Дело № 2а-6363/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при ведении протокола судебного заседания и с организационным участием помощника судьи Савченко Н.В., с участием представителя административного истца Арефьевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
23 декабря 2021 года
материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора города Омска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной на интернет-ресурсах
https://100balnik.ru, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Омска обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с названными выше требованиями. С учетом уточнения, в обоснование указано, что в ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства об информации, информационных технологиях и законодательства о защите информации и персональных данных по электронному адресу: https://100balnik.ru размещена информация, содержащаяся в комплектах олимпиадных заданий, разработанных для проведения школьного этапа олимпиады по математике, географии, химии до начала проведения испытаний. Также на веб-ресурсе https://100balnik.ru выявлены факты размещения заданий и ответов к ним школьного этапа по тем предметам, олимпиадные испытания по которым уже прошли согласно графику, утвержденному распоряжением Министерства образования Омской области от 31.08.2021 № 2822 «Об организации и проведении всероссийской олимпиады школьников в 2021/2022 учебном году». Вход на данные сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов, скопировать и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. При проверке сведений на официальном сайте Роскомнадзора (http://eais.rkn.gov.ru/) установлено, что указанные интернет-сайты в Реестре не числятся. Административный истец признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на указанном ресурсе информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил требования. Просил признать информацию, размещенную в сети интернет на интернет-ресурсе https://100balnik.ru, запрещенной к распространению на территории РФ, поскольку нарушение Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников влечет нарушение вышеуказанных прав обучающихся, победителей и призеров соответствующих олимпиад. За нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В судебном заседании представитель административного истца ст.помощник прокурора г. Омска Арефьева О.В., административные исковые требования в уточненном виде поддержала по основаниям, изложенным в уточненном иске, и дала пояснения, аналогичные его содержанию. Дополнила, что на день рассмотрения дела информация, размещенная на указанном Интернет-сайте, остается доступной неограниченному кругу лиц. Вход на сайт остается быть свободным. Указала, что Всероссийская олимпиада школьников и олимпиады школьников проводятся в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности (часть 3 статьи 77 Закона об образовании). Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников имеют право на прием без вступительных испытаний на обучение по имеющим государственную аккредитацию и (или) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады, в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады (часть 4 статьи 71 Закона об образовании). Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержден приказом Минпросвещения России от 27 октября 2020 года № 628. Нарушение Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников влечет нарушение вышеуказанных прав обучающихся, победителей и призеров соответствующих олимпиад.
Представитель Роскомнадзора, Управления Роскомнадзора по Омской области в письменном отзыве на иск позицию административного истца в части уточненных требованиях поддержал. Просил рассматривать дело в свое отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обозрев в судебном заседании спорные интернет-ресурсы, суд считает требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, а сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе на принципе признания приоритетности образования.
Частью 3 статьи 77 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний проводятся всероссийская олимпиада школьников и олимпиады школьников. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, утверждаются порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты всероссийской олимпиады школьников, образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников.
Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников имеют право на прием без вступительных испытаний на обучение по имеющим государственную аккредитацию и (или) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады, в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады (часть 4 статьи 71 Закона об образовании).
Приказом Министерства просвещения РФ от 27.11.2020 № 678 утвержден порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, который предусматривает общие положения, организацию проведения и проведения олимпиады, разработку и доставку олимпиадных заданий в места проведения олимпиады и др.
Согласно п. 58 Порядка информация, содержащаяся в комплектах олимпиадных заданий, разрабатываемых для проведения школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов олимпиады по каждому общеобразовательному предмету, является конфиденциальной и не подлежит разглашению до начала выполнения участниками олимпиады соответствующего этапа олимпиадных заданий.
Нарушение Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников влечет нарушение вышеуказанных прав обучающихся, победителей и призеров соответствующих олимпиад.
За нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
На момент судебного заседания, сведения о внесении в Единый реестр иограничении доступа к информации, размещенной на вышеуказанныхстраницах сайтов, отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru/).
Суд полагает, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, фактически способствующей совершению преступлений, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве и как следствие, вышеуказанная информация является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Таким образом, суд, установив незаконность размещения сведений, содержащихся на спорном ресурсе, в открытом доступе и запрещенный характер таких сведений, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Роскомнадзор осуществляет полномочия, согласно п. 5.1.7. постановления Правительства от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», в том числе, по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Размещенные на страницах указанных сайтов материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности, в связи с этим заявленные требования подлежат удовлетворению.
Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на страницах сайтов с указанными выше URL-адресами:
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет и размещенную на Интернет-странице:
https://100balnik.ru,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Включить в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой запрещено в Российской Федерации Интернет-страницу
https://100balnik.ru.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) сторонами в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись М.Л. Жидкова
Мотивированное решение составлено 10 января 2022 года
Копия вернаРешение вступило в законную силу __________________УИД 55RS0002-01-2021-010346-58Подлинный документ подшит в деле № 2а-6363/2021Куйбышевского районного суда г. ОмскаСудья _____________________________ М.Л. ЖидковаСекретарь __________________________ |