ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-635/19 от 26.09.2019 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-635/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2019 года г. Анива Сахалинской области

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.

при секретаре Мишиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Анивского района в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования «Анивский городской округ» к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприведении Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Росинка» г. Анива» в соответствие с требованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях», возложении обязанности привести Устав образовательного учреждения в соответствие с указанным Федеральным законом,

у с т а н о в и л:

03 сентября 2019 года прокурор Анивского района обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой Анивского района на основании решения о проведении проверки от 11 июня 2019 года в администрации Анивского городского округа проведена проверка соответствия Уставов муниципальных учреждений антикоррупционному законодательству, в ходе которой выявлен Устав, отдельное положение которого не соответствует действующему законодательству.

Постановлением администрации Анивского городского округа от 07 ноября 2016 года № 1992-па утвержден Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Росинка» г. Анива» (далее – МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива), который размещен в открытом доступе на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет.

Пунктами 6.3.2, 6.3.3 Устава предусмотрено, что права и обязанности заведующей образовательной организации, ее компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и Уставом образовательной организации; в компетенцию заведующей образовательной организации входит, в том числе, заключение гражданско-правовых договоров от имени образовательной организации.

На деятельность бюджетных учреждений распространяются требования Федерального закона «О некоммерческих организациях». Обязанность руководителя муниципального учреждения, предусмотренная частью 3 статьи 27 указанного Федерального закона, в пункте 6.3.3 Устава не закреплена.

17 июня 2019 года прокурором на пункт 6.3.3 Устава принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

Между тем, до настоящего времени Устав в соответствие с частью 3 статьи 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не приведен, что может повлечь нарушение интересов публичных образований, в том числе муниципального образования «Анивский городской округ», при совершении муниципальным учреждением сделки в условиях личной заинтересованности без уведомления органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Изложив указанные в заявлении обстоятельства, прокурор Анивского района просит:

- признать незаконным бездействие, выразившееся в неприведении пункта 6.3.3 Устава МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива, утвержденного постановлением администрации Анивского городского округа от 07 ноября 2016 года № 1992-па, в соответствие с частью 3 статьи 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

- обязать администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» привести пункт 6.3.3 Устава МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива, утвержденного постановлением администрации Анивского городского округа от 07 ноября 2016 года № 1992-па, в соответствие с частью 3 статьи 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца прокуратуры Анивского района – помощник прокурора Анивского района Чайкин Т.В. настаивал на административных исковых требованиях по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Матыцина Н.С., действующая по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования признала.

Представитель заинтересованного лица МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

От и.о. заведующей МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива Чичикиной Т.А. поступило заявление, в котором он просит дело рассматривать в отсутствие представителя, сообщает о том, что проект Устава в новой редакции с приведением в соответствие с требованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях» направлен 09 сентября 2019 года в Отдел образования департамента социального развития г. Анива для согласования и утверждения.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца Чайкина Т.В., представителя административного ответчика Матыцину Н.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.

Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации (часть 1).

Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации (часть 2).

В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:

оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении - соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя);

сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью (в бюджетном учреждении - соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) (часть 3).

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана судом недействительной.

Заинтересованное лицо несет перед некоммерческой организацией ответственность в размере убытков, причиненных им этой некоммерческой организации. Если убытки причинены некоммерческой организации несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед некоммерческой организацией является солидарной (часть 4).

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Анивского городского округа от 07 ноября 2016 года № 1992-па утвержден Устав МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива.

В июне 2019 года прокуратурой Анивского района проведена проверка соответствия Уставов муниципальных учреждений и предприятий антикоррупционному законодательству.

В ходе проведения проверки установлено, что пункт 6.3.3 Устава МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива не соответствует Федеральному закону «О некоммерческих организациях», а именно: не содержит обязанности руководителя учреждения по уведомлению работодателя о наличии заинтересованности в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

17 июня 2019 года прокуратурой Анивского района в адрес мэра Анивского городского округа Лазарева А.А. направлен протест на пункт 6.3.3 Устава МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива, в котором содержится требование прокурора об изложении пункта 6.3.3 Устава МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива в новой редакции, дополнив его обязанностью руководителя учреждения по уведомлению работодателя о наличии заинтересованности в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

27 июня 2019 года протест прокуратуры Анивского района администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» рассмотрен и признан обоснованным, подлежащим удовлетворению (информация № 01-2842 от 27 июня 2019 года).

В ходе судебного разбирательства установлено, что МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива подготовлен проект Устава, пункт 4.4 которого содержит обязанность заведующего уведомлять работодателя о наличии заинтересованности в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, в соответствии со статьей 27 Закона «О некоммерческих организациях»; проект направлен в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» для согласования и утверждения.

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» Устав МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива в новой редакции не утвержден.

Как следует из информации администрации Анивского городского округа № 02-4067 от 20 сентября 2019 года, 28 июня 2019 года отделом образования департамента социального развития администрации муниципального образования «Анивский городской округ» получено письмо администрации Анивского городского округа о проведении мониторинга, в соответствии с которым необходимо внести изменения и дополнения в Уставы в соответствии с требованиями федерального законодательства. Работником отдела образования проведен мониторинг уставов всех образовательных учреждений. 02 августа 2019 года издано распоряжение администрации Анивского городского округа № 620-ра о приведении в соответствие Уставов муниципальных образовательных учреждений Анивского городского округа со сроком предоставления проектов до 30 августа 2019 года. На данный момент проекты Уставов муниципальных образовательных учреждений изданы в новой редакции и проходят процедуру внутреннего согласования, так как утверждаются постановлением администрации Анивского городского округа.

Учитывая, что Устав МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива в новой редакции, предусматривающей обязанность заведующего уведомлять работодателя о наличии заинтересованности в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, в соответствии со статьей 27 Закона «О некоммерческих организациях», до настоящего времени администрацией муниципального образования «Анивский городской округ», являющейся учредителем дошкольного образовательного учреждения, не утвержден, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований прокурора Анивского района и полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность привести пункт 6.3.3 Устава МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива, утвержденного постановлением администрации Анивского городского округа от 07 ноября 2016 года № 1992-па, в соответствие с частью 3 статьи 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Суд полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего дела бездействие администрации муниципального образования «Анивский городской округ» нарушает права муниципального образования «Анивский городской округ» при совершении сделки образовательным учреждением в условиях личной заинтересованности руководителя учреждения без уведомления органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Поскольку до настоящего времени Устав МБДОУ № 7 «Росинка» г. Анива не приведен в соответствие с требованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях», суд полагает, что бездействие администрации муниципального образования «Анивский городского округа», выразившееся в неприведении Устава дошкольного образовательного учреждения в соответствие со статьей 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях», имеет место быть. При этом суд учитывает, что уставы образовательных учреждений должны соответствовать федеральному законодательству с момента их утверждения, а не с момента проведения проверки органами прокуратуры и принесения протеста.

В силу положений статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает, что срок – 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого административный ответчик должен исполнить решение суда, соответствует принципу разумности.

Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Анивского района в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования «Анивский городской округ» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Анивский городской округ», выразившееся в неприведении пункта 6.3.3 Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Росинка» г. Анива», утвержденного постановлением администрации Анивского городского округа от 07 ноября 2016 года № 1992-па, в соответствие с частью 3 статьи 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Обязать администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» привести пункт 6.3.3 Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Росинка» г. Анива», утвержденного постановлением администрации Анивского городского округа от 07 ноября 2016 года № 1992-па, в соответствие с частью 3 статьи 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2019 года.

Председательствующий: судья Н.Д. Невидимова