность подвести к земельным участкам с кадастровыми номерами №,№, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, расположенным в северной части Зареченского района г.Тулы, предоставленных административным истцам, объекты инфраструктуры - водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, автомобильную дорогу местного значения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что им и членам их семей во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и в соответствии с Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства были выделены земельные участки с кадастровыми номерами, а именно № – ФИО12, № – ФИО13, № – ФИО14, № – ФИО15, № – ФИО16, № – ФИО17, № – ФИО18, № – ФИО19, № - ФИО20, № – ФИО21, № – ФИО22, № – ФИО23, № – ФИО24, № – ФИО25, № – ФИО26, расположенные в <адрес>.
В соответствии с правилами п. 1 ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, они указали, что бездействие административного ответчика противоречит предписаниям пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Закона Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей», Методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденным Министерством регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372.
Подтверждая сведения о том, что оспариваемым бездействием нарушены или могут быть нарушены их законные права, свободы и законные интересы, указали, что с момента выделения и передачи в собственность земельных участков в качестве меры социальной поддержки прошло восемь лет, обязанность публичного органа по обеспечению каждого земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.
Ссылались на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Поскольку на протяжении длительного времени, с 2013 года по день обращения в суд с настоящим административным иском, они обращались в администрацию г. Тулы и должностным лицам администрации г. Тулы, в полномочия которых входит решение вопроса об обеспечении предоставленных в собственность земельных участков инженерной инфраструктурой, позволяющей использовать земельные участки по целевому назначению для индивидуального жилищного строительства, и указанные вопросы в силу п. 5 ч. 1 ст. 16, п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ч. 2 ст. 3, п.п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2001 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», относятся к перечню вопросов местного значения городских округов, они (административные истцы), усматривая бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности, обратились в суд с требованиями о признании бездействия администрации МО г. Тула незаконным, и возложении обязанности по подведению к земельным участкам объектов отсутствующей на момент обращения в суд инфраструктуры.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела № 2а-634/2021 и № 2а-643/2021 объединены в одно производство.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУ «Управление капитального строительства города Тулы», управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы, министерство имущественных и земельных отношений, АО «Тулагорводоканал», АО «Тулагоргаз», ФИО27, ФИО12, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, ФИО28, ФИО16, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО17, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, ФИО6, ФИО7, ФИО18, действующая в интересах несовершеннолетних ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33
В соответствии с положениями ч. 1, ч. 6 ст. 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении дела административные истцы реализовали свое право на обращение с коллективным административным иском.
В судебное заседание административные истцы ФИО14, ФИО16, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО22, ФИО24, ФИО26 и указанные выше заинтересованные лица не явились, уведомлены судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
С учетом ч. 1 ст. 150, ч.3 ст. 42, ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Участвующие в рассмотрении дела в интересах административных истцов ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО17, ФИО21, ФИО23, ФИО25 и заинтересованные лица ФИО29 и ФИО32, заявленные административными истцами требования поддержали, просили коллективный административный иск удовлетворить в полном объеме по изложенным в нем основаниям. В судебном заседании указали, что обязанность публичного органа по обеспечению земельных участков административных истцов необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, не выполнена. Примерно в период времени с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год администрация МО г. Тулы полностью бездействовала, поскольку из объяснений ее представителей следует, что проводились работы по планировке территории жилого района, который включал в себя первоначально район многоквартирных домов, школу, детские сады, магазины. Впоследствии, указанные объекты из планировки исключены, но многодетные семьи соглашались на получение земельных участков в рамках социальной программы, именно с учетом первоначальных планов застройки, инфраструктуры и доступности школ, детских садов, магазинов и обеспечения не только электроснабжения, но и газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также транспортной доступности. За оспариваемый ими (административными