Дело № 2а-638/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2020 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Юркевич М.А.,
при секретаре Яковлевой Е.В.,
с участием прокурора Слюсаревой Ю.А.,
представителя административного истца Авраменко Ю.В., представителя Гусева А.И.,
представителя административного ответчика Скидановой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «НовгородСИП» к Администрации Великого Новгорода, Мэру Великого Новгорода Бусурину С.В. о признании недействующим п.1.6 Положения о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории <адрес>, утвержденного Постановлением №,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «НовгородСИП» обратилось в суд с административным иском к Администрации Великого Новгорода, Мэру Великого Новгорода Бусурину С.В о признании недействующим п.1.6 Положения о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории <адрес> утвержденного Постановлением №, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № утверждено Положение о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года внесены изменения в вышеуказанное положение, а именно п.1.6 изложен в следующий редакции: «Начальная (минимальная) цена предмета аукциона (цена лота) – начальный (минимальный размер) платы за право заключения договора определяется как пятикратный размер платы ежегодно платежа за размещение рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением начального (минимального) размера платы за право заключения договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, остановочного навеса с Сити-форматом (лайтпостером), электронного табло (экрана), который определяется как однократный, семикратный и десятикратный размер платы ежегодного платежа соответственно». Таким образом, административным ответчиком установлено взимание платы, как самостоятельного платежа для победителя аукциона, за участие в аукционе за право заключения договора на установку и эксплуатацию электронного табло (экрана) в размере десятикратного размера платы ежегодного платежа. Административный истец является собственником электронного табло (экрана), размещенного в <адрес>), в соответствии с договором купли-продажи оборудования №. Администрацией Великого Новгорода на сайте № размещена информация о проведении ДД.ММ.ГГГГ аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также аукционная документация для проведения данного аукциона. В соответствии с аукционной документацией начальная (минимальная) цена предмета аукциона (цена лото) – размещение одностороннего электронного табло 7,0 х5,0 площадью 35 кв.м. по адресу: <адрес> составляет 1 383 858 руб. Административный истец намерен продолжить осуществлять свою деятельность с использование вышеуказанного электронного табло (экрана). Однако, указанный п. 1.6 Положения от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающий взимание платы, как самостоятельного платежа для победителя аукциона, за участие в аукционе за право заключения договора на установку и эксплуатацию электронного табло (экрана) в размере десятикратного размера платы ежегодного платежа, противоречит действующему законодательству. Считает, что оспариваемые положения Постановления ДД.ММ.ГГГГ противоречат пп. 6 п. 1 статьи 39.33, п. 1 статьи 39.36, ч.2 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Исходя из оспариваемых норм, при участии в аукционе на право заключения договора на размещение рекламной конструкции и заключения соответствующего договора, административный истец будет обязан оплатить двойную цену: оплатить право на заключение договора на размещение рекламной конструкции и вносить периодические платежи за размещение рекламной конструкции на основании этого договора. При этом стоимость права на заключение договора приравнивается к сумме равной размеру десятикратному размера платы за размещение рекламной конструкции, и может повышаться, так как является начальной ценой предмета аукциона. Экономическая обоснованность такого порядка определения размера платы за право на заключение договора отсутствует. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы административного истца, так как устанавливает возможность необоснованного и завышенного взимания платы за размещение рекламных конструкций.
Определением суда к участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор Великого Новгорода.
В судебном заседании административный истец, представитель административного истца административные исковые требования поддержали в полном объеме по мотивам, изложенном в иске и в дополнениях к административному иску, ссылаясь также на необходимость применения положений действующего законодательства об аренде земельных участков при формировании условий торгов.
Представитель административного ответчика Администрации Великого Новгорода административный иск не признала по мотивам, изложенным в отзыве на иск.
Административный ответчик Мэр Великого Новгорода Бусурин С.В. в суд не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что 07.11.2014 года между Администрацией Великого Новгорода и ООО «Эдветайзинг групп» заключен договор № 263 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, установленных на земельных участках, находящихся в распоряжении Администрации Великого Новгорода, в соответствии с которым Администрация в соответствии с Федеральным Законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и протоколом заседания комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Великого Новгорода от 06.11.2014 года № 226 предоставляет Организации право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на землях общего пользования – тип конструкции – электронное рекламное табло, размер 7,0 х5,0м., количество сторон – одностороннее, с подсветкой, расположенной по адресу: Вокзальная площадь в квартале 116 города (id850). Настоящий договор действует в течение 5 лет.
Постановлением Администрации Великого Новгорода № разрешена установка и эксплуатация одностороннего электронного табло на <адрес> сроком по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ (Продавец) и ООО «НовгородСип» (Покупатель) заключен договор купли-продажи оборудования, по условиям которого Продавец обязуется передать в собственность Покупателя оборудование согласно спецификации (Приложение № 1), а Покупатель обязуется принять и оплатить это оборудование в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Согласно Приложению № 1 к договору Покупателю передается следующее оборудование: широкоформатный экран <адрес>), Широкоформатный экран (<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № внесены изменения в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ замены слова с ООО №» на ООО «НовгородСип».
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых, в том числе, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Думы Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке осуществления органами местного самоуправления <адрес> полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе» (далее – Положение № 1064), которым регламентирован порядок расчета размера платы за размещение рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.
