ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6379/2023 от 19.10.2023 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-6379/2023

УИД: 36RS0002-01-2023-006185-50

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2023 года г. Воронеж

Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Бородинова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кацай А.А.,

с участием помощника прокурора Коминтерновского района г. Воронежа Чернышовой Е.А.,

административного истца – Туркова Виктора Васильевича и его представителя Сиволдаева И.В., представителя административных ответчиков: участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 Коминтерновского района городского округа город Воронеж, Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г. Воронежа, заинтересованных лиц: Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Воронежа, Избирательной комиссии Воронежской области – Тюниной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Туркова Виктора Васильевича к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 Коминтерновского района городского округа город Воронеж, Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г.Воронежа о признании незаконными ответов, отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования, вынесении частного определения,

У С Т А Н О В И Л:

Турков В.В. обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 Коминтерновского района городского округа город Воронеж, Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г.Воронежа о признании незаконными ответов председателя участковой избирательной комиссии 4004 на жалобы от 08.09.2023 и 09.09.2023, Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г. Воронежа № 01-20/208 от 10.09.2023, отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 от 10.09.2023 об итогах голосования, вынесении частного определения.

В обоснование заявленных требований указано, что решением Избирательной комиссии Воронежской области от 09.06.2023 № 89/810-7 «О проведении голосования на выборах Губернатора Воронежской области и иных выборах на территории Воронежской области, которые должны быть назначены на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» проведение голосования на выборах Губернатора Воронежской области, атакже на иных выборах на территории Воронежской области, которые должны быть назначены на 10 сентября 2023 года, осуществляется в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 года.

Решением ТИК Ленинского района г. Воронежа № 32/125-20/23 от 15.06.2023 «Оназначении дополнительных выборов депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 5 и № 18» назначены дополнительные выборы депутата Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 (часть Коминтерновского района г.Воронежа).

28 июля 2023 года истец зарегистрирован ТИК Коминтерновского района г.Воронежа кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 18 на дополнительных выборах депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва и ему выдано удостоверение кандидата.

8 и 9 сентября 2023 года в Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 приняли участие голосование военнослужащие срочной службы, которых приводили голосовать строем.

В связи с этим истец писал жалобы 8 и 9 сентября 2023 г. в УИК 4004, а также жалобу 9 сентября 2023 г. в Избирательную комиссию Воронежской области, которая была перенаправлена в ТИК Ленинского района г. Воронежа, а из ТИК Ленинского района г. Воронежа ее перенаправили в ТИК Коминтерновского района. С ответами на указанные жалобы истец не согласен, поскольку они незаконны, немотивированны. Полагает, что жалобы по существу не были рассмотрены, поскольку граждане, проходящие службу по призыву на довыборах Воронежской городской Думы не голосуют, т.к. не имеют регистрации по месту жительства в пределах одномандатного избирательного округа № 18 на момент призыва на военную службу.

Полагает, что результатами голосования на УИК 4004 нарушается его конституционное право быть избранным, гарантированное ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, т.к. голосование военнослужащих срочной службы на данном избирательном участке было проведено с нарушением действующего избирательного законодательства Российской Федерации, поскольку каждый голос военнослужащих срочной службы на данном избирательном участке на дополнительных выборах депутата Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 был отдан незаконно, следовательно, решение от 10.09.2023 УИК 4004 с итогами голосования на данном избирательном участке должно быть отменено, так как нарушения правил составления списков избирателей, порядка голосования и установления итогов голосования не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, выявить действительную волю избирателей.

При принятии административного иска к производству суда и подготовке и назначении административного дела к судебному разбирательству определением суда от20.09.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Воронежской области.

Административный истец Турков В.В., его представитель Сиволдаев И.В., действующий на основании ч. 5 ст. 57 КАС РФ, в судебном заседании доводы административного иска поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административных ответчиков: участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 Коминтерновского района городского округа город Воронеж, Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г.Воронежа, заинтересованных лиц: Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Воронежа, Избирательной комиссии Воронежской области – Тюнина Ю.Г., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, дополнительных возражениях, в том числе в связи с пропуском истцом срока на обращение в суд с настоящим иском.

Выслушав административного истца, его представителя, представителя ответчиков и заинтересованных лиц, заключение помощника прокурора Чернышовой Е.А., полагавшей, что исковые требования удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Избирательной комиссии Воронежской области от 23.12.2022 № 77/736-7 полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории городского округа город Воронеж возложены на участковые избирательные комиссии.

Решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Воронежа от 15.06.2023 № 32/125-20/23 на 10.09.2023 назначены дополнительные выборы депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 5 и № 18. Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 возложены на ТИК Коминтерновского района.

