Дело № 2а-636/19 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 марта 2019 года г.Владикавказ Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Аликова В.Р., при секретаре судебного заседания Джагаевой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа Люберцы Московской области, о признании незаконными решения оформленного письмом от 23.03.2018г. № ..., и решения Администрации городского округа Люберцы Московской области, оформленного письмом от 23.03.2018г. № ..., установил: ФИО1 обратился в Промышленный районный суд г. Владикавказа с административным иском о: 1) признании незаконными отказов Администрации городского округа Люберцы Московской области, выраженных в письмах от 23.03.2018 г. № ... и от 23.03.2018 г. № ..., ООО «Империя Каминов» в выкупе земельных участков с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., уч-к ..., и с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., уч-к ...; 2) обязании Администрации городского округа Люберцы Московской области принять решение о предоставлении ООО «Империя Каминов» в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью ... кв.м с КН ... по адресу: ..., уч-к ..., на котором расположено сооружение нежилого назначения с КН: ..., принадлежащее ООО «Империя Каминов» на праве собственности; 3) обязании Администрации городского округа Люберцы Московской области принять решение о предоставлении ООО «Империя Каминов» в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью ... кв.м с КН ... по адресу: ..., уч-к ..., на котором расположено сооружение нежилого назначения с КН: ..., принадлежащее ООО «Империя Каминов» на праве собственности. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Империя каминов». Административный истец обосновал свои требования следующим. ООО «Империя Каминов» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: - сооружение нежилого назначения (асфальтобетонная площадка) площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенное на муниципальном участке площадью ... кв.м с кадастровым номером ... (МО, ..., участок ...); - сооружение нежилого назначения (асфальтобетонная площадка) площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенное на муниципальном участке площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... (МО, ..., участок ...). Право собственности Общества на сооружения зарегистрировано в ЕГРН в установленном законом порядке (записи о праве от «26» февраля 2016 года ... и ...). Указанные участки имеют вид разрешенного использования «под строительство производственно-выставочного комплекса» и принадлежат ООО «Империя Каминов» на праве аренды на основании договора аренды ... от 28.02.2013г. и договора аренды ... от 28.02.2013г., заключенных с Администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области. 07.09.2017г. между ООО «Империя Каминов» и ФИО1 был заключен Договор о сотрудничестве и совместной деятельности. В соответствии с условиями данного договора указанные лица осуществляют совместную деятельность по эксплуатации сооружений Общества и арендуемых участков в целях организации производственно-выставочного комплекса. Согласно п. 2.4. Договора о сотрудничестве и совместной деятельности ООО «Империя Каминов» обязалось в срок до 30.09.2018г. осуществить выкуп арендуемых земельных участков в порядке ст. 39.20 ЗК РФ без проведения торгов. В течение 10 календарных дней с даты приобретения права на земельные участки Общество должно было заключить с ФИО1 договор купли-продажи ? доли в праве на указанные участки (п. 2.5 Договора). В рамках реализации положений Договора о сотрудничестве и совместной деятельности от 07.09.2017г. ООО «Империя Каминов» 19.01.2018г. были поданы заявления в Администрацию г.о. Люберцы о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами ..., ... без проведения торгов, зарегистрированные за № ... и № .... 23.03.2018г. Администрацией Обществу были выданы отказы в предоставлении муниципальной услуги, выраженные в письмах № ... и № .... Основанием для выдачи отказов послужило то, что у ООО «Империя Каминов» право на выкуп испрашиваемых участков в порядке ст. 39.20 ЗК РФ отсутствует, поскольку сооружения Общества, по мнению Администрации, имеют вспомогательное назначение. 17.10.2018г. ФИО1 в адрес ООО «Империя Каминов» был направлен запрос о стадии исполнения Обществом обязательств, установленных п. 2.4 Договора о сотрудничестве и совместной деятельности от 07.09.2017г. Письмом от 30.10.2018г. Общество уведомило ФИО1 о полученных от Администрации отказах в выкупе земельных участков, являющихся предметом совместной деятельности указанных лиц. 22.11.2018г. между административным истцом и Обществом был заключен Агентский договор, по условиям которого ФИО1 берет на себя обязанность осуществить юридические и фактические действия, направленные на выкуп земельных участков под сооружениями ООО «Империя каминов», в частности, оспорить незаконное решение Администрации об отказе, выраженное в письмах от 23.03.2018г. № ... и ... Полагая, что отказ Администрации г.о. ... в предоставлении земельных участков, выраженный в письмах от 23.03.2018г. № ... и № ..., является незаконным и необоснованным и затрагивает права и законные интересы ФИО1, административный истец обратился в суд с настоящим заявлением. В судебном заседании присутствовал представители административного истца- ФИО2, действующий на основании доверенности ... от 19.03.2019 и ФИО3, действующий на основании доверенности ... от 19.03.2019, заявленные требования поддержали в полном объеме. Представители Администрации г.о. Люберцы, Московской области и ООО «Империя Каминов», извещённые в установленном законом порядке, не явились. Суд с учетом мнения административного истца считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке, с учетом наличия сведений об извещении лиц, участвующих в деле, и не предоставления доказательств отсутствия в судебном заседании по уважительной причине. Администрацией г.