Во исполнение положений статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с решением Думы ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления <адрес> полномочий по реализации Федерального закона "О рекламе" (далее - решение Думы №) разделены полномочия между органами местного самоуправления городского округа № в сфере размещения средств наружной рекламы на территории городского округа и определено, что Дума №, в частности:
утверждает порядок расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участках, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена;
устанавливает форму проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участках, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена;
определяет срок, на который заключаются договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3.2 решения Думы № Администрация Великого Новгорода, в частности, организует, проводит торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и заключает (вносит изменения, расторгает) договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участках, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории <адрес> (далее - Положение о торгах).
Постановлением Правительства ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Правительства ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении предельных сроков, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы" и увеличен предельных срок, на который могут заключаться договора на установку и эксплуатацию электронных табло (экранов) до 10 лет.
Пунктом 7.2 решения Думы № определено, что договора на размещение рекламных конструкций - электронного табло (экрана) на объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участках, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, заключаются на срок десять лет.
Согласно вышеуказанному пункту решения Думы № договоры на размещение рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участках, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, заключаются на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев, на установку и эксплуатацию остановочного навеса с сити-форматом (лайтпостером), который заключается на срок семь лет, и на установку электронного табло (экрана) - на срок десять лет.
Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, проводятся в форме аукциона.
Разделом 6 решения Думы № определен Порядок расчета размера платы за размещение рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.
Размер платы для всех рекламных конструкций за период, составляющий один календарный год, определяется по формуле, базовый размер платы (Брп) за установку и эксплуатацию рекламной конструкции составляет 900 рублей за 1 кв. м в год (п.6.1 решения Думы).
Таким образом, начальная (минимальная) цена предмета аукциона (цена лота) - начальный (минимальный) размер платы за право заключения договора -определяется как пятикратный размер платы ежегодного платежа за размещение рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением начального (минимального) размера платы за право заключения договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, остановочного навеса с сити-форматом (лайтпостером), электронного табло (экрана), который определяется как однократный, семикратный и десятикратный размер платы ежегодного платежа соответственно (пункт 1.6. Положения о торгах).
В соответствии с положениями статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
ДД.ММ.ГГГГ года Администрацией Великого Новгорода был проведен аукцион на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории <адрес>
Сообщения о планируемом предоставлении земельного участка в извещении о проведении открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не размещались, предметом аукциона являлось право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Великого <адрес> в соответствии со статьей 19 Федерального закона РФ "О рекламе". Документация об аукционе содержала все предусмотренные законодательством сведения, утвержденные Постановлением ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу № заседания комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ торги признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием заявок на участие на торгах.
В соответствии с частью 5 статьи 19 ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества к которому присоединяется рекламная конструкция.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О рекламе" и условиями проведения торгов, установленных документацией об аукционе, предметом данного аукциона является не аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых определены Постановлением № устанавливаются нормативным правовым актом субъекта №
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.36 ЗК РФ установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Налогоплательщиками признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве.
Вместе с тем, ни схема размещения рекламных конструкций, ни договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не являются правоустанавливающими документами на земельный участок, поскольку не порождают вещные права, подлежащие государственной регистрации, разрешая лишь ограниченное пользование и владение земельным участком.
Наличие у лица разрешения на использование земельных участков (договора на установку рекламных конструкций, схемы размещения торговых объектов) позволяет ему использовать земельный участок без принятия со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления решения о предоставлении земельных участков или заключения с указанными органами каких-либо договоров.
Учитывая изложенное, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута во всех случаях, предусмотренных статьей 39.33 Земельного кодекса, осуществляется бесплатно, следовательно, вносимая плата за установку и размещение рекламных конструкций не может быть приравнена к арендной плате за земельный участок, на котором такая конструкция располагается.
Договор на размещение рекламной конструкции (ч. 5 статьи 19 Закона о рекламе), по своей правовой природе не является договором аренды, поскольку договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не предусматривает переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества.
Таким образом, квалификация договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции как договора аренды противоречит части 5 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Гражданский кодекс Российской Федерации не выделяет договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в самостоятельный вид, соответственно в нем могут содержаться положения, как предусмотренные для отдельных видов договоров (например, для договора аренды), так и вытекающие из существа правоотношений.
Согласно части 5.2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" при проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции необходимо учитывать, занимает ли участник торгов преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах.
Учитывая изложенное, договор аренды земельного участка не может подменить собой договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Таким образом, не могут быть приняты во внимание доводы административного истца на необходимость применения положений действующего законодательства об аренде земельных участков при формировании условий торгов.
Кроме того, нормы действующего законодательства, в том числе Закона о рекламе, не регламентируют и не ограничивают размер начальной минимальной цены в торгах на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Таким образом, нормативным правовым актом органа местного самоуправления установлен порядок определения начальной (минимальной) цены на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и порядок расчета годовой платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, правил введения его в действие, в том числе порядка его официального опубликования и вступления в силу, его несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено, данный нормативный правовой акт прав и законных интересов административного истца не нарушает, то оснований для признания его недействующим суд не находит.
Руководствуясь ст.ст.175 -180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ООО «НовгородСИП» к Администрации Великого Новгорода, Мэру Великого Новгорода Бусурину С.В о признании недействующим п.1.6 Положения о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории <адрес>, утвержденного Постановлением № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: М.А.Юркевич
Мотивированное решение составлено 17.02.2020 года.