ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6367/18 от 04.10.2018 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

№2а-6367/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2018 года

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Голдобиной С.Ю.,

рассмотрев дело по административному иску Удмуртского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (в лице Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике) о возложении обязанности внести в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Удмуртский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (в лице Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике) о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, возложении обязанности внести в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Административный иск мотивирован следующим.

Удмуртской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране водных биологических ресурсов и мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт, содержащий материал, противоречащий действующему законодательству об охране окружающей среды http://getfish.net/kastingovaya-set-svoimi-rukami.

На данном сайте содержится информация об изготовлении и продаже сетей, их использовании при добыче водных биологических ресурсов, что влечет за собой административную и уголовную ответственность.

В ходе судебного заседания выявилось, что <дата> в законную силу вступило решение Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> по административному исковому заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, которым административное исковое заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворено.

Признана информация об изготовлении сетей для ловли рыбы, размещенная в сети "Интернет" по адресам http://getfish.net/kastingovaya-set-svoimi-rukami, <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копия решения направлена в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В связи с чем производство по настоящему административному делу в части требования Удмуртского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (в лице Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, запрещенной к распространению на территории РФ, прекращено.

В судебном заседании старший помощник Удмуртского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры Лаптева К.В. требования административного иска в оставшейся части поддержала. При этом пояснила, что информация об изготовлении сетей для ловли рыбы, размещенная в сети "Интернет" по адресу http://getfish.net/kastingovaya-set-svoimi-rukami на день рассмотрения дела судом доступна.

Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилось. Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика в порядке ст. 150 КАС РФ.

При этом представило отзыв, согласно которому заявленные прокурором Интернет-ресурсы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.

Выслушав мнение старшего помощника Удмуртского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры Лаптевой К.В., исследовав и проанализировав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации (далее Закон об информации), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 приведенного Закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).

В силу статьи 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране водных биологических ресурсов и мониторинга сети «Интернет» выявлен Интернет-сайт http://getfish.net/kastingovaya-set-svoimi-rukami, на котором размещена информация об изготовлении и продаже сетей для ловли рыбы.

<дата> в законную силу вступило решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от <дата> по административному исковому заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, которым административное исковое заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворено.

Признана информация об изготовлении сетей для ловли рыбы, размещенная в сети "Интернет" по адресам <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Вместе с тем требование к Роскомнадзору (в лице Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике) о возложении обязанности внести в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено прокурором ранее не заявлялось, и данный сайт не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ) к основным принципам законодательства о рыболовстве и сохранении биоресурсов относится приоритет сохранения биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав.

Согласно ч.1, 2 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи. Водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

В силу п.4 ч.1 ст. 26 Федерального закона № 166-ФЗ в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования установлены ограничения рыболовства, в том числе на виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов.

В соответствии со ст.43.1 Федерального закона № 166-ФЗ правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 N 453 утверждены правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.

В силу п.2.2. указанных правил рыболовства все водные объекты рыбохозяйственного значения, расположенные на территории Удмуртской Республики в входят в северный рыбохозяйственный район Волжско-Каспийского рыбохозяйственного басейна.

В соответствии подпунктом а) п.29 указанных правил охоты 29 при любительском и спортивном рыболовстве запрещается применение: сетей всех типов; ловушек всех типов и конструкций (мереж, вентерей, верш, "морд", "заколов"), за исключением раколовок; пассивных орудий добычи (вылова) ("закидушек", "поставушек", "тычков" и других) на реках, являющихся местом обитания лососевых видов рыб; огнестрельного и пневматического оружия, арбалетов и луков; удочек (в том числе донных удочек) и спиннинговых снастей всех систем и наименований с общим количеством крючков (одинарных, двойных или тройных) более 10 штук у одного гражданина; тралящих и драгирующих орудий добычи (вылова); сетных отцеживающих и объячеивающих орудий добычи (вылова) и приспособлений (бредней, неводов, волокуш, наметок, подъемников, кругов, "телевизоров", "экранов", "хваток", "буров", "черепков", "накидок", "косынок", "саков", "котцов", "крылаток", "немок", "возьмилок", "режаков", "оханов" и других), за исключением подъемников ("пауков") и черпаков не более одной штуки у одного гражданина, размером (длина, ширина, высота) не более 100 см, и размером (шагом) ячеи не более 10 мм (в том числе используемых с приманкой) для добычи (вылова) живца (наживки), кроме особо ценных и ценных видов рыб; колющих орудий добычи (вылова) (остроги и другие), за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты; сомовников; капканов; крючковых самоловных снастей.

В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 26 № «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)» под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.

Пунктом «б» ч.1 ст. 256 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.

В соответствии с п.5 ст.33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о способах изготовления сетей и их продаже, их использовании при добыче рыбы оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о способах добычи водных биоресурсов, воспитывает противоправное поведение и способствует совершению преступлений, предусмотренных ст. 256 УК РФ, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, а также нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

Признание информации об изготовлении сетей, размещенной на сайтах в сети Интернет по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направлено на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Вместе с тем одного признания информации об изготовлении сетей, размещенной на сайтах в сети Интернет по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не достаточно в целях такой защиты.

При рассмотрении дела установлено, что вышеуказанный сайт продолжает функционировать и на дату вынесения решения.

Порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации":

в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 статьи 15.1 Закона о защите информации).

Частью 8 статьи 15.1 Закона о защите информации установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на Интернет-сайте по адресу <данные изъяты> вышеуказанной информации, а также тот факт, что данная информация в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится, что противоречит целям и задачам действующего законодательства, доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Удмуртского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (в лице Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике) о возложении обязанности внести в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Возложить обязанность на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (в лице Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике) внести в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, размещенных по адресу: <данные изъяты> в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Мотивированное решение принято судьей на компьютере в совещательной комнате 09 ноября 2018 года.

Председательствующий судья Н.Э. Стех