о. Люберцы в материалы дела представлен отзыв, в котором она указывает на несогласие с требованиями административного истца ввиду того, что сооружения ООО «Империя Каминов», расположенные на спорных земельных участках, не являются объектами недвижимого имущества, а административным истцом нарушены требования законодательства о подведомственности данной категории споров арбитражным судам. Суд, заслушав административного истца, с учетом позиции административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к Администрации г.о. Люберцы, Московской области подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3. ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальный собственности, на которых расположены здания, сооружения осуществляется без проведения торгов собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них. Между Администрацией Люберецкого муниципального района Московской области и ООО «Империя Каминов» заключен договор аренды № ... от 28.02.2013г. в отношении земельного участка с КН .... Срок действия договора установлен с 05.02.2013 г. на пять лет. Между Администрацией Люберецкого муниципального района Московской области и ООО «Империя Каминов» заключен договор аренды № ... от 28.02.2013г. в отношении земельного участка с КН .... Срок действия договора установлен с 29.12.2012 г. на пять лет. Поскольку по истечении срока действия договоров земельные участки не возвращены арендодателю, возражений относительно их использования в суд не представлено, в силу положений ст.ст. 610, 621 Гражданского кодекса договоры № 13/13 от 28.02.2013г. и № 14/13 от 28.02.2013г. считаются возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Как следует из выписок из ЕГРН в отношении спорных объектов и свидетельств о регистрации права собственности ООО «Империя Каминов» на сооружения: 1) на земельном участке с КН ... расположен объект недвижимости (асфальтобетонная площадка), учтенный в ЕГРН за номером ...; 2) на земельном участке с КН ... расположен объект недвижимости (асфальтобетонная площадка), учтенный в ЕГРН за номером .... Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Пунктом 5 ст. 1 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Согласно совместному акту осмотра от 20.03.2019 г. земельных участков с КН ... и ..., составленному между Администрацией г.о. Люберцы и ООО «Империя Каминов» с участием в осмотре кадастрового инженера, указанные объекты в виде асфальтовых площадок на земельных участках присутствуют. Таким образом, подтверждается наличие у ООО «Империя Каминов» права собственности на объекты недвижимого имущества и их фактическое наличие на арендуемых земельных участках. Следовательно, ООО «Империя Каминов», как собственник сооружений, расположенных на земельных участках с КН ... и ..., имеет исключительное право на приобретение указанных участков без проведения торгов в силу прямого указания ст. 39.20, 39.3 ЗК РФ. Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. В соответствии с Решением Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области от 7 июня 2017 г. № 52/7 «О вопросах правопреемства» органы местного самоуправления городского округа Люберцы в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Люберецкого муниципального района в отношениях с физическими и юридическими лицами. В связи с данными положениями ООО «Империя Каминов» правомерно обратилось в Администрацию г.о. Люберцы с заявлением о приобретении в собственность земельных участков с КН ... и ... без проведения торгов. В отказах от 23.03.2018 г. Администрацией указано, что орган местного самоуправления считает, что у общества отсутствует право, предусмотренное ст. 39.20 и 39.3 ЗК ввиду вспомогательного назначения зарегистрированных объектов недвижимого имущества. Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Отнесение объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, к вспомогательным строениям в перечень оснований для отказа не входит. Данное обстоятельство само по себе служит основанием для признания незаконными отказов Администрации городского округа Люберцы Московской области, выраженных в письмах от 23.03.2018 г. № ... и от 23.03.2018 г. № ... Между тем в законодательстве РФ не имеется четкого определения понятия объекта вспомогательного использования и критериев отнесения строений и сооружений к данной категории. Согласно письму Минрегиона РФ от 25.06.2009 № ..., п. 10 ст. 4 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности. В соответствии с п. 9.1. ГОСТа Р ... «Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» к сооружениям с пониженным уровнем ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно- разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребывания на них людей. Исходя из данного определения сооружения, принадлежащие ООО «Империя Каминов», к сооружениям с пониженным уровнем ответственности не относятся, а, следовательно, не являются сооружениями вспомогательного назначения. Ещё одним из критериев для отнесения сооружений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию, а также тот факт, что здание не может самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению при осуществлении деятельности отдельно от основного объекта. В материалы дела представлено заключение № 021/Z от 20.03.2019г. кадастрового инженера, участвовавшего в составе комиссии при проведении осмотра согласно акту от 20.03.2019 г., в котором отражено следующее: - асфальтовая площадка с КН ..., расположенная на земельном участке с КН ..., имеет самостоятельное функциональное назначение, неразрывную связь с землей и ее перемещение невозможно без нанесения несоразмерного ущерба назначению; - асфальтовая площадка с КН ..., расположенная на земельном участке с КН ..., имеет самостоятельное функциональное назначение, неразрывную связь с землей и ее перемещение невозможно без нанесения несоразмерного ущерба назначению. Таким образом, самостоятельное функциональное назначение сооружений ООО «Империя Каминов» подтверждено представленными доказательствами. