ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6367/17 от 14.02.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-898/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2018 года

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,

при секретаре Соломоновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Читинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Читинский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Читинского района Забайкальского края обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой проверки со стороны администрации муниципального района «Читинский район» были установлены следующие нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: в нарушение положения ст. 8.2 отсутствует программа профилактики нарушений, допускаемых в сфере земельных отношений, в нарушение положений ст. 8.3 плановые (рейдовые) задания не проводятся, в нарушение п. 2 ст. 6 не проводится мониторинг в сфере земельных правоотношений, в нарушение ст. 13.3 организационно-распорядительные меры по внесению информации в единый реестр проверок федеральной государственной информационной системы в сфере земельных правоотношений не приняты. Внесенные представления об устранении выявленных нарушений администрацией муниципального района «Читинский район» не исполнены.

Заявленные требования прокурором уточнялись, согласно уточнениям прокурор просит суд признать бездействие администрации муниципального района «Читинский район», выразившиеся в непринятии мер, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в сфере земельных правоотношений и организационно-распорядительных мер по внесению информации в единый реестр проверок федеральной государственной информационной системы незаконными; обязать администрацию муниципального района «Читинский район» в срок до 15 марта 2018 года:

- разработать и утвердить плановые (рейдовые) задания на 2018 год в сфере земельных правоотношений на проведение плановых (рейдовых) осмотров (обследований) объектов;

- провести мониторинг в сфере земельных правоотношений за 2017 год в соответствии с методикой проведения мониторинга, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №215 от 05.04.2010 г.;

- провести организационно-распорядительные меры в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 415.

В судебном заседании помощник прокурора Читинского района Миткус Н.Ф. уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, аналогичное изложенному в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального района «Читинский район» Максимова О.В. административный иск не признала, указывая на то, что бездействие администрации не усматривается.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 2 указанного закона муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Статья 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Во исполнение возложенных полномочий постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от 08 декабря 2017 года №3172 утверждена и введена в действие Программа профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства на 2018 год, осуществляемая органом муниципального контроля.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся, в частности, плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 13.2 указанного закона установлено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.

Исходя из вышеприведенный положений следует, что проведение плановых (рейдовых) осмотров, относящихся к мероприятиям по муниципальному контролю, осуществляется на основании плановых (рейдовых) заданий, порядок оформления и содержание которых устанавливается органами местного самоуправления.

Постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от 18 января 2018 года № 69 утвержден план рейдовых осмотров (обследования) земельных участков на территории муниципального района «Читинский район» в период с 18.01.2018г. по 10.06.2018г. Вместе с тем, в нарушение положений ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые (рейдовые) задания на проведение плановых осмотров (обследований) объектов на 2018 год с указанием адреса объекта, цели и срока проведения администрацией муниципального района «Читинский район», не разработаны и не утверждены. Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

В связи с чем суд находит заявленные прокурором требования о возложении на администрацию муниципального района «Читинский район» обязанности разработать и утвердить плановые (рейдовые) задания на 2018 год в сфере земельных правоотношений на проведение плановых (рейдовых) осмотров (обследований) объектов обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях.

Согласно ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляют подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в электронной форме, и его представление в Правительство РФ.

Из пп. "в" п. 2 Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215 (далее - Правила N 215), следует, что доклады подготавливаются ежегодно по итогам своей деятельности, в том числе органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля.

В доклады включаются сведения об организации и проведении муниципального контроля за отчетный год по конкретному виду такого контроля (надзора) и его эффективности (п. 3 Правил N 215).

Согласно п. 5 Правил N 215 порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, необходимых для подготовки докладов, устанавливается органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, с учетом методики проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля согласно приложению N 2.

В соответствии с п. 2 методики проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (приложение № 2 к Правилам №215) мониторинг представляет собой систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, осуществляется на основании сбора, обработки и анализа определенных документов и сведений (п.5), на основании которых готовится материалы по расчету, анализу и оценке показателей эффективности (п. 6).

Доказательств проведения административным ответчиком мониторинга эффективности муниципального контроля в сфере земельных правоотношений за 2017 год, суду не представлено. Представленное обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля за 12 месяцев 2017 года таковым являться не может, поскольку не соответствует установленной методики проведения мониторинга ввиду отсутствия анализа, оценки показателей эффективности, прогноза эффективности.

Таким образом, требования прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Читинский район» провести мониторинг в сфере земельных правоотношений за 2017 год в соответствии с методикой проведения мониторинга, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №215 от 05.04.2010г. суд находит подлежащими удовлетворению.

Статья 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данных положения постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 утверждены правила формирования и ведения единого реестра проверок.

В соответствии с п. 12 названных правил органы контроля:

а) принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок;

б) осуществляют внесение информации в единый реестр проверок в соответствии с разделом IV настоящих Правил;

в) несут ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок.

Пункт 2 Правил создание единого реестра проверок, являющегося федеральной государственной информационной системой, осуществляется оператором единого реестра проверок, то есть Генеральной прокуратурой.

В подтверждение требования провести организационно-распорядительные меры в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок представителем ответчика представлена информация Генеральной прокуратуры РФ, где указано на необходимость внесения в систему профиля ведомства в Единую систему идентификации и аутентификации с применением инструкции, размещенной в ФГИС ЕРП. Администрацией муниципального района подтверждения о выполнении указаний не представлено в суд. При таком положении, требования в данной части также подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, рассматривая требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «Читинский район», выразившиеся в непринятии мер, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в сфере земельных правоотношений и организационно-распорядительных мер по внесению информации в единый реестр проверок федеральной государственной информационной системы, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку из представленных материалов дела бездействие административного ответчика не усматривается. Так им была утверждена и введена в действие Программа профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства на 2018 год, утвержден план рейдовых осмотров (обследования) земельных участков на территории муниципального района «Читинский район» в период с 18.01.2018г. по 10.06.2018г., истребован доступ у оператора единого реестра проверок к информационной системе.

Согласно ст. 227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда может быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, характер возлагаемых обязанностей, суд полагает возможным установить административному ответчику срок для исполнения решения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Читинского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район»:

-разработать и утвердить плановые (рейдовые) задания на 2018 год в сфере земельных правоотношений на проведение плановых (рейдовых) осмотров (обследований) объектов;

-провести мониторинг в сфере земельных правоотношений за 2017 год в соответствии с методикой проведения мониторинга, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №215 от 05.04.2010 г.;

-провести организационно-распорядительные меры в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 415.

Установить срок для их исполнения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Читы.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2018 г..

Судья Р.Т. Аксаненко