66RS0038-01-2021-001955-59
Дело №2а-634/2022
Мотивированное решение
составлено 09 сентября 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Невьянск Свердловской области 26 августа 2022 года
Невьянский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего Балакиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пичкуровой Е.В.,
с участием: представителя административного истца ФИО1 – адвоката Логинова А.Н.,
представителя административных ответчиков – администрации Невьянского городского округа, главы Невьянского городского округа ФИО2 – ФИО3,
для дачи заключения – старшего помощника Невьянского городского прокурора Камериловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-634/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Главе Невьянского городского округа ФИО2, администрации Невьянского городского округа о признании недействительным постановления,
установил:
ФИО1, действуя через представителя адвоката Логинова А.Н., обратилась в суд с исковым заявлением к Главе Невьянского городского округа ФИО2, о признании не действительным постановления Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «Об утверждении проекта планировки территории города Невьянска (в части установления красных линий) в отношении земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ....
В обоснование требований указано, что ФИО1 являлась арендатором земельного участка из земель категории – земли населенных пунктов с кадастровым номером *** находящегося по адресу: .... площадью 997,00 кв. м, с разрешенным использованием – под строительство объекта торговли.
На основании разрешительных документов ФИО1 на предоставленном ей в аренду земельном участке был создан объект незавершенного строительства площадью 203,1 кв.м степенью готовности 50%, кадастровый номер ***. Право собственности ФИО1 на данный объект было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 00.00.0000.
После окончания срока аренды (00.00.0000) ФИО1 продолжила использовать земельный участок для завершения строительства находящегося на нем объекта, уплачивать арендную плату. Согласно ответу председателя КУМИ администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** было подтверждено, что договор аренды земельного участка от 00.00.0000 по состоянию на 00.00.0000 является действующим.
Письмом председателя КУМИ администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** ФИО1. со ссылкой на положения подпункта 10 пункта 2 и пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации было разъяснено, что договор аренды земельного участка от 00.00.0000 был заключен сроком на три года с 00.00.0000 по 00.00.0000 с ней как с собственником объекта незавершенного строительства однократно сроком на три года для завершения его строительства. В связи с тем, что в течение действия договора с 00.00.0000 по 00.00.0000 строительство объекта незавершенного строительства не было завершено, договор аренды не может быть продлен, а объект незавершенного строительства должен быть изъят у ФИО1 в соответствии со статьей 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению суда путем продажи с публичных торгов. Однако, в связи с тем, что до настоящего времени земельный участок занят принадлежащим ФИО1. объектом незавершенного строительства, она обязана вносить плату за фактическое использование земельного участка.
В сентябре 2020 года строительство объекта было закончено.
00.00.0000 ФИО1 обратилась в администрацию Невьянского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства (изменение внутренней планировки магазина).
Уведомлением и.о. заведующего отделом капитального строительства администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства – объекта незавершенного строительства (магазин строительных материалов) на земельном участке по адресу: ...., на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка). Согласно градостроительному плану земельного участка от 00.00.0000 земельный участок с кадастровым номером *** выходит за границу красных линий, установленных документацией по планировке территории г. Невьянска, утвержденной постановлением администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п, и расположен в зоне общего пользования, в связи с чем места допустимого размещения объекта капитального строительства на данном земельном участке отсутствуют.
Полагая, что у административного истца возникло право собственности на спорное недвижимое имущество по основаниям ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы ФИО1
Со стороны орган местного самоуправления ФИО1 созданы препятствия в подключении (техническом присоединении) ее здания к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как следует из постановления Главы Невьянского городского округа ФИО2 от 00.00.0000***-п «Об изъятии земельного участка и объекта незавершенного строительства для муниципальных нужд» (с учетом постановления исполняющего обязанности главы Невьянского городского округа ФИО10 от 00.00.0000***-п «О внесении изменений в постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п»), оно было принято на основании Генерального плана Невьянского городского округа применительно к территории города Невьянск, утвержденного решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000***, с изменениями, внесенными решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000***.
Решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «О внесении изменений в Генеральный план Невьянского городского округа применительно к территории города Невьянск» внесены изменения в карту «Функциональное зонирование населенного пункта г. Невьянск» Генерального плана Невьянского городского округа применительно к территории города Невьянск, утвержденного решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000***, в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в части изменения «зоны размещения объектов торговли и общественного питания» на «зону общего пользования».