истцами) период администрация МО г. Тулы не только исключила из планов застройки указанные элементы инфраструктуры, но и не обеспечила участки многодетных семей газо- и водоснабжением, водоотведением, а также транспортной доступностью. От наличия инфраструктуры, под которой понимается, в том числе, отсутствующее за столь длительный период газо- и водоснабжение населения, водоотведение, а также транспортная доступность и иные вопросы в сфере дорожной деятельности по обеспечению подъезда к земельным участкам, зависит реальная возможность строительства, а также пользования возведенными и возводимыми многодетными семьями на земельных участках жилыми домами. План мероприятий, который разрабатывался администрацией города Тулы по результатам различных согласований, в том числе, с участием представителей инициативной группы от многодетных семей, предусматривал для обеспечения инфраструктурой площадки земельных участков для многодетных граждан в <адрес>, и окончание всех работ по строительству инфраструктуры до ДД.ММ.ГГГГ. В конце ДД.ММ.ГГГГ им стало известно, что указанный срок не выполняется и строительство будет отложено на неопределенный срок, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском. При этом, вопрос по обеспечению возможности централизованного водоотведения не разрешался и не разрешается за все время оспаривания бездействия, доказательства того, что не имеется технической возможности централизованного водоотведения не предоставлены, и вопрос с альтернативными источниками инфраструктуры носит временный характер. С момента предоставления земельных участков многодетным семьям, в том числе некоторым семьям с ДД.ММ.ГГГГ, остальным с ДД.ММ.ГГГГ, до момента обращения в суд, административным ответчиком не были предприняты своевременные меры по газоснабжению, что повлекло повышение цены контракта до 180 000 000 руб., а срок реализации контракта на газоснабжение, был запланирован до ДД.ММ.ГГГГ; не проведены вообще работы по водоснабжению в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №; не имеется подъездных дорог даже в щебененой засыпке к земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №; не имеется дороги к Семейному бульвару; не обеспечена транспортная доступность <адрес>, где расположены участки, выделенные многодетным семьям, подъезд от <адрес> не предусматривает возможности использования муниципального транспорта в связи с недостаточной шириной проезжей части, и маршрута муниципального транспорта к северной части Зареченского района г. Тулы не имеется, что лишает многодетные семьи возможности проживания в строящихся и уже построенных домах; планирование и работы по постройке сетей водоотведения до настоящего времени не проводились, несмотря на то, что такая техническая возможность имеется. По их мнению, в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства того, что администрация г. Тулы своевременно, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, реализовывала возможность по обращению в высший исполнительный орган государственной власти Тульской области для возможного участия Тульской области в решении задач по социальной поддержке многодетных семей. Реальная возможность пользования вновь возведенными жилыми объектами у них (административных истцов) отсутствует, за столь длительный период административным ответчиком обеспечены в отношении земельных участков многодетных семей вопросы полностью только в сфере электро снабжения; в части водо- снабжения построено только 5,5 км сетей водоснабжения в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ; выполнены работы по частичной организации по устройству дорог щебнем общей протяженностью 5,4 км, что, по их мнению, явно недостаточно, и не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО34 не согласившись с административным иском указал, что оспариваемое административными истцами бездействие администрации г. Тулы отсутствует. Обосновывая возражения и доказывая выполнение администрацией города Тулы работ по организации вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности, которые отнесены к перечню вопросов местного значения городских округов, пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ разработана и утверждена постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ№ документация по планировке территории жилого района, расположенного в <адрес>. Затраты на геодезические изыскания в ДД.ММ.ГГГГ составили 19 561 500 руб. В период с ДД.ММ.ГГГГ проведены проектировочные, геодезические работы по организации инфраструктуры. В период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в документацию по планировке территории жилого района, были разработаны и утверждены планировки территории внеплощадочных сетей застройки «Жилой район, расположенный в <адрес>» и утверждены постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ№. Разработан и решен вопрос электроснабжения. В отношении водоснабжения и водоотведения в целях обеспечения централизованным водоснабжением площадки, расположенной в <адрес> в рамках муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие градостроительной деятельности по территории муниципального образования город Тула» в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ за счет средств бюджета города было построено 5,5 км сетей и двенадцать семей из административных истцов, имеют возможность подключения участков к сети водоснабжения, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ проведены мероприятия по приемке построенных сетей и осуществлен пуск воды. Для завершения строительства сети водоснабжения на площадке в рамках указанной программы предусмотрены бюджетные ассигнования: в ДД.