ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-635/2023 от 07.06.2023 Тавдинского районного суда (Свердловская область)

мотивированное решение составлено

07 июня 2023 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тавда 31 мая 2023 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,

при секретаре Кесарецких К.Е.,

с участием помощника Тавдинского городского прокурора Абдурахманова Н.Р.,

представителя административного ответчика администрации Тавдинского городского округа Овчинниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Тавдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тавдинского городского округа о признании действия по установлению срока отселения граждан из аварийного дома незаконным, признании постановления администрации Тавдинского городского округа от 08 августа 2022 года «О внесении изменений в постановление администрации Тавдинского городского округа от 24 сентября 2021 года «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» незаконным в части установления срока отселения граждан в срок не позднее 30 ноября 2027 года, возложении обязанности установить разумный срок отселения жителей многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Тавдинского городского прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тавдинского городского округа, в котором просит признать действия администрации Тавдинского городского округа по установлению срока не позднее 30 ноября 2027 года отселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> в <адрес> незаконными; признать незаконным постановление администрации Тавдинского городского округа от 08 августа 2022 «О внесении изменений в постановление администрации Тавдинского городского округа от 24 сентября 2021 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан в срок не позднее 30 ноября 2027 года; возложить обязанность на Администрацию Тавдинского городского округа установить разумный срок отселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> в <адрес>, но не позднее 01 июля 2025 года.

В обоснование административного иска указано, что Тавдинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищных прав граждан по обращению ФИО4, проживающей в многоквартирном <адрес> в <адрес>.

В текущем периоде 2023 года на территории Тавдинского городского округа реализуется национальный проект «Жилье и городская среда». По национальному проекту «Жилье и городская среда» в 2023 году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда запланировано финансирование в размере 55 574 226,87 рублей из средств областного бюджета, 80 204 000,00 рублей - из средств местного бюджета на мероприятие переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1941 года ввода в эксплуатацию, является двухэтажным, состоит из 12 квартир, включен в программу расселения из аварийного жилищного фонда.

Согласно техническому отчету специализированной организации ООО «ЕвроПроект» /СТЭ от 28 июля 2021, проводившей обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что техническое состояние несущих конструкций многоквартирного дома характеризовалось как аварийное, несущая способность конструкций исчерпана. Величина физического износа строительных конструкций многоквартирного дома составляет 70 %.

С учетом указанного заключения, администрацией Тавдинского городского округа принято постановление от 24 сентября 2021 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», в котором срок отселения граждан из данного дома установлен не позднее 31 декабря 2027 года.

Решением Тавдинского районного суда от 28 апреля 2022 года признано незаконным постановление администрации Тавдинского городского округа от 24 сентября 2021 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан в срок не позднее 31 декабря 2027 года.

На администрацию Тавдинского городского округа возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав административных истцов, проживающих в доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Постановлением от 08 августа 2022 «О внесении изменений в постановление администрации Тавдинского городского округа от 24.09.2021 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», срок отселения граждан из <адрес> в <адрес> определен не позднее 30 ноября 2027 года.

Установленный в постановлении от 08 августа 2022 срок отселения граждан аварийного дома до 30 ноября 2027 года незначительно отличается от срока, ранее установленного постановлением 24 сентября 2021 , признанного решением суда от 28 апреля 2022 незаконным.

Таким образом, администрация Тавдинского городского округа проигнорировала решения Тавдинского районного суда от 28 апреля 2022 года.

Вопреки п. 49 Положения, администрация Тавдинского городского округа не установила в постановлении от 08 августа 2022 разумный срок отселения, так как не появилось новых доказательств, которые могут утверждать о том, что многоквартирный <адрес> в <адрес> пригоден для проживания до ноября 2027 года, несмотря на значительные повреждения несущих конструкций указанного дома и имеющуюся опасность внезапного обрушения, что может привести к человеческим увечьям и жертвам.

Разумный срок отселения граждан можно рассчитать по возможности последующего предоставления гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений. Строительство многоквартирного дома затрачивает самое длительное время по предоставлению благоустроенного жилого помещения.

Так время для строительства многоквартирного дома примерно занимает 2 года. Примером установления срока является строительство многоквартирного <адрес> в <адрес>. Согласно проектной декларации от 08.01.2023 застройщика ООО «Специализированный застройщик ГОРСТРОЙ» началом реализации проекта является 4 квартал 2022 года, планируемый квартал и год выполнения этапа реализации проекта строительства - 4 квартал 2023 года, планируемая дата передачи застройщиком объекта строительства -01.11.2023.