Таким образом, имеются акты органов местного самоуправления, принятые в отношении земельного участка, владельцем которого является ФИО1, согласно которым его территория отнесена к зоне общего пользования.
Постановление Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 № *** «Об утверждении проекта планировки территории города Невьянска (в части установления красных линий)» (опубликовано и размещено на официальном сайте Невьянского городского округа, на основании которого ФИО1. было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства - объекта незавершенного строительства (магазин строительных материалов) на земельном участке с КН *** в связи с тем, что земельный участок выходит за границу красных линий, установленных документацией по планировке территории г. Невьянска, утвержденной указанным постановлением.
Данным актом нарушены права административного истца, так как они направлены на лишение ее путем изъятия для муниципальных нужд собственности в виде недвижимого имущества (нежилого помещения), созданного ФИО1 на законных основаниях, а также на лишение ее права на последующую аренду земельного участка, на котором строение находится.
Согласно позиции административного ответчика, оспариваемый акт принят в целях реализации полномочий органа местного самоуправления для размещения планируемых объектов местного значения (планируемый к строительству газопровод высокого давления для обеспечения газоснабжением перспективного жилого района «Южный», а также размещение местной дороги), что находит свое подтверждение в Генеральном плане Невьянского городского округа (утв. решением Думы Невьянского городского округа от 26.12.2012 № 198 «Об утверждении генерального плана Невьянского городского округа применительно к территории города Невьянска» и согласуется с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесение изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Вместе с тем, никаких письменных доказательств планируемого к строительству газопровода и размещения местной дороги не имеется.
Земельный участок, которым пользуется ФИО1, находится в 20 м от проезжей части дороги, которая, в случае увеличения на ширину тротуара (а именно он в настоящее время строится) никак не затронет этот земельный участок. С другой стороны, от данного земельного участка находится другой земельный участок, на котором расположен жилой дом семьи ФИО1 Расстояние между ними 15 метров. В случае прокладки газопровода это расстояние является достаточным, и ФИО1 в свое время при получении земельного участка в аренду дважды давала письменное согласие на прохождение газопровода вдоль выделяемого ей земельного участка. Данные документы должны быть в администрации Невьянского городского округа. Таким образом, техническая необходимость изменения функциональной зоны земельного участка отсутствует.
Следовательно, оспариваемое постановление принято не в целях обеспечения устойчивого развития территории, не для выделения элементов планировочной структуры и установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, как того требуют положения части 1 статьи 41 и части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Документы, подтверждающие прохождение через земельный участок, которым пользуется ФИО1, либо в непосредственной близи от него систем коммунальной, транспортной и (или) социальной инфраструктуры Невьянского городского округа, отсутствуют.
Процедура проведения публичных слушаний в данном случае была нарушена, так как при опубликовании сведений об их проведении не была указана информация о земельных участках, которых касалось установление красных линий при проекте планировки территории г. Невьянска, в том числе о земельном участке, владельцем которого является ФИО1 В связи с этим последняя была лишена возможности выразить свои возражения против отнесения земельного участка к зоне общего пользования.
Кроме того, оспариваемое постановление от 00.00.0000***-п (в части установления красных линий) было принято в период заключенного с ФИО1 договора аренды земельного участка, когда на нем был построен ОНС, права на который были зарегистрированы, чем были нарушены ее права пользователя земельного участка и права собственника ОНС.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещалась о дате, времени и месте его проведения, доверив ведение дела представителю. Представитель Логинов А.Н. доводы административного иска поддержал.
В судебном заседании ФИО3 - представитель административных ответчиков - администрации Невьянского городского округа, Главы Невьянского городского округа – возражала в удовлетворении административного искового заявления по тем основаниям, что проект планировки в части установления красных линий принят в целях реализации полномочий органа местного самоуправления для размещения планируемых объектов местного значения (планируемый к строительству газопровод высокого давления для обеспечения газоснабжением перспективного жилого района «Южный», а также размещение местной дороги). При принятии нормативного правового акта администрация Невьянского городского округа действовала в пределах предоставленных полномочий, процедура принятия соблюдена. Глава Невьянского городского округа не является надлежащим административным ответчиком.