ММ.ГГГГ – 36 349,6 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ – 21 446,2 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ – 27 756,7 руб., то есть работы по обеспечению площадки централизованным водоснабжением возможно до ДД.ММ.ГГГГ. В части водоотведения пояснил, что водоотведение реализовано в рамках предоставления автономной системы – септики, выдаваемой многодетным семьям с их согласия заявительным порядком за счет муниципального бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Закон № 1708-ЗТО, согласно которому органу местного самоуправления была предоставлена возможность по определению порядка обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры. В соответствии с разделом 11 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 № 47/1156, при отсутствии централизованного водоотведения объекта допускается использование децентрализованных систем водоотведения (выгребных ям, септиков, локальных очистных сооружений), в связи с чем, в рамках предоставленных полномочий администрацией города Тулы было утверждено Положение о предоставлении индивидуальных источников ресурсоснабжения гражданам, имеющих трех и более детей. В соответствии с указанным Положением, процедура предоставления индивидуальных источников ресурсоснабжения (септиков, газгольдеров, электро- котлов) носит заявительный характер, что подтвердил актами выдачи, представленными в материалы дела. В части газоснабжения пояснил следующее. Муниципальным учреждением «Управление капитального строительства города Тулы» в настоящее время ведется договорная работа по газоснабжению площадки, подготовлен проект договора с АО «Тулагоргаз» о подключении объекта капитального строительства (технологического присоединения) к сети газораспределения по реализации первого этапа газификации на сумму 180 447,22 руб. Обеспечение газоснабжения площадки, при условии выделении бюджетного финансирования, возможно до ДД.ММ.ГГГГ в связи с невозможностью ранее технологического присоединения, что подтверждается сообщением ООО «Газпром трангаз Москва» в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ без проведения работ по реконструкции на существующих ГРС. Транспортная инфраструктура: В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнены работы по устройству дорог щебнем, протяженностью 5,4 км. В ДД.ММ.ГГГГ планировался ремонт дорожного покрытия по <адрес> и <адрес>, что не было выполнено по причине уменьшения финансирования в связи с пандемией. Земельные участки для строительства дорог сформированы и поставлены администрацией на кадастровый учет. Возможный и планируемый срок проведения основных работ по организации вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности в отношении участков, выделенных многодетным семьям – до ДД.ММ.ГГГГ, что связано со значительными финансовыми затратами, поскольку выделенные многодетным семьям земельные участки при их формировании не были обеспечены объектами инженерной инфраструктуры и имеется еще 7 площадок, сформированных для этих же целей и переданных в собственность многодетным семьям. В связи с чем, представитель административного ответчика просил в иске отказать, так как у администрации города Тулы отсутствует бездействие, и администрацией города Тулы начиная с ДД.ММ.ГГГГ проводятся работы по обеспечению доступа многодетных семей, в том числе, административных истцов, к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования и исходных данных выделяемых земельных участков.
Заинтересованное лицо Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы в судебное заседание явку представителя не обеспечило, о дате, времени и месте проведения которого извещалось своевременно и надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Управления по доверенности ФИО35 не согласилась с требованиями административных истцов о бездействии администрации города Тулы в части решения вопросов в сфере дорожной деятельности, указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнены работы по устройству дорог щебнем, протяженностью 5,4 км с целью обеспечения подъезда собственников к земельным участкам. Разрушение дорог и затрудненность из использования в весенне-осенний период обусловлена, в том числе, использованием тяжелой строительной техники при эксплуатации дорог с щебеночным покрытием. В ДД.ММ.ГГГГ планировался ремонт дорожного покрытия по <адрес> и <адрес>, что не было выполнено по причине уменьшения финансирования в связи с пандемией. Вопросы качества дорог контролировались Управлением, были инициированы судебные споры с подрядчиком в Арбитражном суде Тульской области. В связи с чем, указанный представитель полагала, что бездействие администрации города Тулы в этой части отсутствует. Работы по строительству дорог в полном объеме и иной категории, в том числе с асфальтным покрытием, в случае разработки такой технической документации и соответствующего финансирования, возможно только после выполнения строительства сетей газо-, водоснабжения и водоотведения.