Установление конкретного срока отселения является полномочием Администрации Тавдинского городского округа, вместе с тем ограничение по установлению срока не позднее 01 июля 2025 не противоречит требованиям законодательства, соответствует судебной практике (Кассационное определение седьмого Кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2022 и необходимо, чтобы исключить злоупотребление администрации правом на установление срока отселения граждан из аварийного дома.

Непринятие своевременных мер администрацией Тавдинского городского округа по своевременному переселению граждан, а также сносу аварийного дома может привести к обрушению конструкций, создает угрозу безопасности жителей Тавдинского городского округа, включая несовершеннолетних лиц.

В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал, пояснил, что требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в доме кроме истцов могут находиться посторонние люди и пострадать от внезапного обрушения дома. Считает, что установленный срок отселения не должен быть более двух лет, так как для строительства нового дома необходим именно такой срок.

Представитель административного ответчика администрации Тавдинского городского округа в судебном заседании с административными исковыми требованиями был не согласен. Суду пояснил, что срок отселения граждан считает обоснованным и достаточным для проведения всех, предусмотренных законом процедур и реализации жилищных прав граждан, проживающих в нем. Данный многоквартирный дом не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Администрацией Тавдинского городского округа в адрес собственников помещений в указанном многоквартирном доме, требование о сносе дома не направлялось. Решение об изъятии земельного участка органом местного самоуправления не принималось. Установление срока отселения граждан, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. 10 августа 2022 года и 22 мая 2023 года жителям данного дома были направлены уведомления с предложениями по переселению в маневренный фонд. В адрес администрации Тавдинского городского округа заявлений от жильцов данного дома по переселению в жилые помещения маневренного фонда до настоящего времени не поступало. Срок отселения установлен с учетом временных затрат для проведения всех мероприятий, а также финансовой возможности местного бюджета. Дата не позднее 30 ноября 2027 года является окончательным сроком для завершения всех мероприятий связанных с расселением дома и последующим сносом. Установить срок отселения жильцов из вышеуказанного многоквартирного дома не позднее 01 июля 2025 года не может быть рассчитан в качестве разумного срока отселения, ориентируясь лишь на период строительства многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строящегося для расселения нанимателей, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда в многоквартирных аварийных домах, которые вошли в региональную адресную программу по переселению, признанных аварийными до 01 января 2017 года. 59 квартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на сегодняшний день является единственным строящимся многоквартирным домом на территории ТГО. Разрешение на строительство других многоквартирных жилых домов. Со сроком ввода в эксплуатацию в 2024-2025 годах, не выдавались. Администрация города правомочна устанавливать срок отселения граждан из аварийного жилья.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена по месту жительства.

Изучив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, заслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора к администрации Тавдинского городского округа по следующим основаниям.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в силу пункта 49 которого на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует учитывать, что в силу части 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В силу приведенных норм закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

В судебном заседании установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, 1941 года постройки, является двухэтажным, состоит из 12 квартир.

Согласно информации представленной МО МВД России «Тавдинский» от 15 мая 2023 года на регистрационном учете в <адрес> по настоящее время состоят: в <адрес>:ФИО5, ФИО6, ФИО7; в <адрес>: ФИО8, ФИО9; в <адрес>: ФИО10, ФИО11, ФИО12; в <адрес>: ФИО13, ФИО14, ФИО4. ФИО15, ФИО15, ФИО16, ФИО17; в <адрес>: ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21; в <адрес>: ФИО22, ФИО23, ФИО24; в <адрес>: ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28; в <адрес>ФИО29; в <адрес>ФИО30; в <адрес>: ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34; в <адрес>: ФИО35, ФИО36; в <адрес>: ФИО37, ФИО38

Аналогичная информация по регистрации жителей в <адрес> в квартирах и содержится в справках , 3833 представленных МБУ ТГО «ЕАЗ» 17 мая 2023 года.

Межведомственной комиссией Тавдинского городского округа от 02 сентября 2021 года по результатам технического заключения /СТЭ по итогам обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, выполненного ООО «ЕвроПроект» от 28 июля 2021 года, принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Главы Тавдинского городского округа от 24 сентября 2021 года многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В пункте 3 данного постановления установлен срок отселения граждан, проживающих в вышеназванном многоквартирном доме, не позднее 31 декабря 2027 года.

Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 28 апреля 2022 года признано незаконным постановление Администрации Тавдинского городского округа от 24 сентября 2021 года «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в срок не позднее 31 декабря 2027 года.

На администрацию Тавдинского городского округа возложена обязанность установить разумный срок отселения граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

26 июля 2022 года решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 28 апреля 2022 года вступило в законную силу.