Прокурор полагал, что согласно не вступившему в законную силу решению Свердловского областного суда, которым признано недействующим Решение Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об утверждении Генерального плана Невьянского городского округа применительно к территории г. Невьянска» в части внесения изменений в карту функционального зонирования в отношении спорного земельного участка, указано на обстоятельство того, что оспариваемым в части нормативно-правовым актом создается неопределенность правового регулирования; фактически функциональное зонирование спорного земельного участка не определено. Данный факт является существенным, в связи с чем заключение дать не представляется возможным.
Представитель заинтересованного лица - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа - в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения. В представленном отзыве просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы административного ответчика. (т. 2, л.д. 39-40).
Заинтересованное лицо - индивидуальный предприниматель ФИО4 - в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения, сведений уважительности причин неявки суду не представил.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
Процедура проверки законности нормативно-правовых актов регламентирована главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Одновременно в силу п. 4 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Земельный участок с КН *** по адресу: ...., площадью 997 кв.м, относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство объекта торговли.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) за ФИО1 00.00.0000 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства (далее – ОНС) с кадастровым номером ***, общей площадью 203,1 кв.м, степенью готовности по факту: 50%, расположенный на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: .... (т. 1, л.д. 17).
Данный объект был возведен административным истцом в связи с заключенным 00.00.0000 договором аренды земельного участка (на срок с 00.00.0000 по 00.00.0000 (3 года); дополнительным соглашением №1 к договору от 00.00.0000, которым срок аренды продлен до 00.00.0000; дополнительным соглашением №2 к договору от 00.00.0000; разрешением №*** на строительство магазина по продаже строительных материалов сроком действия до 00.00.0000, которое был продлено до 00.00.0000; договором аренды *** от 00.00.0000 указанного земельного участка (на срок с 00.00.0000 по 00.00.0000). (т. 1, л.д. 10, 11-13, 14, 15, 16, 18-20).
Администрацией Невьянского городского округа 00.00.0000 вынесено постановление ***-п «Об изъятии земельного участка и объекта незавершенного строительства для муниципальных нужд». (т. 1, л.д. 34).
В период действия указанного договора аренды от 00.00.0000, администрация Невьянского городского округа на основании постановления от 00.00.0000***-п утвердила проект планировки территории города Невьянска (в части установления красных линий) в соответствии с заключением о результатах публичных слушаний от 00.00.0000. постановление опубликовано в газете «Звезда» №12 (8605) от 00.00.0000 (т. 1, л.д. 111); постановление (т. 1, л.д. 36, 105) размещено на официальном сайте Невьянского городского округа (т. 1, л.д. 116).
Процедура его принятия следующая. Так, в соответствии с Положением о порядке проведения публичных слушаний в Невьянском городском округе (утв. Решением Невьянской районной Думы от 00.00.0000***), постановление главы Невьянского городского округа ***-гп от 00.00.0000 «О подготовке документации по проекту планировки территории г. Невьянска (в части установления красных линий)» (т. 1, л.д. 91) опубликовано в газете «Звезда» 00.00.0000 (т. 1, л.д. 106); размещено на официальном сайте Невьянского городского округа (т. 1, л.д. 113).
Постановлением главы Невьянского городского округа ***-гп от 00.00.0000 (т. 1, л.д. 92) назначено проведение публичных слушаний по проекту планировки территории г. Невьянска (в части установления красных линий» на 00.00.0000; опубликовано в газете «Звезда» 00.00.0000*** (т. 1, л.д. 107); размещено на официальном сайте Невьянского городского округа (т. 1, л.д. 114).
Заключение о результатах публичных слушаний от 00.00.0000 (т. 1, л.д. 93-95, 96-97) опубликовано в газете «Звезда» 00.00.0000*** (т. 1, л.д. 108); размещено на официальном сайте Невьянского городского округа. По результатам публичных слушаний принято решение направить проект на доработку с учетом поступивших замечаний.
Постановлением главы Невьянского городского округа ***-гп от 00.00.0000 назначено повторное проведение публичных слушаний по проекту планировки территории г. Невьянска (в части установления красных линий) на 00.00.0000 (т. 1, л.д. 98); опубликовано в газете «Звезда» 00.00.0000*** (т. 1, л.д. 109); размещено на официальном сайте Невьянского городского округа (т. 1, л.д. 115).