Представитель Муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Тулы» по доверенности ФИО36 в судебном заседании оспаривал бездействие администрации города Тулы в части решения вопросов в сфере электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ заключен ряд муниципальных контрактов по инженерно-геодезическим изысканиям и разработке проектов межевания по объекту «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в <адрес>», в том числе ПИР, в соответствии с техническим заданием. В доказательство представил перечень контрактов (из 26 контрактов) и копии муниципальных контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ (инженерно-геодезическим изысканиям и разработке проектов межевания по объекту «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в <адрес>», в том числе ПИР; № от ДД.ММ.ГГГГ (по объекту «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в <адрес>» (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР,; № от ДД.ММ.ГГГГ (по объекту «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в <адрес>» (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР, в рамках оказания услуг по водоснабжению); № от ДД.ММ.ГГГГ сети водоснабжения 3 очередь; № от ДД.ММ.ГГГГ устройство водоснабжения и колодцев. Также пояснил, что в рамках муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие градостроительной деятельности по территории муниципального образования город Тула» в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ за счет средств бюджета города было построено 5.5 км сетей и двенадцать семей из административных истцов, имеют возможность подключения участков к сети водоснабжения, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ проведены мероприятия по приемке построенных сетей и осуществлен пуск воды. Для завершения строительства сети водоснабжения на площадке в рамках указанной программы предусмотрены бюджетные ассигнования: в ДД.ММ.ГГГГ -36349,6 тыс. рублей; в ДД.ММ.ГГГГ – 21 446,2 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ – 27 756,7 руб., то есть работы по обеспечению площадки централизованным водоснабжением ведутся в соответствии с планами, технической документацией и финансированием. Проводится договорная работа по заключению контракта на техническое подключение на газоснабжение с АО «Тулагоргаз», которое ранее было невозможно в связи с отказом сетевой организации в №-№ в возможности получения технологического присоединения. В соответствии с разделом 11 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 № 47/1156, при отсутствии централизованного водоотведения объекта допускается использование децентрализованных систем водоотведения (выгребных ям, септиков, локальных очистных сооружений), в связи с чем, в рамках предоставленных полномочий администрацией города Тулы было утверждено Положение о предоставлении индивидуальных источников ресурсоснабжения гражданам, имеющих трех и более детей, и вопрос водоотведения разрешается использование децентрализованных сетей водоотведения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО12 и ФИО37 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 203 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанными лицами заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО13 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 240 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанным лицом заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО14 и ФИО28 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 301 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанными лицами заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО15 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 206 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанным лицом заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО16, ФИО38, ФИО4, ФИО2, ФИО3 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №. Между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанными лицами заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО17, ФИО7, ФИО5, ФИО6, ФИО6 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 315 кв.м. Между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанными лицами заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей», ФИО18. в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, предоставлен в общую долевую собственность (ФИО8, ФИО9, ФИО10) для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1460 кв.м;
на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО29, ФИО19 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 289 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанным лицом заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО20 и ФИО30 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 255 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанным лицом заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО31 и ФИО21 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 409 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанными лицами заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО22 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 228 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанным лицом заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО23 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 243 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанным лицом заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО24 и ФИО32 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 240 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанным лицом заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО25 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, предоставлен в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 260 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанным лицом заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность;
на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО33 и ФИО26 в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 216 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и указанными лицами заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». П. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В Тульской области указанные вопросы регламентированы Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей».
Порядок формирование земельных участков в период предоставления земельных участков административным истцам был предусмотрен ст. 4 указанного Закона (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений), и предусматривал, что перечни земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным гражданам (далее – Перечни), содержащие кадастровый номер, местоположение, площадь, разрешенное использование земельных участков, утверждаются: 1) правительством Тульской области (далее – правительство области) - из земель, находящихся в собственности области, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре области – городе Туле; 2) органами местного самоуправления, имеющими право распоряжения земельными участками, - из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. В Перечни включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. Для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, должны быть определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (ч.2).
