ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6362/2021 от 17.03.2022 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-708/2022

УИД: 22RS0065-02-2021-009512-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года г.Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи Ваншейд А.К.,

при секретаре Пухальской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1, просит взыскать недоимку по земельному налогу за 2018 год и с учетом перерасчета за 2016 и 2017 годы в общем размере 22 671 руб., пени в размере 288,30 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 796 руб., пени в размере 10,86 руб.

В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником недвижимого имущества, а именно земельных участков расположенных по адресу: ...., с кадастровыми номерами: , и , а также собственником жилого дома по адресу: ...., кадастровый .

Сумма налога на имущество за 2018 год исходя из инвентаризационной стоимости имущества составила 796 руб., сумма земельного налога за указанный период, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, а также с учетом перерасчета налога за 2016 и 2017 годы составила 22 671 руб.

Налоговые уведомления, требование об уплате налогов и сборов направлены налогоплательщику в установленном порядке, вместе с тем, оплата задолженности в установленный срок не произведена. В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка за 2016, 2017 и 2018 годы по земельному налогу и за 2018 год по налогу на имущество физических лиц, начислены пени. Судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен по заявлению административного ответчика.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие, произвести перерасчет налога на имущество по кадастровой стоимости.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу ст. 400 Налогового кодека Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

На территории Алтайского края до 01.01.2020 порядок исчисления налоговой базы из кадастровой стоимости не установлен, в связи с чем налоговым органом налог на имущество физических лиц исчислялся на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в 2018 году на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: ...., кадастровый , площадью 35,6 кв.м., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органом произведено исчисление налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 796 руб. исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, умноженной на долю в праве собственности, количества полных месяцев владения имуществом и соответствующего размера налоговой ставки: 353990 руб. х0,225% х12/12 = 796 руб.

Учитывая, что при разрешении налогового спора административным ответчиком заявлено о необходимости применения для расчета налога на имущество кадастровой стоимости объекта недвижимости, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 №10-П, суд приходит к выводу о наличии оснований для исчисления суммы налога на имущество физических лиц с использованием кадастровой стоимости объекта и соответствующего размера налоговой ставки.

Порядок расчета налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, определен статьями 403, 406 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п.5 ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

В силу ч.2 ст.406 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.

Согласно сведениям ФКП Росреестра по Алтайскому краю кадастровая стоимость жилого дома, расположенного по адресу: ...., кадастровый по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 180 503 руб., а его общая площадь 35,6 кв.м.

В результате уменьшения кадастровой стоимости жилого дома на величину кадастровой стоимости 50 кв.м., налоговая база и, соответственно, сумма налога на имущество по данному объекту составит 0 руб.

Поскольку сумма налога на имущество физических лиц за 2018 год на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: ...., кадастровый , составляет 0 руб., то оснований для взыскания пени, начисленной налоговым оранном по данному налоговому платежу, также не имеется.

Таким образом, требования налогового органа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество за 2018 год в размере 796 руб., пени в размере 10,86 руб. удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст.ст. 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом в соответствии со ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в соответствии с положениями ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно сведений ФКП Росреестра по Алтайскому краю в 2018 году ФИО1 на праве собственности принадлежали земельные участки по адресу: ...., с кадастровыми номерами:

- , кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 1 337 648 руб., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для целей, не связанных со строительством, для благоустройства территории.

- , кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 599 537,6 руб., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – под жилую застройку индивидуальную и для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 № 839 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» (в ред. от 28.02.2018), налоговые ставки для участков приобретенных (предоставленных) физическими лицами для индивидуального жилищного строительства составляют 0,1 %, прочих земельных участков – 1,5%.

Учитывая изложенное, сумма земельного налога за 2018 год рассчитывается следующим образом:

- для участка с кадастровым номером - 1 337 648 (кадастровая стоимость участка на 01.01.2018) х 1,5 % (налоговая ставка)х12/12(количество месяцев владения) = 20 065 руб.;

- для участка с кадастровым номером - 599 537(кадастровая стоимость участка на 01.01.2018) х 0,1 % (налоговая ставка)х12/12(количество месяцев владения) = 600 руб.

Таким образом, общая сумма земельного налога за 2018 год, подлежащая взысканию с налогоплательщика, составляет 20665 руб. (20065+600).