В соответствии с решением Избирательной комиссии Воронежской области от09.06.2023 № 89/810-7 голосование на выборах Губернатора Воронежской области, атакже на иных выборах на территории Воронежской области, которые были назначены на 10.09.2023, проводилось в течение нескольких дней подряд – 8, 9 и 10 сентября 2023года.

Административный истец Турков В.В. 28.07.2023 зарегистрирован ТИК Коминтерновского района г. Воронежа кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 18 на дополнительных выборах депутатов Воронежской городской думы пятого созыва, о чем ему выдано удостоверение.

Как следует из протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 избирательный участок №4004 город Воронеж, <адрес> участие в голосовании приняли (ДД.ММ.ГГГГ) избирателя. Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата: (ФИО)11. – (№)(ФИО)12. – (№)(ФИО)13. – (№), Турков В.В. – (№)

Согласно протоколу № 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 18 от 10.09.2023 после предварительной проверки правильности составления протоколов № 1 нижестоящих (территориальных либо участковых) избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия путем суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах территориальных либо участковых избирательных комиссий, определила, что в соответствии с п. 6 ст. 88 Закона Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области» (ФИО)14, который получил (№) голосов избирателей, принявших участие в голосовании, признан избранным депутатом Воронежской городской Думы по Коминтерновскому избирательному округу № 18.

Как следует из указанного протокола, Турков В.В. получил (№) голосов избирателей.

Возражая против заявленных исковых требований, сторона ответчика ссылается, втом числе, на пропуск административным истцом срока на обращение в суд.

Согласно пункту 3 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав) заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Частью 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

На основании частей 7, 9, 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 данной статьи и восстановление которых невозможно. Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

Положениями статьи 11.1 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусмотрен порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, который не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, очем разъяснено в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Административный истец обратился в суд 20 сентября 2023 года, то есть, с учетом статей 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в пределах десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения (10 сентября 2023 года). Следовательно, установленный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения в суд соблюден.

В соответствии с пунктами 1, 10 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Согласно пункту 2 статьи 77 этого же федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Согласно данным нормам любое из предусмотренных обстоятельств, относящихся к нарушениям законодательства Российской Федерации о выборах, может являться основанием для отмены решения о результатах выборов лишь при условии, что установленное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. При этом вызванные нарушениями последствия должны существенно отражаться на избирательной кампании и ее итоговых результатах, не соответствовать принципам проведения выборов, в том числе не обеспечивать установленные законом гарантии избирательных прав, включая право на свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах.

При этом, ни одного из приведенных оснований к отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 Коминтерновского района городского округа город Воронеж от 10.09.2023 об итогах голосования, оформленного протоколом участковой избирательной комиссии № 4004 об итогах голосования на дополнительных выборах депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, в ходе рассмотрения дела судом не установлено, административным истцом не представлено.

Обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец ссылается на то, что 8 и 9 сентября 2023 года в Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 приняли участие в голосовании военнослужащие войсковой части (№) и (№), в связи с чем он 8 и 9 сентября 2023 г. в УИК 4004 подал жалобы, а также 9сентября 2023 г. подал жалобу в Избирательную комиссию Воронежской области.

В силу пункта 6 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.

Согласно ст. 4 Закона Воронежской области от 27.06.2007 № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» на выборах в органы местного самоуправления активным избирательным правом обладают военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории данного муниципального образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона Воронежской области от 27.06.2007 № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, является в том числе, приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву.

В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав участковая избирательная комиссия уточняет списки избирателей, участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей, участников референдума.

Данных о том, что участковой избирательной комиссией избирательного участка №4004 Коминтерновского района городского округа город Воронеж установленная процедура по формированию и уточнению списка избирателей-военнослужащих при проведении дополнительных выборов депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва не была выполнена или были допущены нарушения этой процедуры, представленными суду доказательствами не установлено.

Доводы административного истца о том, что принимавшие в голосовании военнослужащие не обладали активным избирательным правом, судом не могут быть достоверно проверены, поскольку соответствующие сведения войсковыми частями (№) суду по запросу не представлены.

Вместе с тем, судом отмечается следующее. Согласно протоколу № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 (избирательный участок №4004) в голосовании приняло участие (№), при этом согласно протоколу № 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 18 от 10.09.2023 – число избирателей, внесенных в списки на момент окончания голосования – (№), приэтом, за (ФИО)15 проголосовало (№) избирателя, за (ФИО)16. – (№)(ФИО)17. – (№) Туркова В.В. – (№)

Таким образом, оснований для признания решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 Коминтерновского района городского округа город Воронеж от 10.09.2023 об итогах голосования, оформленного протоколом участковой избирательной комиссии № 4004 об итогах голосования на дополнительных выборах депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 (в голосовании приняло участие (№) избирателя) не имеется, поскольку признание указанного решения недействительным не влечет изменение результатов выборов в целом, и не влияет на избрание депутатом (ФИО)18 А.И.

