Дело № 2а-634/2021
УИД 65RS0003-01-2021-000691-08
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2021 года г. Анива
Анивский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.
при ведении протокола секретарем Кызыл-оол С.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Анивского района в интересах муниципального образования «Анивский городской округ» к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании недействующим и несоответствующим законодательству Российской Федерации постановления от 30 декабря 2015 года № 2469-па «Об утверждении Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданами работам по подготовке домовладений/квартир к приему газа на территории муниципального образования «Анивский городской округ»,
у с т а н о в и л:
10 августа 2021 года прокурор Анивского района обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что постановлением администрации Анивского городского округа от 30 декабря 2015 года № 2469-па утвержден Порядок предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданами работам по подготовке домовладений/квартир к приему газа на территории муниципального образования «Анивский городской округ» (далее – Порядок), который опубликован в газете «Утро Родины» № 4 от 10 февраля 2016 года.
Порядок противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку к полномочиям органов местного самоуправления не относится расходование средств местного бюджета на компенсацию гражданам затрат на работы по газификации квартир в многоквартирных домах и домовладений по присоединению в соответствии с выданными техническими условиями на подключение дома к ближайшему действующему (строящемуся) газопроводу населенного пункта, на территории которого расположен дом, а также на автономную газификацию дома (газобаллонные/резервуарные установки), в том числе по договорам о подключении (технологическом присоединении), в случае если размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, установлены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 2 Порядка).
Вопросы местного значения городского округа приведены в статье 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 4 части 1 которого к вопросам местного значения относится организация в границах городского суда газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Под газоснабжением понимается одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектах (абзацы 3, 8 статьи 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»).
Из толкования статьи 8.1 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 года № 903, следует, что к полномочиям местного самоуправления могут относиться только организация газоснабжения в целом и газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных муниципальных организаций.
По своему содержанию присоединение квартир и домовладений к газопроводу и автономная газификация дома не относятся к газоснабжению, а являются газификацией жилого помещения, которое не относится к объектам жилищно-коммунального хозяйства, к промышленным объектам и организациям. Таким образом, газификация жилых помещений не относится к вопросам местного значения городского округа в сфере организации газоснабжения.
Как следует из положений статьи 24 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», в рамках данного закона компенсация гражданам допускается только на приобретение газа в качестве социальных гарантий, определенных законом субъекта. Какими-либо полномочиями по компенсации гражданам расходов на присоединение квартир и домовладений к газопроводу и автономную газификацию органы местного самоуправления не наделены.
Учитывая, что в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения не относится газификация жилых помещений граждан, то у муниципального образования не возникают и расходные обязательства по компенсации гражданам расходов на присоединение квартир и домовладений к газопроводу и автономную газификацию.
При таких данных Порядок противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку регулирует общественные отношения в сфере, не отнесенной к вопросам местного значения. В результате принятия оспариваемого Порядка муниципальный бюджет несет расходы на компенсацию гражданам расходов, чем нарушаются интересы муниципального образования, ему причиняется материальный ущерб.
Изложив указанные в заявлении обстоятельства, прокурор Анивского района просит признать недействующим полностью со дня принятия постановление администрации Анивского городского округа от 30 декабря 2015 года № 2469-па «Об утверждении Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданами работам по подготовке домовладений/квартир к приему газа на территории муниципального образования «Анивский городской округ» в редакции от 01 апреля 2020 года и не соответствующим законодательству Российской Федерации.
Протокольным определением от 08 сентября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено Правительство Сахалинской области.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Анивского района Огай А.Л. настаивал на административных исковых требованиях по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала.
Из представленных возражений на административное исковое заявление и дополнений к ним следует, что регулирование вопросов газоснабжения не ограничивается только Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации». Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 января 1999 года № 2-П, отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации статьей 71 Конституции Российской Федерации не означает невозможность его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда Конституция Российской Федерации исключает этого, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного или федерального закона.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 31 декабря 2013 года № 808 утверждена Государственная программа Сахалинской области «Развитие энергетики Сахалинской области», которая разработана в соответствии с поручением председателя Правительства Российской Федерации ФИО2 от 30 ноября 2010 года № ВП-П13-8165 и распоряжением Правительства Сахалинской области от 21 октября 2011 года № 728-р «Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области».
