Дело № 2а-7/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2020 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Касаткина А.Л., с участием административного ответчика ФИО1, при секретаре Правдиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке административного судопроизводства административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области к ФИО1 о взыскании земельного налога и пени,
у с т а н о в и л:
Инспекция ФНС по г. Солнечногорску Московской области обратилась в суд с иском, уточненным в судебном заседании, к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 год в размере 955 438 рублей по сроку уплаты до 01.12.2016 года и пени за просрочку уплаты налога за период с 04.12.2018 года по 05.02.2019 года в размере 15 693 рубля 07 копеек, мотивируя требования тем, что ответчик является плательщиком земельного налога в соответствии со ст. 388 НК РФ.
Налоговым органом ответчику был начислен земельный налог за 2015 год за земельный участок с кадастровым номером № в размере 955 438 рублей. Указанная сумма по сроку уплаты не уплачена, в связи с чем, ответчику начислены пени за просрочку платежа в размере 15 693 рубля 07 копеек.
В адрес ответчика направлялось требование № от 06.02.2019 года, об уплате налога и пени в срок до 02 апреля 2019 года, которое ответчиком выполнено не было.
Истец просит взыскать с ФИО1 недоимку по земельному налогу за 2015 год в сумме 955 438 рублей и пени за просрочку уплаты земельного налога в сумме 15 693 рубля 07 копеек.
Административный истец ИФНС по г. Солнечногорску Московской области в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представив в письменном виде дополнительное обоснование уточненных исковых требовании и расчет взыскиваемого налогового платежа.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, так как не согласен с налоговой ставкой, по которой был произведен расчет налога на землю по участку с кадастровым номером 50:09:0060210:45, считает что расчет налога за 2015 год по указанному земельному участку должен происходить из стоимости в 38 234 773 рубля, которая была установлена решением Московского областного суда от 24 мая 2018 года, а не из стоимости земельного участка в 159 239 650 рублей которая была установлена ранее. По этой же причине он не оплачивал выставленный ему земельный налог в налоговом уведомлении от 06 сентября 2018 года и требовании об уплате налога и пени по сроку до 02 апреля 2019 года.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (статья 45).
В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (ст. 392 Кодекса).
Решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.10.2011 года № 180/18 «Об установлении на территории сельского поселения Пешковское ставок земельного налога» (ред. от 17.12.2014г.), действовавшего в период спорных правоотношений, установлена налоговая ставка 0,3% в отношении земельных участков, расположенных в границах сельских поселений, занятых мало-, средне-, многоэтажными жилыми домами либо приобретенных для жилищного строительства, а так же занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Как следует из материалов дела, ФИО1 принадлежит с 18.06.2009 года земельный участок на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/2 с кадастровым номером №, расположенный в д. Радумля сельском поселении Пешковское, Солнечногорского района Московской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.71-72) и ответчиком не оспаривается.
Налогоплательщику ФИО1 начислена сумма земельного налога за 2015 год - в размере 955 438 рублей (л.д.76)
Согласно п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. На основании п. 2 ст. 11 НК РФ сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, считается недоимкой.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение которого предоставляет налоговому органу право на обращение в суд за взысканием обязательных платежей и санкции в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В адрес ответчика направлялось налоговое уведомление № от 06.09.2018 года с расчетом необходимого к уплате земельного налога за 2015 год по земельному участку с кадастровым № в сумме 955438 рублей (л.д.10-11,15).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение которого предоставляет налоговому органу право на обращение в суд за взысканием обязательных платежей и санкции в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, и исчисляется для физических лиц в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неоплатой ФИО1 начисленного земельного налога ему направлено Требование № от 06.02.2019 года о необходимости уплаты земельного налога в размере 955 438 рублей 00 копеек и пени в размере 15 693 рубля 07 копеек, в срок до 02 апреля 2019 года (л.д.8-9,12,16), которое ответчиком выполнено не было.
В связи с чем, налоговый орган 10 сентября 2019 года с соблюдением сроков, установленных ч.2 ст.48 НК РФ, обратился к мировому судье судебного участка № 1 Пучежского судебного района в Ивановской области с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д.77).