Суд также не находит оснований для признания незаконными ответов председателя участковой избирательной комиссии 4004 на жалобы от 08.09.2023 и 09.09.2023, Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г. Воронежа № 01-20/208 от 10.09.2023 ввиду следующего.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и конкретизирующая ее положения применительно к сфере административного судопроизводства часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гласят, каждый вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в случае, когда, по его мнению, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо на него незаконного возложена какая-либо обязанность, если иное не предусмотрено законом.

Пунктами 3, 4, 10 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Закон об основных гарантиях избирательных прав предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав.

Полномочия избирательных комиссией субъектов Российской Федерации определены статьей 23 Закон об основных гарантиях избирательных прав.

Территориальная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, установленных статьей 26 Закон об основных гарантиях избирательных прав.

Пунктом 9 статьи 26 указанного закона предусмотрено, что территориальная комиссия: осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий; обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов; осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; рассматривает (с учетом положения пункта 7 статьи 75 настоящего Федерального закона) жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) комиссий, организующих выборы в органы местного самоуправления, местный референдум, или их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 20 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусмотрено, что комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Согласно ст. 23 Закона Воронежской области от 27.06.2007 № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» в Воронежской области действуют следующие избирательные комиссии: Избирательная комиссия Воронежской области; окружные избирательные комиссии; территориальные комиссии; участковые комиссии. Вподготовке и проведении выборов органов местного самоуправления участвует в пределах полномочий, предусмотренных федеральными законами и настоящим Законом Воронежской области, Избирательная комиссия Воронежской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона Воронежской области от 27.06.2007 № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, этот кандидат, избирательное объединение или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Как следует из материалов дела, административный истец Турков В.В. обращался 8и 9 октября 2023 года с жалобами в УИК 4004, а также 09.09.2023 в Избирательную комиссию Воронежской области, которая была перенаправлена в ТИК Ленинского района г. Воронежа, а из ТИК Ленинского района г. Воронежа в ТИК Коминтерновского района, в связи с голосованием военнослужащих на избирательном участке № 4004 Коминтерновского района городского округа город Воронеж.

08 сентября 2023 года жалоба Туркова В.В. от 08.09.2023 была рассмотрена и направлен ответ, в котором Туркову В.В. было разъяснено, что основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, является в том числе, приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву.

В ответе УИК № 4004 на повторную жалобу Туркова В.В. от 09.09.2023 было дополнительно разъяснено о порядке организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке, об условиях признания избирательных бюллетеней недействительными.

ТИК Коминтерновского района в ответе от 10.09.2023 на жалобу от 09.09.2023, втом числе сообщила, что избирательная комиссия не может обладать информацией о составе, численности, месте службы, месте пребывания, месте регистрации до призыва и иных данных военнослужащих. При этом, согласно п. 1.4 Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 29.07.2020 № 262/1934-7 «О методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления», военнослужащие имеют право избирать и быть избранными на общих основаниях в порядке, определяемом законодательством РФ. Недопустимо ограничение активного или пассивного избирательного права военнослужащих по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, и по другим мотивам. Избирательная комиссия не обладает информацией и не имеет права знать, по каким основаниям воинская часть формирует списки. Территориальная избирательная комиссия Коминтерновского района г. Воронежа в полном объеме информировала воинскую часть о проходящих в муниципальном образовании – городской округ город Воронеж выборах, в том числе в представительный орган власти, в частности в Коминтерновском районе г. Воронежа, самом крупном по численности городском районе города. Предполагается, что при формировании списков военнослужащих учитывались все правовые обстоятельства выборного процесса.

Таким образом, суд приходит к выводу, что все ответы на обращения Туркова В.В. были даны в пределах установленного Законом Воронежской области от 27.06.2007 № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» срока, ответы мотивированы, содержат разъяснения о законодательно закрепленном порядке голосования избирателей-военнослужащих на общих избирательных участках. Несогласие административного истца с указанными ответами не может служить основанием для признания их незаконными.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административные исковые требования Туркова Виктора Васильевича к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 Коминтерновского района городского округа город Воронеж, Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г.Воронежа о признании незаконным ответа председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 Коминтерновского района городского округа город Воронеж на жалобы от 08.09.2023 и 09.09.2023, опризнании незаконным ответа от10.09.2023 № 01-20/208 Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г.Воронежа, об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 Коминтерновского района городского округа город Воронеж от 10.09.2023 об итогах голосования, оформленного протоколом участковой избирательной комиссии № 4004 об итогах голосования на дополнительных выборах депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, вынесении частного определения в адрес участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4004 Коминтерновского района городского округа город Воронеж, Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района г.Воронежа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья В.В. Бородинов

В окончательной форме решение принято 24.10.2023