Аналогичный расчет земельного налога за 2018 год произведен в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено ответчику заказным письмом, что подтверждается списком заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному отправлению. Срок уплаты налога установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в связи с неверным применением налоговой ставки 1,4 % при расчете земельного налога за 2016 и 2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:61:011267:47 сумма начисленного земельного налога за 2016 и 2017 годы была пересчитана по налоговой ставке 1,5 %. В результате сумма доплаты земельного налога по указанному объекту за 2016 и 2017 годы составила 2006 руб., в том числе по земельному налогу за 2016 год - 668 руб., по земельному налогу за 2017 год – 1338 руб. Расчет предъявленной к доплате суммы земельного налога судом проверен и признан верным.

Налоговое уведомление о перерасчете земельного налога за 2016 и 2017 годы от ДД.ММ.ГГГГ направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом, что подтверждается списком заказных писем , сведениями о присвоении почтового идентификатора данному отправлению. Сроком уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Перерасчет произведен в соответствии с требованиями ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент осуществления перерасчета, т.е. до вступления в силу статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (01.01.2019))

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ В в своих определениях от 24.06.2021 N 1158-О, от 20.07.2021 N 1678-О, от 28.09.2021 N 1697-О, в силу установленного абзацем вторым пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации запрета на перерасчет сумм налогов, вступившего в силу в порядке, определенном статьей 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, начиная с 1 января 2019 года налоговый орган не вправе осуществлять перерасчет сумм ряда налогов (в том числе земельного налога), если это влечет увеличение ранее уплаченных сумм. Данное регулирование по своему характеру устраняет обязанность налогоплательщиков, а соответственно, по правилам статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации оно может иметь обратную силу, только если прямо это предусматривает. В свою очередь, придание статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 334-ФЗ, дополнившей статью 52 названного Кодекса пунктом 2.1, обратной силы не предусмотрено (указанное регулирование вступило в силу с 1 января 2019 года).

Таким образом, по состоянию на дату формирования и направления налогового уведомления налоговый орган вправе был произвести перерасчет земельного налога за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, в том числе за 2016 и 2017 годы.

На основании ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об уплате недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 20665 руб. и пени в размере 282,08 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному требованию.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлено требование об уплате недоимки по земельному налогу за 2016 и 2017 годы с учетом перерасчета в размере 2006 руб. и пени в размере 6,22 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком отправлений с присвоением почтового идентификатора данному отправлению

Как налоговые уведомления, так и требования направлены административному ответчику по адресу: ....

Как установлено судом, ФИО1 была зарегистрирована по указанному адресу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ регистрации по постоянному месту жительства не имела, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: ....

В силу ч. 3 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать информацию о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации указанного лица.

В данном случае ФИО1 на регистрационный учет после ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ не встала, соответственно, у налогового органа информации о смене места жительства налогоплательщиком не имелось

Учитывая, что регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налоговых уведомлений и требований об уплате налогов за спорный период по последнему известному адресу регистрации административного ответчика необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации.

В этой связи направление налоговых уведомлений и требований по месту налогового учета ответчика - .... (последнее известное место жительства) отвечало требованиям закона.

Статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, на момент возникновения спорных правоотношений) наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 2 и ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно требованию срок оплаты недоимки и пени за 2018 год установлен до ДД.ММ.ГГГГ, недоимки и пени с учетом перерасчета за 2016, 2017 года - до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок оплата налога ответчиком не произведена.

В данном случае подлежащая взысканию в судебном порядке сумма налога по требованию не превышала 3000 руб., в связи с чем срок на обращение в суд по заявленным в административном иске суммам исчисляется с даты истечения срока по требованию , когда размер взыскиваемых сумм превысил 3000 руб., то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок. Вынесенный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № .... судебный приказ отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ.

В суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.

Таким образом, имеются правовые и фактические основания для взыскания с административного ответчика земельного налога за 2016, 2017, 2018 годы в размере 22671 руб. (20665 руб. + 2006 руб.), а также пени по земельному налогу в размере 288,30 руб. (282,08 руб. + 6,22 руб.), исчисленной в соответствии с положениями ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в части.

На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Барнаул подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 886 руб. пропорционально удовлетворенным требованиям (97%).

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю с зачислением в соответствующий бюджет земельный налог за 2016, 2017, 2018 годы в размере 22671 руб., пени по земельному налогу в размере 288,30 руб.

В остальной части административного иска отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Барнаул государственную пошлину в размере 886 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.К.Ваншейд

Мотивированное решение изготовлено 31.03.2022