ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-637/2022 от 14.07.2022 Каменского городского суда (Пензенская область)

Дело № 2а-637/2022

УИД: 58RS0012-01-2022-001466-16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2022 года г. Каменка

Каменский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Седовой Н.В.,

с участием представителя административного истца помощника Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Гусева И.Н.,

при секретаре Мисулиной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по размещению информации на порталах https://www.gosuslugi.ru, https://www.gosuslugi.pnzreg.ru, возложении обязанности разместить информацию,

У С Т А Н О В И Л:

Каменский межрайонный прокурор Пензенской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что Каменской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности администрации Головинщинского сельсовета Каменского района на предмет соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также соблюдения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг. В ходе мониторинга Интернет-ресурсов ГосУслуги, регионального портала ГосУслуг в марте 2022 года установлено, что должностными лицами администрации Головинщинского сельсовета Каменского района в нарушение требований законодательства сведения о предоставлении муниципальных услуг, в частности предпринимателям о «Предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов», «Заключении договора аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования» и др., а также необходимые документы не размещены.

При этом в соответствии с п. 11 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N2 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

Допущенные нарушения ущемляют права предпринимателей и граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме, особенно в сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановке. Реальных действий, направленных на полное устранение нарушений законодательства по состоянию на июнь 2022 года администрацией Головинщинского сельсовета Каменского района не принято.

На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области в виде непринятия мер по размещению информации на порталах https://www.gosuslugi.ru. https://gosuslugi.pnzreg.ru в соответствии с положениями законодательства; обязать администрацию Головинщинского сельсовета Каменского района разместить на портале https://www.gosuslugi.ru необходимую информацию в соответствии с требованиями законодательства; обязать администрацию Головинщинского сельсовета Каменского района разместить на региональном портале https://gosuslugi.pnzreg.ru необходимую информацию в соответствии с требованиями законодательства.

В судебном заседании помощник Каменского межрайонного прокурора Гусев И.Н. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Неопределенный круг лиц, в интересах которых направлен иск, это граждане, права которых нарушены, этот круг не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Судом установлено, что Каменской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности администрации Головинщинского сельсовета Каменского района на предмет соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также соблюдения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие, в том числе в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее -органы местного самоуправления).

Согласно пункту 7 ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ порталом государственных и муниципальных услуг является портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) одними из основных принципов предоставления муниципальных услуг являются принципы правомерности предоставления муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом.

Статьей 5 Федерального закон N 210-ФЗ предусмотрено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами и обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме.

Согласно п.п.3 ч.1 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг (ч.4 ст.9 Федерального закона N 210-ФЗ).Согласно ч.6 ст.11 Федерального закона N 210-ФЗ Реестр муниципальных услуг содержит сведения:

1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании;

2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета;

4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Частями 1, 4 ст. 20 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем. При создании региональных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных услуг субъектов Российской Федерации и реестров муниципальных услуг, должна быть предусмотрена возможность их интеграции с федеральной государственной информационной системой, указанной в части 2 настоящей статьи.

В силу требований ст. 21 Федерального закона N 210-ФЗ Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

В целях обеспечения информационной открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повышения качества и доступности, предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 было утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) обеспечивает, в том числе доступ физических лиц и организаций к сведениям о государственных и муниципальных услугах.

Постановлением Правительства Пензенской области от 14.06.2013 № 417п-П утверждено Положение о региональной государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Пензенской области».

Портал Пензенской области обеспечивает, в том числе доступ заявителей к сведениям о предоставляемых исполнительными органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления Пензенской области, учреждениями (организациями) государственных и муниципальных услугах (исполняемых функциях), размещенным в государственной информационной системе "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Пензенской области" и "Реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области" федерального реестра" (с последующими изменениями).

Таким образом, Портал должен содержать полные и достоверные сведения о муниципальных услугах и функциях, в том числе актуальные порядки предоставления муниципальных услуг, сведения о документах, необходимых для получения услуги.

Судом установлено, что Постановлением Администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области № 25 от 20.03.2019 утвержден реестр муниципальных услуг Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области.

В ходе мониторинга портала государственных и муниципальных услуг https://www.gosuslugi.ru, https://www.gosuslugi.pnzreg.ru установлено, что должностными лицами администрации Головинщинского сельсовета Каменского района в нарушение требований законодательства сведения о предоставлении муниципальных услуг, в частности предпринимателям о «Предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов», «Заключении договора аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования» и др., а также необходимые документы не размещены.

31.03.2022 Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области в адрес главы администрации было вынесено представление об устранении нарушений.

Из поступившего в адрес межрайонной прокуратуры 28.04.2022 ответа на представление органа местного самоуправления следует, что допущенные нарушения, указанные в представлении будут устранены.

Между тем, нарушения закона, указанные в представлении Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, до настоящего времени не устранены.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе распечаткой с сайта администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области.

Таким образом, бездействие администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области, выражающееся в непринятии мер по размещению актуальных сведений, в том числе перечня документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги ограничивает права неопределенного круга лиц на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг.

Доказательств устранения указанных нарушений на момент рассмотрения дела административным ответчиком не представлено.

Таким образом, требования прокурора к администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области в части непринятия мер по размещению информации на порталах https://www.gosuslugi.ru, https://www.gosuslugi.pnzreg.ru, возложении обязанности разместить информацию, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу разместить информацию на порталах https://www.gosuslugi.ru, https://www.gosuslugi.pnzreg.ru.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, органы местного самоуправления освобождены, в связи с чем, госпошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области о о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по размещению информации на порталах https://www.gosuslugi.ru, https://www.gosuslugi.pnzreg.ru, возложении обязанности разместить информацию – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области в виде непринятия мер по размещению информации на порталах https://www.gosuslugi.ru. https://gosuslugi.pnzreg.ru в соответствии с положениями законодательства

Обязать администрацию Головинщинского сельсовета Каменского района разместить на портале https://www.gosuslugi.ru необходимую информацию в соответствии с требованиями законодательства в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Головинщинского сельсовета Каменского района разместить на региональном портале https://gosuslugi.pnzreg.ru необходимую информацию в соответствии с требованиями законодательства в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2022 года.

Судья: Н.В. Седова