Ключевыми документами, определяющими политику Сахалинской области в сфере развития промышленного потенциала, являются Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года.
Государственной программой предусмотрена подпрограмма № 2 «Газификация Сахалинской области». Целью подпрограммы является повышение уровня газификации региона для создания благоприятных условий проживания населения. Одной из задач является оказание мер поддержки потребителям для газификации жилого фонда. Подпрограмма содержит мероприятие № 2 – поддержка населения Сахалинской области при газификации жилищного фонда; государственная поддержка предполагает предоставление различных субсидий муниципальным образованиям.
К мерам государственной поддержки, осуществляемой через предоставление субсидий муниципальным образованиям на организацию электро-, тепло- и газоснабжение, отнесены, в том числе, и компенсационные выплаты непосредственно гражданам, связанные с возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином в период 2008-2025 годов работам по подготовке домовладений/квартир к приему газа.
Предоставляемая гражданам компенсация является мерой государственной поддержки, источником финансирования является областной бюджет, доля денежных средств местного бюджета составляет 1%.
Оспариваемый Порядок определяет механизм предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, круг лиц, которые имеют право на получение компенсационных выплат, уполномоченный орган по сбору заявлений от граждан, сроки рассмотрения заявлений граждан, сроки предоставления компенсации. Сам по себе Порядок не определяет источник финансирования и его механизм, не противоречит положениям Постановления Правительства Сахалинской области № 808 и иным законодательным актам Российской Федерации.
Кроме того, статьей 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательным акты Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Государственная программа Сахалинской области «Развитие энергетики Сахалинской области» в части установления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданами работам по подготовке домовладений/квартир к приему газа на территории Сахалинской области, разработана и принята с учетом требований норм действующего законодательства Российской Федерации в пределах полномочий, установленных законодательством.
Субъект Российской Федерации в рамках государственной программы имеет право самостоятельно определять и предусмотреть дополнительные компенсационные выплаты населению, вне зависимости от наличия такой конкретной меры поддержки граждан в федеральных нормативных правовых актах.
Изложив в возражениях и дополнении к нему указанные обстоятельства, представитель административного ответчика ФИО1 просит в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика Правительства Сахалинской области ФИО3, действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против административных исковых требований.
Согласно представленным возражениям на административное исковое заявление, из системного толкования пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 8.1, 7, 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», абзаца 3 статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудования пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта. Таким образом, к направлениям по газоснабжению и газификации отнесены мероприятия газификации населения.
В Сахалинской области мероприятия по газоснабжению и газификации населения регулируются, в том числе, постановлением Правительства Сахалинской области от 31 декабря 2013 года № 808 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Развитие энергетики Сахалинской области», одной из задач которых является газификация объектов энергетики, населенных пунктов области, промышленных потребителей и населения; для реализации предусмотрены мероприятия по газификации домовладений. Муниципальным образованиям предоставляются субсидии на софинансирование компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином в период 2008-2025 годов работам по подготовке домовладений/квартир к приему газа. В расчет включаются работы по проектированию, строительству подводящих газопроводов (до стены дома) и фасадных газопроводов для подачи газа в муниципальные квартиры/дома, устройство и технологическое присоединение внутриквартирного газового оборудования в муниципальных квартирах (жилых домах). Подготовка домовладений/квартир к приему газа является одним из направлений по газификации населения и осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления.
Перечень мероприятий по подготовке населения к использованию газа, предусмотренный подпунктом «г» пункта 4 Правил программы газификации, не является исчерпывающим.
Поскольку оспариваемый правовой акт применяется на территории Сахалинской области по настоящее время (в частности, выделяются субсидии на газификацию, тем самым реализуются права населения), то постановление может быть признано недействительным только с момента вступления в законную силу судебного решения.
Изложив в возражениях указанные обстоятельства, представитель заинтересованного лица ФИО3 просит в удовлетворении административных исковых требований прокурора Анивского района отказать.
