РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2019 г. г. Тула
Зареченский районный суд города Тулы в составе:
председательствующего судьи Бабиной А.В.
при секретаре Харченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-635/2019 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени,
установил:
межрайонная ИФНС России №12 по Тульской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании транспортного налога в размере 5 556 руб. 21 коп. и пени в сумме 125 руб. 43 коп. В обоснование заявленных требований указала, что согласно ст. 357 НК РФ ФИО1 является плательщиком транспортного налога. Для добровольного исполнения обязанности по уплате налога и пени последней в соответствии со ст.69, 75 НК РФ было направлено требование <данные изъяты> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от <данные изъяты> и предложено погасить имеющуюся задолженность. Однако требование оставлено без исполнения. Межрайонная ИФНС России №12 по Тульской области обращалась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанных налогов и пени, однако определением мирового судьи от <данные изъяты> судебный приказ был отменен в связи с подачей должником возражений. На основании изложенного просит взыскать с ФИО1 транспортный налог в размере 5 556 руб. 21 коп. и пени в сумме 125 руб. 43 коп.
Представитель административного истца межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, Ранее в судебном заседании поддержала административное исковое заявление в полном объеме и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения административного иска МИФНС России № 12 по Тульской области, поскольку транспортный налог за <данные изъяты> был ею оплачен в <данные изъяты>, что подтверждается квитанцией.
В порядке ст. 150, ч.2 ст. 289 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
П.1 ст.44 Налогового кодекса РФ установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.2 ст.44 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п.2 ст. 45 Налогового кодекса РФ если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, установленном ст.ст. 69 и 70 данного Кодекса.
П.2 ст. 52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (п.3 ст.52 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.1 ст.69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2 ст.69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п.4 ст.69 Налогового кодекса РФ).
С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени.
П.1 ст.48 Налогового кодекса РФ устанавливает, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п.1 ст.57 Налогового кодекса РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.
П.2 ст.57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из положений ст.75 Налогового кодекса РФ следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, однако данные положения не исключают самостоятельного (отдельно от взыскания налога) взыскания пени посредством выставления требования и обращения в суд с заявлением о взыскании.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Порядок уплаты транспортного налога определен главой 28 Налогового кодекса РФ.
В силу статьи 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Тульской области от 28.11.2002 №343-ЗТО «О транспортном налоге» с 01.01.2003 года на территории Тульской области введен транспортный налог, который в силу ст.14 НК РФ относится к региональным налогам.
Статьей 1 данного Закона установлено, что налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками - физическими лицами устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются в частности автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.360 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.1 ст.362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.2 ст.362 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 3 ст.363 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в налогооблагаемый период являлась собственником транспортного средства – автомобиля: 2834ВЕ, государственный регистрационный знак <данные изъяты>. В связи с неисполнением своей конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов последнейналоговым органом был исчислен транспортный налог за <данные изъяты> в размере 5 556 руб. 21 коп. и пени в размере 125 руб. 43 коп.
В связи выявлением недоимки административному ответчику Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области направлено требование <данные изъяты> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на <данные изъяты>, из которого усматривается, что за Черенковой Н.Ф числится задолженность по транспортному налогу в сумме 5 604 руб. и пени в сумме 125 руб. 34 коп., с установлением требования об уплате недоимки в срок до <данные изъяты>. Данное требование ФИО1 исполнено не было в связи с чем <данные изъяты> мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за <данные изъяты> в сумме 5 729 руб. 43 коп. Однако <данные изъяты> данный судебный приказ был отменен мировым судьей судебного участка №58 Зареченского судебного района г.Тулы в связи с поступлением от административного ответчика возражений. Административное исковое заявление было направлено посредствам почтовой связи <данные изъяты> года, то есть административный истец в установленный законом срок обратился в суд с настоящим иском.
Между тем, согласно налоговому уведомлению <данные изъяты> ФИО1 произведен перерасчет транспортного налога, подлежащий уплате транспортный налог за <данные изъяты>. определен в размере 11208 руб. и подлежал уплате до <данные изъяты>.
Из представленного административным ответчиком чека-ордера следует, что транспортный налог за 2016 год в сумме 5 604 руб. был уплачен налогоплательщиком <данные изъяты>.
Согласно части 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса, Минфин России по согласованию с Банком России приказом от 12.11.2013 N 107н утвердил Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.
В пункте 7 указанных Правил закреплено, что при погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) в показателе налогового периода в формате "день.месяц.год" указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа.
Кроме того, часть 4 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что уплата налога производится в наличной или безналичной форме.
Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
Письмом МНС России N ФС-8-10/1199, Сбербанка России N 04-5198 от 10.09.2001 "О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" с изменениями, внесенными (в ред. писем ФНС России N ЗН-4-1/22325@, Сбербанка России N 12/677 от 11.12.2013), установлены бланки платежных документов: форма N ПД (налог) (приложение 1), форма N ПД-4сб (налог) (приложение 2) и форма заявления физического лица на перевод денежных средств (приложение 3), а также указано, что при оформлении чека-ордера отметка банка на платежных документах (форма N ПД-4сб (налог), N ПД (налог) или форме Заявления физического лица на перевод денежных средств) не проставляется. После приема платежа чек-ордер вместе с платежным документом возвращается плательщику. Кроме того, данным Письмом закреплены Правила указания информации в платежных документах формы N ПД (налог), формы N ПД-4сб, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской федерации (приложение 5).
Для плательщика уплата платежей по формам N ПД (налог), N ПД-4сб (налог) и заявления физического лица на перевод денежных средств является равноценной.
Налоговые органы с целью сокращения количества возможных ошибок при указании плательщиками информации в реквизитах платежных документов обеспечивают автоматизированное формирование и заполнение за налогоплательщиков бланков платежных документов формы N ПД (налог).
Сформированные в налоговом органе платежные документы должны иметь индивидуальный номер (который, согласно пункту 12 Правил, содержащихся в приложении 5 к вышеуказанному Письму, проставляется в реквизите "Индекс документа") и быть зарегистрированы в налоговом органе в специальном журнале (реестре).
Заполненные налоговыми органами платежные документы формы N ПД (налог), направляются налогоплательщикам - физическим лицам вместе с налоговым уведомлением согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации или вместе с требованием об уплате налога (сбора) согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а также выдаются при обращении налогоплательщика в налоговые органы.
Исходя из пункта 13 Правил, содержащихся в приложении 5 к вышеуказанному Письму ФНС, на бланк платежного документа формы N ПД (налог) налоговые органы наносят штрих-код, содержащий в себе информацию из платежного документа, позволяющую автоматизировать процесс учета налоговых платежей физических лиц.
В обоснование своих доводов ФИО1 представлено налоговое уведомление <данные изъяты> о перерасчете транспортного налога за <данные изъяты>, к которому приложен бланк платежного документа форма N ПД (налог), имеющий проставленный налоговым органом штрих-код. Содержание чека-ордера от <данные изъяты> свидетельствует о том, что оплата налогоплательщиком произведена в безналичной форме в соответствии с реквизитами, содержащимися в бланке платежного документа, выданном налоговым органом, сумма платежа полностью совпадает с суммой, предъявленной к оплате по транспортному налогу за <данные изъяты>.
При этом ФИО1 представлено налоговое уведомление <данные изъяты> о расчете транспортного налога за <данные изъяты>, к которому приложен бланк платежного документа форма N ПД (налог), имеющий проставленный налоговым органом штрих-код. Содержание чека-ордера от <данные изъяты> свидетельствует о том, что оплата налогоплательщиком произведена в безналичной форме в соответствии с реквизитами, содержащимися в бланке платежного документа, выданном налоговым органом, сумма платежа полностью совпадает с суммой, предъявленной к оплате по транспортному налогу за <данные изъяты> год.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности идентификации платежа, произведенного ФИО1 <данные изъяты>. Вопреки мнению административного истца, представленные ФИО1 чеки-ордера имеют указание на конкретную дату уплаты налога.
Кроме того, в соответствии с п.3 ст. 45 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Таким образом, налогоплательщик исполнил свою обязанность по уплате налога в момент подачи в банк платежного поручения.
В соответствии с подп.1 п.3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налог и (или) сбора налогоплательщиком.
Таким образом, обязанность по уплате налога за определенный период у налогоплательщика прекратилась в момент подачи в банк платежного поручения об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, налоговый орган не вправе произвольно изменять основания прекращения обязанности по уплате налога.
Налоговый Кодекс РФ не содержит нормы, предоставляющей налоговому органу право самостоятельно, без согласия налогоплательщика, производить зачет уплаченной суммы налогов в счет погашения недоимки прошлых лет.
Принимая во внимание, что ФИО1 обязанность по уплате транспортного налога за <данные изъяты> была исполнена в полном объеме, суд приходит к выводу, что требования налогового органа нельзя признать обоснованными, поскольку уплаченная административным ответчиком сумма 5604 руб. <данные изъяты> не могла быть зачтена в счет имеющейся у него задолженности по транспортному налогу за предыдущие года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19 июля 2019 г.
Председательствующий А.В. Бабина