Постановлением Главы Тавдинского городского округа от 08 августа 2022 года «О внесении изменений в постановление администрации Тавдинского городского округа от 24 сентября 2021 года «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, , аварийным и подлежащим сносу» срок отселения установлен - не позднее 30 ноября 2027 года.

10 августа 2022 года и 22 мая 2023 года в адрес жителей <адрес> в <адрес> администрацией Тавдинского городского округа направлены уведомления с предложением выбрать имеющиеся жилые помещения маневренного фонда.

24 марта 2023 года ФИО4 обратилась в прокуратуру Свердловской области с заявлением, в котором просила оказать содействие в решении вопроса по расселению жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Суд полагает, что административным ответчиком в данном случае не доказана разумность установленного постановлением от 08 августа 2022 года срока отселения граждан, при этом суд учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в ответе на вопрос N 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, согласно которой определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года" утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Удовлетворяя административные исковые требования прокурора о признании действий по установлению срока отселения граждан из многоквартирного дома незаконными, суд исходит из того, что установленный срок отселения жильцов является неразумным. Административный ответчик при признании судом срока отселения незаконным, снижает данный срок незначительно, ничем не обосновывая данный срок, злоупотребляя своим правом на установление срока отселения граждан многоквартирного дома, который признан аварийным. Длительный срок сноса и отселения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку дальнейшее проживание и нахождение в указанных многоквартирных домах и около них представляет опасность и создает угрозу для жизни и здоровья людей.

Из информации Тавдинского БТИ от 17 мая 2023 года следует, что по данным технической инвентаризации по состоянию на 16 октября 2000 года общий процент физического износа жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составлял 60 %, на 2023 год инвентаризация объекта не проводилась.

Согласно техническому заключению /СТЭ по итогам обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполненному ООО «ЕвроПроет» в 2021 году, в выводах по результатам обследования указано, что техническое состояние фундаментов здания, стен и перегородок, перекрытий здания, пола, несущих конструкции крыши здания, покрытия кровли здания, прочих конструкции, системы отопления, системы электроснабжения, системы холодного водоснабжения, системы канализации, оценивается, как аварийное. Техническое состояние оконных и дверных заполнений, отделочных покрытий здания оценивается как недопустимое.

Физический износ фундамента, перекрытий составляет 65%, стен и перегородок, пола, несущих конструкций крыши, дверных и оконных заполнений, прочих конструкций, отделочных покрытий, системы отопления, системы электроснабжения, системы холодного водоснабжения, системы канализации составляет 70%, физический износ кровельного покрытия крыши составляет 75%. Величина физического износа строительных конструкций многоквартирного дома составила 70 %, что соответствует аварийной категории технического состояния здания в целом. Здание не имеет остаточного ресурса для назначения сроков капитального ремонта и безопасной эксплуатации. Срок эксплуатации строительных конструкций и здания в целом превысил нормативные сроки эксплуатации.

Из заключения по результатам обследования следует, что многоквартирный дом не соответствует требованиям строительных, санитарных, гигиенических норм и правил (СП, СанПиН), национальным стандартам (ГОСТ), действующему законодательству Российской Федерации и не пригоден для нормальной и безопасной эксплуатации; жилые помещения многоквартирного дома, не соответствуют предъявляемым требованиям Постановления Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 года и непригодны для проживания; техническое состояние основных конструктивных элементов, строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, соответствует аварийной категории технического состояния. Строительные конструкции не обладают необходимой прочностью, надежностью, устойчивостью и достаточными эксплуатационными показателями для дальнейшей безопасной и безаварийной эксплуатации.

В соответствии с ГОСТ 31937-2011 установлено аварийное техническое состояние многоквартирного дома в целом.

Поскольку, с учетом представленного заключения, жилые помещения и жилой дом в целом представляют опасность для их жизни и здоровья жильцов по причине его аварийного состояния, а также создают опасность для неопределенного круга лиц, находящихся в доме и около дома, принимая во внимание положения частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разумность установленного в постановлении от 08 августа 2022 года срока отселения жильцов <адрес>, и сноса аварийного дома - до 30 ноября 2027 года не доказана административным ответчиком, установленный в оспариваемом постановлении органа местного самоуправления срок для отселения граждан, проживающих в данном многоквартирном доме, не позднее 30 ноября 2027 года, нельзя признать разумным.

После признания постановления от 24 сентября 2021 года незаконным в части срока отселения - до 31 декабря 2027 года, был установлен новый срок отселения - до 30 ноября 2027 года, обоснованность которого представитель административного ответчика не доказал.