Заключение о результатах публичных слушаний от 00.00.0000 (протокол №1, т. 1, л.д. 99-102, 103-104) опубликовано в газете «Звезда» 00.00.0000*** (т. 1, л.д. 110); размещено на официальном сайте Невьянского городского округа.
Согласно данному проекту (схема «Красные линии») рассматриваемый участок полностью находится за ее пределами, на территории земель общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц). Так, указанное следует из графической части, состоящей из схем: «Расположение элемента планировочной структуры», «Использование территории в период подготовки ППТ», «Красные линии».
Таким образом, указанная документация по планировке территории принята в период арендных отношений между публичным собственником земельного участка и физическим лицом. Каких-либо изменений в связи с указанным обстоятельством договор аренды не претерпел. При этом, орган местного самоуправления достоверно знал о возведении арендатором на земельном участке объекта, зарегистрированного в ЕГРН как объект незавершенного строительства.
После принятия данного нормативного акта земельный участок с кадастровым номером *** оказался расположенным за границей красных линий, в зоне общего пользования.
Оспариваемый административным истцом ФИО1 муниципальный правовой акт исполнительно-распорядительного органа городского округа имеет нормативно-правовой характер, поскольку издан управомоченным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения (утверждение документации по планировке территории), подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования, соответственно, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Следовательно, права и законные интересы административного истца затрагиваются оспариваемым нормативным правовым актом в части установления красной линии по отношению к земельному участку с кадастровым номером *** и объекту незавершенного строительства с кадастровым номером ***, принадлежащему административному истцу на праве собственности.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. В ранее действовавшей редакции (до 02.08.2019) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Понятие территории общего пользования приведено в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ как территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании пункта статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 20 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Пунктами 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности.
В части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) указано, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Как следует из содержания частей 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на 16.03.2016) подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
Основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 ГрК РФ). Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ). На последних отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2, 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности разработана Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертиз и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 года N 150 (далее – Инструкция, утратила силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 19.06.2018 N 354/пр). Согласно пункту 3.2.1, 3.2.2 Инструкции, проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений. В составе проекта планировки может разрабатываться проект межевания территорий. Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают: - план красных линий (основной чертеж); - разбивочный чертеж красных линий. На плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.
Красные линии являются обязательными положениями проекта планировки. Утвержденный проект планировки является основой для выноса в натуру (на местность) красных линий.
Проект межевания территорий разрабатывается для застроенных и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий.
Графические материалы выполняются в масштабе 1:500-1:2000 и включают в себя план фактического использования территории и проект межевания территории, на которых указываются красные линии, границы земельных участков, контуры зданий и сооружений, существующие и проектируемые территории общего пользования, публичные сервитуты.
Обязательными положениями проекта межевания территорий являются: - границы земельных участков; - предложения по установлению публичных сервитутов.
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.
Поскольку в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории, то в проекте планировки и межевания должны содержаться сведения о земельных участках, подлежащих изъятию.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 разъяснено, что под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
Объектами местного значения признаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов (пункт 20 статьи 1 ГрК РФ).
Таким образом, утвержденная документация по планировке территории не только определяет дальнейшее развитие конкретной территории, но и устанавливает объем прав и обязанностей неопределенного круга лиц в различных сферах правоотношений в указанном месте.
Установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Если же установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, орган местного самоуправления должен обосновать необходимость строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Из вышеизложенных норм усматривается, что красные линии в проекте планировки и проекте межевания территории должны соответствовать именно проектируемым этими проектами объектам, а не планируемым возможно на будущее объектов местной дороги и газопровода.
Установление красных линий вдоль планируемых, возможно на будущее, объектов (в данном случае – дороги-дублера и наземного газопровода высокого давления), как на то ссылается сторона административных ответчиков, является нарушением действующих норм градостроительного законодательства, так как создает неопределенность правового регулирования, неоднозначное толкование Проекта.
Проект планировки территории в оспариваемой части указанным требованиям не соответствует, обоснование красной линии в части территории земельного участка с КН66:15:1501028:490 отсутствует (ч. 4 ст. 42 ГрК РФ).
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что оспариваемым административным истцом проектом планировки территории города Невьянска (в части установления красных линий) (утв. Постановлением администрации Невьянского городского округа 16.03.2016 №490-п), в картографической части отображены красные линии, проходящие за земельным участком с ***, на котором расположен ОНС, принадлежащий административному истцу. Таким образом, фактически названным проектом планировки территории орган местного самоуправления предусмотрел размещение объектов местного назначения на земельном участке, на котором расположен ОНС, находящийся в собственности этого лица - административного истца.