Как следует из представленных, в соответствии с положениями ст. 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Управлением Росреестра по Тульской области кадастровыми делами на указанные земельные участки административных истцов, земельные участки были сформированы Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и поставлены на кадастровый учет. Сведений о наличии инфраструктуры инженерно-технического обеспечения межевые планы, представленные в кадастровые дела, не содержат.
Постановлением администрации города Тулы № 1879 от 11.07.2012 на основании постановления администрации города Тулы от 16.03.2011 № 599 «О подготовке градостроительной документации жилого района, расположенного в <адрес>» учитывая протоколы и итоги (рекомендации) публичных слушаний по документации по планировке территории жилого района, была утверждена документация по планировке территории жилого района (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в <адрес>.
Постановлением администрации города Тулы № 758 от 21.03.2014 в связи с обращением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, было принято решение о подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района(проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в <адрес> и подготовке технического задания на разработку документации.
Постановлением администрации г. Тулы № 4999 от 29.12.2014 проекты внесения изменений утверждены.
Постановлением администрации г. Тулы № 3686 от 09.04.2015 утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) внеплощадочных сетей застройки «Жилой район, расположенный в <адрес>».
Согласно ст. 2-2 указанного закона N 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» (введена Законом Тульской области от 31.03.2016 № 18-ЗТО) многодетному гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает многодетный гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. В случае отсутствия земельного участка в границах соответствующего муниципального образования земельный участок предоставляется в муниципальном образовании, имеющем общую границу с данным муниципальным образованием (ч. 1). Земельный участок предоставляется в общую долевую собственность в равных долях многодетному гражданину, его детям, с учетом которых установлено право на получение земельного участка, а также его супругу (супруге) в случае, если он (она) является родителем, усыновителем (удочерителем) этих детей (ч. 2). Многодетному гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно (далее - Перечни земельных участков (п. 1 ч. 3). Формирование Перечней земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 3 этого закона.
Согласно ч. 3 ст. 3 указанного Закона в перечни земельных участков включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. После официального опубликования (размещения) Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры в порядке, определяемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 и п. 4 ч. 1 ст. 16 названного закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 37 названного закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 16 Устава МО г. Тула (ред. от 21.12.2020) организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5), относится к вопросам местного значения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.
Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления административным истцам названных земельных участков до момента обращения административных истцов в суд – ДД.ММ.ГГГГ прошло фактически восемь лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.
При таких обстоятельствах доводы административных истцов о незаконном бездействии администрации г. Тулы, выразившемся в необеспечении необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой земельных участков на протяжении столь длительного времени, суд признает обоснованными.
Доводы административного ответчика на обстоятельства недостаточного финансирования; выполнения строительства инженерной инфраструктуры по электроснабжению, частичному выполнению работ по водоснабжению земельных участков с кадастровыми номерами № (административный истец ФИО14), № (административный истец ФИО18), № (административный истец ФИО25) и обустройстве за период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ мощеных щебнем подъездных дорог к части земельных участков по <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес> в частности к земельным участкам с кадастровыми номерами № (административный истец ФИО12), № (административный истец ФИО14), № (административный истец ФИО18), № (ФИО21), № (административный истец ФИО25), № (административный истец ФИО26); наличие плана мероприятий по обеспечению инфраструктурой площадки для многодетных граждан в <адрес> в сроки - устройство внутриквартальных проездов до ДД.ММ.ГГГГ; централизованных сетей водоснабжения до ДД.ММ.ГГГГ; разработки ПСД для обеспечения площадки централизованным газоснабжением в срок до ДД.ММ.ГГГГ и выполнения СМР по строительству централизованной сети газоснабжения в сроки ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика исходя из длительности времени, прошедшего с момента предоставления земельных участков многодетным семьям.