Выслушав представителя административного истца Огай А.Л., представителя административного ответчика ФИО1, представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 130, частями 1, 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В статье 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко определены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым в том числе относятся: принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования; утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения; иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу положений статьи 8.1 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относится подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
Жилищно-коммунальное хозяйство - вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях (пункт 1.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08 декабря 2016 года).
К объектам жилищно-коммунального хозяйства относится жилой фонд (абзац 3 статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, разрешение относящего в силу приведенных норм федерального законодательства к компетенции органов местного самоуправления вопроса местного значения об организации газоснабжения населения подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, в структуру которого входит и жилой фонд.
Согласно статье 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Пунктом 4 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Анивский городской округ», принятого Решением Собрания Анивского городского округа от 22 мая 2014 года № 77, предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области (статья 40 Устава муниципального образования «Анивский городской округ).
Постановлением Правительства Сахалинской области от 31 декабря 2013 года № 808 утверждена Государственная программа Сахалинской области «Развитие энергетики Сахалинской области» (далее – Государственная программа), содержащая Подпрограмму № 2 «Газификация Сахалинской области», которая не признавалась в установленном законом порядке недействующей, противоречащей федеральному законодательству.
Одной из целей Подпрограммы «Газификация Сахалинской области» является повышение уровня газификации региона для создания благоприятных условий проживания населения, одной из задач – оказание мер поддержки потребителям при газификации жилого фонда, для реализации которых предусмотрены мероприятия по газификации домовладений.
В рамках Государственной программы утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий муниципальным образованиям Сахалинской области на организацию электро-, тепло-, газоснабжения, согласно которому целями предоставления субсидии в рамках подмероприятия «Газификация населенных пунктов» мероприятия «Оказание мер поддержки потребителям при газификации жилого фонда» подпрограммы «Газификация Сахалинской области» Государственной программы являются подготовка муниципального жилья к приему газа, компенсационные выплаты непосредственно гражданам, связанные с возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином в период 2008 - 2025 годов работам по подготовке домовладений/квартир к приему газа (пункт 2.2).
Пунктами 3.3.1. 3.3.2, 3.3.3 указанного Порядка предусмотрено, что компенсации подлежат затраты на работы по газификации квартир в многоквартирных домах и жилых домах индивидуального жилищного фонда (далее - домовладений) по присоединению в соответствии с выданными техническими условиями на подключение дома к ближайшему действующему (строящемуся) газопроводу населенного пункта, на территории которого расположен дом, либо на автономную газификацию дома (газобаллонные/резервуарные установки), в том числе по договорам о подключении (технологическом присоединении).
Работы по газификации домовладений включают в себя: проектно-изыскательские работы; строительство и присоединение к газотранспортной уличной сети подводящего газопровода с учетом установки пунктов редуцирования газа либо строительство газобаллонных/резервуарных установок с подключением к внутридомовой системе газоснабжения; строительство фасадных газопроводов; ввод газопроводов в дом; строительство (прокладку) внутридомовой системы газоснабжения и подключение к ней приобретенного гражданами за счет собственных средств внутридомового газового оборудования (газовой плиты, газового водонагревателя, отопительного котла, а также приборов учета потребления газа, безопасности, сигнализации). Подключение второго и последующих комплектов оборудования осуществляется за счет собственных средств граждан.
Объем компенсационных выплат, связанных с возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином в период 2008-2025 годов работам по подготовке домовладений/квартир к приему газа, определяется в размере 100% для всех категорий граждан.
Постановлением администрации Анивского городского округа от 13 января 2015 года № 12-па утверждена муниципальная Программа «Газификация муниципального образования «Анивский городской округ» на 2015-2025 годы» (в редакции постановления администрации Анивского городского округа от 19 мая 2021 года № 1020-па), целью которой является повышение уровня газификации, создание благоприятных условий проживания населения и предпосылок для ускорения темпов социально-экономического развития, а целевым индикатором (показателем) программы - количество газифицированных домовладений.