Исходя из положений части 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, указание сведений о земельных участках, подлежащих изъятию в проектах планировки и межевания территории, и согласование его с компетентными органами, является императивным требованием градостроительного законодательства.
Между тем в Проекте планировки (Пояснительная записка), который утвержден постановлением административного ответчика, сведений об изъятии спорного земельного участка для муниципальных нужд не содержится; судьба расположенных на нем объектов недвижимости не разрешена (таблицы №11, 12). (т. 1, л.д. 64-90).
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении ВАС РФ от 26 июня 2014 года N ВАС-7645/14, Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 года N 2438/10 по делу N А70-6379/2009, если утвержденная красная линия проходит по объекту недвижимости, принадлежащему истцу на зарегистрированном праве собственности, и этот объект существовал до принятия соответствующего постановления об установлении границ и точек красных линий, то этот факт является нарушением законных прав собственника объекта недвижимости, гарантированных статьей 209 ГК РФ, и не соответствует статье 15 Конституции Российской Федерации.
Нанесение красной линии, в результате чего земельный участок, на котором расположен ОНС, принадлежащий административному истцу, полностью оказался на территории общего пользования, нарушает вышеназванные нормы о правах собственника и правообладателя объектами недвижимости. То обстоятельство, что проект планировки не является решением об изъятии, в данном случае не имеет юридического значения, поскольку он предполагает последующее изъятие.
Таким образом, администрацией не представлено надлежащего обоснования необходимости отнесения земельного участка с *** к территории общего пользования с учетом утвержденной красной линии.
Пунктом 54 статьи 31 Устава Невьянского городского округа (принят Решением Невьянской районной Думы от 00.00.0000 N *** к полномочиям администрации городского округа относятся: подготовка на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки документации по планировке территории для утверждения главой городского округа, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (на дату принятия оспариваемого постановления) предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа. Так, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. (часть 1). Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". (часть 2). Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. (часть 3). Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. (часть 4). Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. (часть 5). Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. (часть 6). В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. (часть 7). При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения. (часть 8). Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний. (часть 9). Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". (часть 10). Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев. (часть 11). Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний. (часть 12). Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. (часть 13).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". (часть 14).
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 47 Устава Невьянского городского округа (по состоянию на 00.00.0000) официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Думы городского округа. Формами обнародования муниципальных нормативных правовых актов являются размещение их полного текста в иных средствах массовой информации, в том числе электронных (через сеть "Интернет"), озвучивание их полного текста по радиоканалам, на публичных встречах с населением и другие способы (формы) обнародования муниципальных нормативных правовых актов с целью своевременного и полного ознакомления с ними максимального количества жителей городского округа.
В нарушение части 14 ст. 46 ГрК РФ, указанной нормы Устава, пункта 7 Положения "О порядке проведения публичных слушаний в Невьянском городском округе" (Решение Невьянской районной Думы от 29.06.2005 N 96) муниципальный правовой акт – Проект планировки территории г. Невьянска (в части установления красных линий) не опубликован в средстве массовой информации в полном тексте. Опубликовано было постановление ***-п, что свидетельствует о допущенном нарушении процедуры опубликования.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд считает, что постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п подлежит признанию не действующим в части утверждения проекта планировки в отношении земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ....
Административное исковое заявление подлежит удовлетворению к администрации Невьянского городского округа, исходя из сферы ее полномочий. В удовлетворении требования к главе Невьянского городского округа надлежит отказать, так как постановление выносилось им как главой администрации городского округа (подп. 21 пункта 6 ст. 28, подп. 3 пункта 7 ст. 46, Устава Невьянского городского округа).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию.
В порядке статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации из бюджета Невьянского городского округа административному истцу следует возвратить государственную пошлину в размере 300 рублей
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования удовлетворить к администрации Невьянского городского округа.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «Об утверждении проекта планировки территории .... (в части установления красных линий)» в части утверждения проекта планировки в отношении земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ....
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вынесения в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В удовлетворении административных исковых требований к Главе Невьянского городского округа ФИО2 отказать.
Возвратить ФИО1 из бюджета Невьянского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу могут быть поданы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через Невьянский городской суд.
Председательствующий –