При этом, согласно п. 11.3 раздела 11 Решения Тульской городской Думы от 31.01.2018 N 47/1156 (ред. от 24.03.2021) «О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула», выдача технических условий устройства децентрализованных систем водоотведения (выгребных ям, септиков, локальных очистных сооружений) предусмотрена при отсутствии возможности централизованного водоотведения объекта. Доказательств того, что отсутствует возможность централизованного водоотведения на участках административных истцов и земельных участков иных многодетных семей, расположенных в <адрес>, административным ответчиком не представлено, как не представлены и доказательства того, что проводились соответствующие работы по объекту «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в <адрес>».
В материалах административного дела не имеется сведений о том, что администрация г. Тулы в период до ДД.ММ.ГГГГ обращалась в установленном порядке для получения технических условий для устройства централизованного водоотведения в жилом районе, расположенном в <адрес> либо сведений о невозможности устройства централизованных систем водоотведения в жилом районе, расположенном в <адрес>, исходя из особенностей грунта и положения объектов застройки.
Кроме того, изучив представленную административными истцами и административным ответчиком переписку по вопросу газоснабжения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, суд приходит к выводу, что в действиях административного ответчика также имеется бездействие.
Доводы административного ответчика о невозможности выдачи технических условий на подачу природного газа по объекту «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в <адрес>» в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, в то же время не касаются того, что невозможность выдачи технических условий в указанный период, была обусловлена необходимостью работ по реконструкции имеющихся ГРС, что подтверждается ответом АО «Газпром газораспределение Тула» от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом, с указанного периода времени административным ответчиком возможность реконструкции ГРС не рассматривалась и соответствующие работы не планировались. При этом в 2021 году после обращения административных истцов с настоящим административным иском, возможность получения технических условий, административным ответчиком рассмотрена и предприняты соответствующие меры.
Кроме того, следует признать обоснованными доводы стороны административных истцов о том, что администрация г. Тулы только после их обращения предприняла меры по определению порядка проведения комплекса мер по обеспечению земельных участков данной категории объектами инженерной инфраструктуры, в том числе, в порядке, предусмотренном п.п. 24, 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО11 дала пояснения, аналогичные объяснениям административных истцов, изложенным в административных исках и в судебном заседании, представила суду многочисленные письменные обращения в органы власти и управления по спорному вопросу, ответы должностных лиц. Показания данного свидетеля суд принимает в качестве относимого и допустимого доказательства, поскольку они согласуются между собой, не противоречат объяснениям сторон по административному делу, установленным судом обстоятельствам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь положениями ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2-2, ст. 3 Закона № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей», статьей 16 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 3, 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходит из того, что предоставление многодетной семье земельного участка является мерой социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан на жилище, выделенный административным истцам земельные участки длительное время не оснащены газоснабжением, водоснабжением, водоотведением и подъездными путями, в связи с чем, при удовлетворении настоящего административного иска, в соответствии с правилами п.1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на администрацию подлежит возложить обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, в рамках возложенных законодателем на орган местного самоуправления соответствующих полномочий, поскольку такая обязанность совершения определенных действий возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Оснований полагать, что административные истцы ставили вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления в приоритетном по отношению к ним порядке не имеется. Срок устранения нарушения подлежит определению с учетом длительности нарушения и реальной возможности устранения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные иски ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 удовлетворить
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Тула в необеспечении земельных участков, предоставленных в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, расположенных в <адрес> инженерной инфраструктурой газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности, с кадастровыми номерами №.
Обязать администрацию муниципального образования город Тула обеспечить объектом инженерной инфраструктуры газоснабжения, водоотведения и транспортной доступности участки с кадастровыми номерами № в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования город Тула обеспечить объектом инженерной инфраструктуры – водоснабжением, участки с кадастровыми номерами № в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования город Тула обеспечить объектом инженерной инфраструктуры - подъездной дорогой, участки с кадастровыми номерами № в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Зареченский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий | И.А.Реукова |