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, на который ссылается Администрация г.о. Люберцы в своих возражениях, не содержит указаний на вспомогательное назначение сооружений и в настоящее время отменен. В связи с этим, основания для отказа административного ответчика в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010106:579, 50:22:0010106:577 в собственность ООО «Империя Каминов» без проведения торгов, указанные в письмах № ... и ..., не находят подтверждения. Также суд считает несостоятельным позицию Администрации об отсутствии у сооружений признаков объектов недвижимости. Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ прочная связь с землей и невозможность перемещения являются признаками недвижимого имущества. Наличие у сооружений с КН ... и с КН ... указанных признаков отражено в заключении .../Z от 20.03.2019г., ходатайство о проведении экспертизы по данному вопросу Администрацией г.о. Люберцы не заявлено. В соответствии с абз. 5 п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. ... «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» плоскостное сооружение на земельном участке не может быть отнесено к недвижимым вещам в случае, если такое сооружение не имеет признаков недвижимого имущества. Следовательно, отсутствуют основания полагать, что сооружения, принадлежащие ООО «Империя Каминов», не могут быть отнесены к объектам недвижимости. Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случае, когда право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим. Как следует из Определения Арбитражного суда Московской области от 11.02.2019 г. в рамках арбитражного дела № ... административным ответчиком был предъявлен иск к ООО «Империя Каминов» о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на сооружения кадастровыми номерами ... и .... В заседании от 21.03.2019 г. в удовлетворении указанного иска Ответчику отказано в полном объеме, о чем размещена информация в системе Электронное правосудие (kad.arbitr.ru). В указанных обстоятельствах вопрос о лишении сооружений с КН ... и с КН ... статуса недвижимого имущества не может быть разрешен в рамках дела о признании действий органа местного самоуправления незаконными, поскольку это представляло бы собой подмену предусмотренного законом способа обжалования зарегистрированного права. Согласно п. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Право на предъявление административного искового заявления в соответствии с ч. 2 ст. 38 КАС РФ обуславливается именно нарушением прав административного истца оспариваемыми действиями, а не наличием зарегистрированного права в ЕГРН в отношении объектов недвижимости, которые являются предметами оспариваемых отказов. В соответствии с условиями Договора о сотрудничестве и совместной деятельности от 07.09.2017 г. права ФИО1 на приобретение долей в будущем праве собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ... и ..., арендуемых ООО «Империя Каминов», нарушены решениями Администрации г.о. Люберцы от 23.03.2018г. № ... и № .... Помимо указанного выше право административного истца на предъявление административного иска обосновано положениями ст. 1005 Гражданского кодекса, в соответствии с которыми агент по агентскому договору вправе совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. На основании Агентского договора от 22.11.2018г. ФИО1 взял на себя обязанность осуществить юридические и фактические действия, направленные на выкуп земельных участков под сооружениями ООО «Империя каминов», в частности, оспорить незаконные решения Администрации об отказе, выраженные в письмах от 23.03.2018г. № ... и .... В связи с этим суд считает ФИО1 надлежащим административным истцом по заявленным требованиям. Нарушение правил подведомственности или подсудности спора Промышленному районному суду г. Владикавказа при предъявлении ФИО1 административного иска не усматривается, положения ст.ст. 27 и 38 Арбитражного процессуального кодекса применению к настоящему спору не подлежат. С учетом того, что ФИО1 стало известно о нарушении его прав незаконными решениями Администрации г.о. Люберцы не ранее 30.10.2018 г. срок на подачу административного искового заявления, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-179 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административные исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Люберцы Московской области, о признании незаконными решения оформленного письмом от 23.03.2018г. № ..., и решения Администрации городского округа ..., оформленного письмом от 23.03.2018г. № ..., удовлетворить. Признать незаконными: - решение Администрации городского округа Люберцы Московской области, оформленное письмом от 23.03.2018г. № ...; - решение Администрации городского округа Люберцы Московской области, оформленное письмом от 23.03.2018г. № .... Обязать Администрацию городского округа Люберцы Московской области принять решение о предоставлении ООО «Империя Каминов» в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью ... кв.м с КН ... по адресу: ..., уч-к ..., на котором расположено сооружение нежилого назначения с КН: ..., принадлежащее ООО «Империя Каминов» на праве собственности. Обязать Администрацию городского округа Люберцы Московской области принять решение о предоставлении ООО «Империя Каминов» в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью ... кв.м с КН ... по адресу: ..., уч-к ..., на котором расположено сооружение нежилого назначения с КН: ..., принадлежащее ООО «Империя Каминов» на праве собственности. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение одного месяца со дня вынесения. Судья В.Р. Аликов |