В обоснование своих возражений по законности установления срока отселения из многоквартирного дома – не позднее 30 ноября 2027 года представителем административного ответчика указано на необходимость выполнения администрацией Тавдинского городского округа требований Жилищного кодекса РФ до переселения граждан: проведение процедур по изъятию земельного участка под многоквартирным домом и реализации жилищных прав граждан, проживающих в нем.

Установленный срок для необходимости указанных действий и последующего отселения граждан, с учетом технического состояния дома, указанного в заключении, нельзя признать разумным и обоснованным. Представителем административного ответчика иных доводов и доказательств, подтверждающих обоснованность и необходимость установления такого длительного срока отселения – всего более 6 лет, с учетом изменения срока отселения, со дня признания многоквартирного дома аварийным, не приведено.

Установленный в постановлении от 08 августа 2022 года срок отселения граждан <адрес> в <адрес> до 30 ноября 2027 года незначительно отличается от срока, ранее установленного постановлением от 24 сентября 2021 года , и признанного решением суда от 28 апреля 2022 года незаконным.

При этом суд принимает во внимание, что при установлении срока отселения граждан из аварийного дома, установленного в постановлении от 08 августа 2022 года, новое техническое обследование на предмет возможности проживания в данном доме до 30 ноября 2027 года не проводилось, не определено состояние дома на 2022 год, в связи с состоянием которого и должен быть установлен срок отселения, тогда, как в техническом заключении от 2021 года было указано, что многоквартирный дом имеет значительный физический износ (70%) и в целом не соответствует требованиям нормативной и технической документации в строительстве, основные конструктивные элементы и строительные конструкции находятся в аварийном состоянии.

Обоснованность срока, указанного в постановлении, подлежит доказыванию административным ответчиком.

Принятие решения органом местного самоуправления не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение указанного срока. При установлении срока отселения орган местного самоуправления не должен злоупотреблять своим правом и в случае признания установленного ранее срока незаконным, незначительно сокращать срок отселения лишь на 1 месяц, без учета технического состояния многоквартирного дома и наличия угрозы его обрушения.

Судом установлено, что достоверных доказательств и обоснованных мотивов к установлению указанного срока, в отношении многоквартирного дома, признанного аварийным, имеющего недопустимое техническое состояние, грозящее его обрушением, со стороны администрации не представлено и не приведено, что свидетельствует об использовании органом местного самоуправления дискреционных полномочий по установлению спорного срока вопреки законной цели и правам, законным интересам неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился заместитель Тавдинского городского прокурора. В связи с чем, действия администрации Тавдинского городского округа по установлению срока не позднее 30 ноября 2027 года отселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> в <адрес> являются незаконными.

Суд считает, что административным ответчиком в нарушение части 11, пунктов 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказана законность постановления от 08 августа 2022 года в части установленного нового срока отселения граждан из жилого <адрес> в <адрес>, право лиц на восстановление их жилищных прав, а также неопределённого круга лиц на безопасное нахождения в многоквартирном доме, около дома, в разумный срок нарушено.

При таких обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения заявленных требований, в том числе, с учетом судебной практики (Кассационное определение седьмого Кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2022 года ) о возложении обязанности на административного ответчика установить разумный срок отселения жителей многоквартирного дома, но не позднее 01 июля 2025 года. Установление конкретного срока отселения является полномочием администрации Тавдинского городского округа, вместе с тем, ограничение по установлению срока не позднее 01 июля 2025 года не противоречит требованиям законодательства, соответствует судебной практике, и необходимо, чтобы исключить злоупотребление административного ответчика правом на установление срока отселения граждан из аварийного дома.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований, в силу п.1 ч.2, ч.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд обязывает администрацию Тавдинского городского округа устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, и об исполнении решения известить Тавдинского городского прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределённого круга лиц, и Тавдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования исполняющего обязанности Тавдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тавдинского городского округа удовлетворить.

Признать действия администрации Тавдинского городского округа по установлению срока не позднее 30 ноября 2027 года отселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> в <адрес> незаконными.

Признать незаконным постановление администрации Тавдинского городского округа от 08 августа 2022 «О внесении изменений в постановление администрации Тавдинского городского округа от 24 сентября 2021 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в срок не позднее 30 ноября 2027 года.

Возложить на администрацию Тавдинского городского округа обязанность установить разумный срок отселения граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, но не позднее 01 июля 2025 года.

Обязать администрацию Тавдинского городского округа устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, и об исполнении решения известить Тавдинского городского прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределённого круга лиц, и Тавдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 07 июня 2023 года, путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области, вынесший решение.

Решение изготовлено машинописным способом в совещательной комнате.

Председательствующий судья Федотова Н.С.