Согласно ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Пучежского судебного района в Ивановской области от 01 октября 2019 года судебный приказ от 23 сентября 2019 года о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу за 2015, 2017 годы был отменен (л.д.7).
Таким образом, налоговый орган в установленные ст.48 НК РФ сроки обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Проверив представленный административным истцом расчет подлежащей взысканию задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 955 438 рублей 00 копеек и пени в размере 15 693 рубля 07 копеек (л.д.12,76), суд приходит к убеждению, что рассчитанная сумма налога и пени, подлежащая уплате, исчислена верно.
Доводы ответчика, о неверном исчислении налога, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в 159 239 650 рублей, которая была снижена решением Московского областного суда от 24 мая 2018 года до 38 234 773 рубля, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно решению Московского областного суда от 24 мая 2018 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено. Установлено, что кадастровая стоимость земельного участка категории земель населенных пунктов, для комплексного освоения в целях жилищного строительства площадью 16600 кв. метра с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2013 года составляет 38234773 рублей (л.д.32-37), при этом датой обращения в Московский областной суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 25 декабря 2017 года. Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ с 01 января 2017 года.
В соответствии с п.15 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Аналогичные положения применительно к определению налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (в части, касающейся кадастровой стоимости) содержатся в п.1 ст.391 и п.2 ст.403 НК РФ.
Из п.1 ст.391 НК РФ следует, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (Определение КС РФ от 28.03.2017 N 487-О).
Положениями ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, сведения о кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п.1.1. ст. 391 НК РФ).
Также в Определение КС РФ от 27.06.2017 N 1170-О была проверена конституционность п. 4 ст. 391 НК РФ, закрепляющего порядок определения налоговой базы по земельному налогу для физических лиц, а также часть четвертая ст. 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" В нем конституционный суд разъяснил, что государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований и установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Вместе с тем согласно части 6 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона, учитывая, что основания изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № возникли до 01 января 2019 года, с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ФИО1 обратился 25 декабря 2017 года, суд приходит к выводу, что измененная кадастровая стоимость не может быть учтена при исчислении налога за период 2015 года.
С учетом изложенного, суд считает начисление ФИО1 земельного налога за 2015 год по объекту с кадастровым номером №, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действующей на тот период времени, основанным на нормах налогового законодательства.
Проверив расчет земельного налога и обоснованно начисленные ввиду неуплаты налога пени, суд признает его арифметически верным, вследствие чего удовлетворяет заявленные административным истцом требования о взыскании земельного налога и пени в полном объеме.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, как следует из положений пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, зачисляются в бюджеты муниципальных районов.
В соответствии с общими правилами разрешения коллизий в праве непосредственному применению подлежат нормы специального закона, которым в отношении государственной пошлины, связанных с ее зачислением, выступает Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Учитывая, что уточненные требования административного истца подлежат удовлетворению, с административного ответчика подлежит взысканию в доход Пучежского муниципального района на основании ст. ст.103,105 КАС РФ, п.п.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина в размере (5200+((971 131,07 -200 000)*1%)=12911 рублей 31 копейку.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области к ФИО1 о взыскании земельного налога и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированного в <адрес>, ИНН <данные изъяты> в доход консолидированного бюджета:
- задолженность по земельному налогу за 2015 год по сроку уплаты до 01.12.2016 года в сумме 955 438 рублей (девятьсот пятьдесят пять тысяч четыреста тридцать восемь) рублей 00 копеек (<данные изъяты>
- пени по земельному налогу за период с 04 декабря 2018 года по 05 февраля 2019 года - 15 693 (пятнадцать тысяч шестьсот девяносто три) рубля 07 копеек (<данные изъяты>
всего 971 131 (девятьсот семьдесят одну тысячу сто тридцать один) рубль 07 копеек в доход консолидированного бюджета (ИНН <данные изъяты>
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход Пучежского муниципального района в сумме 12911 (двенадцать тысяч девятьсот одиннадцать) рублей 31 копейку.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Л. Касаткин
Решение в окончательной форме изготовлено 23 января 2020 года
Судья А.Л. Касаткин