ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6359/17 от 10.11.2017 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № /2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан ДД.ММ.ГГГГ г.

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Неткачева К.Н.,

при секретаре Сильвестровой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жедика ФИО8 к Отделу по управлению муниципальным имуществом г. Бородино Красноярского края о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ г. № незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Жедик В.Н. в лице представителя по доверенности Сукало В.А. обратился в Абаканский городской суд с административным иском к Отделу по управлению муниципальным имуществом г. Бородино Красноярского края о признании решения незаконным. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте torgi.gov.ru, в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ было опубликовано извещение о возможном предоставлении в аренду земельного участка из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>м. ДД.ММ.ГГГГ по почте административный истец направил в муниципальный орган письменное заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже или аукционе на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка, датированное ДД.ММ.ГГГГ, приложив копию выписки из своего паспорта. Данное заявление было получено муниципальным органом ДД.ММ.ГГГГ. Не получив в установленный срок ответ на свое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратился по почте с заявлением к административному ответчику с просьбой направить ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ и пояснить юридическую судьбу земельного участка. Административный ответчик не ответил ни на одно из двух заявлений. Административный истец обратился в Абаканский городской суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании его бездействия и обязании направить ответ (дело № ). После возбуждения производства по данному административному делу административный ответчик направил административному истцу ДД.ММ.ГГГГ письмо за № к которому приложено решение № от ДД.ММ.ГГГГ. Административный ответчик указывает, что заявление административного истца не соответствует форме, предусмотренной извещением. Основанием к вынесению обжалуемого решения явилось следующее: форма заявления не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, в заявлении отсутствует согласие на обработку персональных данных, отсутствует копия выписки из паспорта. Однако поданное заявление полностью соответствует требованиям, содержащимся в ст. 39.18 ЗК РФ и извещению. Из заявления недвусмысленно усматривается волеизъявление административного истца. Закон нигде не указывает, что заявление необходимо подавать по какой-либо установленной форме, на сайте было указана только примерная форма заявления. Оспариваемое решение муниципального органа нарушает права и законные интересы административного истца, так как административный истец незаконно лишился права на участие в торгах на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка, который ему интересен. Просил восстановить пропущенный по уважительной причине трехмесячный срок на обжалование решения № от ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Отдела по управлению муниципальным имуществом г. Бородино Красноярского края.

Определением суда от 26.10.2017 в качестве заинтересованного лица привлечена Семишкина Т.С.

Административный истец Жедик В.Н., в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о судебном заседании, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель административного истца Жедика В.Н. – Сукало В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Отдела по управлению муниципальным имуществом г. Бородино Красноярского края – начальник Ермакова Т.В. в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о судебном заседании, о причинах неявки суду не сообщила. До рассмотрения дела по существу представила возражения на административное исковое заявление, в которых указала, что решение является законным и обоснованным, так как заявление административным истцом было подано с нарушением действующего законодательства. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Семишкина Т.С. в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о судебном заседании, о причинах неявки суду не сообщила

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, явка которых в суд обязательной не признана.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Ч. 1 ст. 219 КАС РФ закреплено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Как следует из заявленных требований, Жедик В.Н. обжалует решение Отдела по управлению муниципальным имуществом г. Бородино Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец указывает, что о нарушении своих прав он узнал ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении его административного искового заявления к административному ответчику по административному делу № об оспаривании бездействия. В суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, то есть в установленный законом срок. В связи с чем полагал, что трехмесячный срок на обращение в суд административным истцом пропущен по уважительной причине. Просил восстановить срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает возможным восстановить Жедику В.Е. срок на обжалование решения № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее – уполномоченный орган).

Пунктом 1 ст. 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу подп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предоставляются без проведения торгов в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст. 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 названной нормы в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

Согласно п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

В соответствии с п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

Пунктом 7 ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как установлено в судебном заседании на сайте www.torgi.ru ДД.ММ.ГГГГ опубликовано извещение о возможном предоставлении земельного участка, из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>., вид разрешенного использования: для ведения садоводства.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением о намерении участвовать в аукционе по продаже или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>., с разрешенным использованием: садоводство. Заявление получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сообщил, что заявление Жедика В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о намерении участвовать в аукционе не подлежит рассмотрению, так как не соответствует форме, предусмотренной извещением (отсутствует согласие на обработку персональных данных, отсутствует указанное в заявлении приложение копия выписки из паспорта) и подлежит возврату. Примерная форма заявления является приложением к извещению.

Таким образом, при наличии поданного в установленный законом срок заявления Жедика В.Н о намерении участвовать в аукционе в отношении указанного земельного участка, решение отдела по управлению муниципальным имуществом г. Бородино Красноярского края, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, так как не соответствует положениям норм ЗК РФ и нарушает права и интересы административного истца на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

Доводы ответчика о том, что заявление Жедика В.Н. не подлежит рассмотрению, так как не соответствует форме, предусмотренной извещением, а именно, отсутствует согласие на обработку персональных данных, отсутствует указанное в заявлении приложение – копия выписки из паспорта, не могут быть приняты судом в силу следующего.

Действующим законодательством не установлены требования к заявлению о намерении участвовать в аукционе. Ссылка ответчиков на ст. 39.17 ЗК РФ, которой установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, является необоснованной, поскольку данная норма закона устанавливает требования к заявлению о предоставлении земельного участка, а не к заявлению о намерении участвовать в аукционе. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ выражено намерение Жедика В.Н. участвовать в аукционе в отношении названного в извещении участка и для указанных в нем целей, и с учетом указанного разрешенного использования. При этом в заявлении указываются паспортные данные, ИНН, адрес переписки и контактные данные заявителя, также к заявлению была приложена копия выписки из паспорта. Акт об отсутствии документов или других вложений в почтовых отправлениях в подтверждение своих доводов стороной ответчика не представлено.

Ссылка административного ответчика на Приказ Минэкономразвития РФ от 14.01.2015 г. № 7 относительно требований к порядку, способу и форме упомянутого заявления административного истца, не может быть принята во внимание, поскольку данным приказом установлены требования к таким заявлениям, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

То же самое следует и из положений п. 5 ст. 39.11, п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ, согласно которым заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые в силу ч. 1 ст. 103 КАС РФ состоят в том числе из государственной пошлины.

На основании чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ Жедиком В.Н. уплачена государственная пошлина за подачу административного иска в размере <данные изъяты> руб., которая с учетом результата рассмотрения дела подлежит взысканию с административного ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Жедика ФИО9 к Отделу по управлению муниципальным имуществом г. Бородино Красноярского края о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ г. № незаконным, удовлетворить.

Признать решение Отдела по управлению муниципальным имуществом г. Бородино Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ г. незаконным.

Обязать Отдел по управлению муниципальным имуществом г. Бородино Красноярского края устранить допущенное нарушение.

Взыскать с Отдела по управлению муниципальным имуществом г. Бородино Красноярского края в пользу Жедика ФИО10 расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

Разъяснить Отделу по управлению муниципальным имуществом г. Бородино Красноярского края о необходимости сообщения об исполнении настоящего решения в суд и Жедику ФИО11 в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.

Председательствующий К.Н. Неткачев

Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ г.

Судья К.Н. Неткачев