ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-635/2022 от 14.07.2022 Каменского городского суда (Пензенская область)

Дело № 2а-635/2022

УИД: 58RS0012-01-2022-001462-28

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2022 года г. Каменка

Каменский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Седовой Н.В.,

с участием представителя административного истца помощника Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Гусева И.Н.,

при секретаре Мисулиной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по размещению информации на порталах https://www.gosuslugi.ru, https://www.gosuslugi.pnzreg.ru, возложении обязанности разместить информацию,

У С Т А Н О В И Л:

Каменский межрайонный прокурор Пензенской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что Каменской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района на предмет соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также соблюдения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг. В ходе мониторинга Интернет-ресурсов ГосУслуги, регионального портала ГосУслуг в марте 2022 года установлено, что должностными лицами администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района в нарушение требований законодательства сведения о предоставлении муниципальных услуг, в частности предпринимателям о «Предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов», «Заключении договора аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования» и др., а также необходимые документы не размещены.

При этом в соответствии с п. 11 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N2 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

Допущенные нарушения ущемляют права предпринимателей и граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме, особенно в сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановке. Реальных действий, направленных на полное устранение нарушений законодательства по состоянию на июнь 2022 года администрацией Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района не принято.

На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области в виде непринятия мер по размещению информации на порталах https://www.gosuslugi.ru. https://gosuslugi.pnzreg.ru в соответствии с положениями законодательства; обязать администрацию Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района разместить на портале https://www.gosuslugi.ru необходимую информацию в соответствии с требованиями законодательства; обязать администрацию Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района разместить на региональном портале https://gosuslugi.pnzreg.ru необходимую информацию в соответствии с требованиями законодательства.

В судебном заседании помощник Каменского межрайонного прокурора Гусев И.Н. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Неопределенный круг лиц, в интересах которых направлен иск, это граждане, права которых нарушены, этот круг не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Судом установлено, что Каменской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района на предмет соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также соблюдения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие, в том числе в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее -органы местного самоуправления).

Согласно пункту 7 ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ порталом государственных и муниципальных услуг является портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) одними из основных принципов предоставления муниципальных услуг являются принципы правомерности предоставления муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом.

Статьей 5 Федерального закон N 210-ФЗ предусмотрено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами и обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме.

Согласно п.п.3 ч.1 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг (ч.4 ст.9 Федерального закона N 210-ФЗ).

Согласно ч.6 ст.11 Федерального закона N 210-ФЗ Реестр муниципальных услуг содержит сведения:

1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании;2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета;

4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Частями 1, 4 ст. 20 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем. При создании региональных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных услуг субъектов Российской Федерации и реестров муниципальных услуг, должна быть предусмотрена возможность их интеграции с федеральной государственной информационной системой, указанной в части 2 настоящей статьи.

В силу требований ст. 21 Федерального закона N 210-ФЗ Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

В целях обеспечения информационной открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повышения качества и доступности, предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 было утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) обеспечивает, в том числе доступ физических лиц и организаций к сведениям о государственных и муниципальных услугах.

Постановлением Правительства Пензенской области от 14.06.2013 № 417п-П утверждено Положение о региональной государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Пензенской области».

Портал Пензенской области обеспечивает, в том числе доступ заявителей к сведениям о предоставляемых исполнительными органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления Пензенской области, учреждениями (организациями) государственных и муниципальных услугах (исполняемых функциях), размещенным в государственной информационной системе "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Пензенской области" и "Реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области" федерального реестра" (с последующими изменениями).

Таким образом, Портал должен содержать полные и достоверные сведения о муниципальных услугах и функциях, в том числе актуальные порядки предоставления муниципальных услуг, сведения о документах, необходимых для получения услуги.

Судом установлено, что Постановлением Администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области № 27 от 18.04.2022 утвержден реестр муниципальных услуг Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области.

В ходе мониторинга портала государственных и муниципальных услуг https://www.gosuslugi.ru, https://www.gosuslugi.pnzreg.ru установлено, что должностными лицами администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района в нарушение требований законодательства сведения о предоставлении муниципальных услуг, в частности предпринимателям о «Предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов», «Заключении договора аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования» и др., а также необходимые документы не размещены.

31.03.2022 Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области в адрес главы администрации было вынесено представление об устранении нарушений.

Из поступившего в адрес межрайонной прокуратуры 28.04.2022 ответа на представление органа местного самоуправления следует, что предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями, администрация Кевдо-Мельситовского сельсовета в данное время предоставить не может из-за технической невозможности, так как нет программного обеспечения (ПО) для работы.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе распечаткой с сайта администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области.

Таким образом, бездействие администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области, выражающееся в непринятии мер по размещению актуальных сведений, в том числе перечня документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги ограничивает права неопределенного круга лиц на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг.

Доказательств устранения указанных нарушений на момент рассмотрения дела административным ответчиком не представлено.

Таким образом, требования прокурора к администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области в части непринятия мер по размещению информации на порталах https://www.gosuslugi.ru, https://www.gosuslugi.pnzreg.ru, возложении обязанности разместить информацию, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу разместить информацию на порталах https://www.gosuslugi.ru, https://www.gosuslugi.pnzreg.ru.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, органы местного самоуправления освобождены, в связи с чем, госпошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области о о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по размещению информации на порталах https://www.gosuslugi.ru, https://www.gosuslugi.pnzreg.ru, возложении обязанности разместить информацию – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области в виде непринятия мер по размещению информации на порталах https://www.gosuslugi.ru. https://gosuslugi.pnzreg.ru в соответствии с положениями законодательства

Обязать администрацию Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района разместить на портале https://www.gosuslugi.ru необходимую информацию в соответствии с требованиями законодательства в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района разместить на региональном портале https://gosuslugi.pnzreg.ru необходимую информацию в соответствии с требованиями законодательства в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2022 года.

Судья: Н.В. Седова