В развитие Подпрограммы № 2 «Газификация Сахалинской области» Государственной программы Сахалинской области «Развитие энергетики в Сахалинской области», муниципальной программы «Газификация муниципального образования «Анивский городской округ» на 2015-2025 годы» постановлением администрации Анивского городского округа от 30 декабря 2015 года № 2469-па (в редакции постановления администрации Анивского городского округа от 01 апреля 2020 года № 592-па) утвержден Порядок предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданами работам по подготовке домовладений/квартир к приему газа на территории муниципального образования «Анивский городской округ», который регулирует механизм предоставления указанных компенсационных выплат гражданам, определяет уполномоченный орган по сбору заявлений граждан и формированию списка на предоставление выплат, устанавливает перечень документов, необходимых для получения гражданами выплат.
Согласно пункту 2 Порядка, право на предоставление компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданами работам по подготовке домовладений/квартир к приему газа на территории муниципального образования «Анивский городской округ», имеют граждане, собственники квартир в многоквартирных жилых домах или жилых домах индивидуального жилищного фонда, наниматели (один из нанимателей) муниципальных жилых помещений, осуществившие затраты на подготовку жилых помещений к приему природного газа самостоятельно в период 2008-2025 годов, заключившие соответствующие договоры с подрядной организацией, получившие положительное решение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома для жилого помещения в многоквартирном доме, принявшие участие в муниципальной Программе «Газификация муниципального образования «Анивский городской округ» на 2015 - 2025 годы». Наниматели (один из нанимателей) муниципальных жилых помещений должны иметь постоянную регистрацию в газифицируемых жилых помещениях, согласие собственника жилья газифицируемого жилого помещения.
При этом компенсации подлежат затраты на работы по газификации квартир в многоквартирных домах и домовладений по присоединению в соответствии с выданными техническими условиями на подключение дома к ближайшему действующему (строящемуся) газопроводу населенного пункта, на территории которого расположен дом, либо на автономную газификацию дома (газобаллонные/резервуарные установки), в том числе по договорам о подключении (технологическом присоединении), в случае если размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, установлены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что работы по газификации домовладений включают в себя: проектно-изыскательские работы; строительство и присоединение к газотранспортной уличной сети подводящего газопровода с учетом установки пунктов редуцирования газа либо строительство газобаллонных/резервуарных установок с подключением к внутридомовой системе газоснабжения; строительство фасадных газопроводов; ввод газопроводов в дом; строительство (прокладку) внутридомовой системы газоснабжения и подключение к ней приобретенного гражданами за счет собственных средств внутридомового газового оборудования (газовой плиты, газового водонагревателя, отопительного котла, а также приборов учета потребления газа, безопасности, сигнализации).
Объем компенсационных выплат, связанных с возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином в период 2008 - 2025 годов работам по подготовке домовладений/квартир к приему газа, определяется в размере 100% для всех категорий граждан (пункт 4 Порядка).
Порядок опубликован 30 декабря 2015 года на официальном сайте администрации Анивского городского округа в сети Интернет, а также в специальном выпуске общественно-политической газеты «Утро Родины» муниципального образования «Анивский городской округ» № 4 от 10 февраля 2016 года.
Таким образом, администрация Анивского городского округа при издании постановления от 30 декабря 2015 года № 2469-па действовала в пределах предоставленных ей полномочий, поскольку вопросы, урегулированные в оспариваемом акте, относятся к вопросам местного значения, обжалуемый акт принят в надлежащей форме, соблюдены правила введения его в действие, в том числе правила опубликования.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, судом не установлено.
Вопреки доводам административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно статьям 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме. В частности, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, или 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проанализировав нормы федерального законодательства, прямо наделяющие органы местного самоуправления полномочиями в области газоснабжения населения в соответствии с региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку вопреки доводам административного иска не установлен факт несоответствия оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, постановление принято уполномоченным органом и в установленном порядке опубликовано, указанным постановлением нарушений прав и законных интересов муниципального образования «Анивский городской округ» не установлено.
Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Анивского района в интересах муниципального образования «Анивский городской округ» к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании недействующим и несоответствующим законодательству Российской Федерации постановления от 30 декабря 2015 года № 2469-па «Об утверждении Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданами работам по подготовке домовладений/квартир к приему газа на территории муниципального образования «Анивский городской округ» отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 08 октября 2021 года.
Председательствующий: судья Н.Д. Невидимова