ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6397/2021 от 26.11.2021 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0003-01-2021-005853-17

Производство № 2а-6397/2021

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2021 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю.В.,

в порядке упрощенного (письменного) производства рассмотревадминистративное дело по административномузаявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) обратилось в суд с заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, в обоснование заявления указано, что в отдел Управления поступило обращение потребителя о том, что на сайте <***> содержится информация о продаже электронных сигарет, никотинсодержащей продукции дистанционным способом,на котором неограниченному кругу лиц предоставлена возможность совершить покупку электронных сигарет, никотинсодержащих жидкостей дистанционным способом. Сайт осуществляет деятельность по продаже и доставке электроннных сигарет и никотинсодержащих жидкостей круглосуточно, в том числе и в ночное время. При оплате товара действует система скидок.Владельцы сайта не установлены.

На основании изложенного административный истец просит признать информацию, размещенную на информационном ресурсе в сети Интернет на странице по адресу: <***>, запрещенной к распространению в Российской Федерации, по вступлении настоящего решения суда в законную силу направить его копию в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу для внесения данных информационных ресурсов в реестр единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления почтовой корреспонденции, посредством электронной почты.

От представителя заинтересованных лицСолодкого В.В., действующего на основании доверенностей от ***, от ***, диплома ***, поступиливозражения на административное исковое заявление, в которых он просит оставить заявление без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка, исключить Управление и Роскомндзор из числа каких-либо лиц по делу, привлечь к участию в деле правообладателя интернет-ресурса, а также рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.

В силу ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Учитывая вышеуказанное, суд определил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства и вынести решение.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от *** № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1,2 и 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В такой реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 1 статьи 14.53 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.

Статьей 1.3.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции").

В соответствии с п. 2 ст. 497Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

В силу п. 1 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

В судебном заседании установлено, подтверждается скриншотами электронных страниц, чтопри анализе URL-адреса https://parobar.ruустановлено наличие предложений о заключении договора купли-продажи электронных сигарет, никотиносодержащих жидкостей (притворной сделки) дистанционным способом «Интернет-магазин электронных сигарет, вейпов и жидкостей»; стоимость электронных сигарет и никотиносодержащих жидкостей указана на страницах сайта, стоимость указана в рублях за единицу товара, например, в разделе «Жидкости», «Жидкости для POD-систем» указаны цены (от 99 до 1499 руб. за одну шт.), на никотиносодержащие жидкости с содержанием никотина от 1,5 до 20 мг. При оплате товара действует система скидок.

Кроме того, данный сайт осуществляет деятельность по продаже и доставке электронных сигарет и никотиносодержащих жидкостей круглосуточно, в том числе и в ночное время.

Доступ к сайту «Интернет-магазин электронных сигарет, вейпов и жидкостей» свободный вне зависимости от возраста. Ознакомиться с содержанием данного информационного сайта, а также заказать может любой интернет-пользователь.

Таким образом, осуществляется дистанционная торговля электронных сигарет и никотиносодержащих жидкостей неограниченному кругу лиц.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт распространения на интернет-странице по адресу: <***>- информации, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации (осуществление купли-продажи табачных изделий для потребления неограниченному кругу лиц дистанционным способом), нарушает законодательно установленные запреты, а потому данная информация подлежит включению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет, в том числе, полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения в силу следующего.

Частью 3 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено то, что если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

Данной правовой норме корреспондируют положения пункта 6 части 2 статьи 125 и пункта 6 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающие требования к форме и приложению административного иска, предъявлению которого в суд должен предшествовать досудебный порядок, а также положения пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предписывающие суду оставить административный иск без рассмотрения в случае несоблюдения административным истцом досудебного порядка урегулирования административного спора.

Ключевым аспектом при проверке наличия или отсутствия оснований для оставления административного иска без рассмотрения по пункту 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является установление конкретного досудебного порядка урегулирования конкретной категории административного спора федеральным законом.

Вопреки доводам представителя заинтересованных лиц положениями статьи 15.1-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не установлен досудебной порядок для данной категории споров. Из буквального содержания указанной нормы права следует, что досудебный порядок предусмотрен в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме. Информация, размещенная наинтернет-странице сайта, расположенного по адресу: <***>, таковой не является.

В части доводов представителя заинтересованных лиц об исключении Управления и Роскомнадзораиз числа каких-либо лиц по делу суд полагает необходимым указать, что указанные лица привлечены к участию в деле заявителем. При этом, нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено такого процессуального действия как исключение лица из числа лиц, участвующих в деле.

В части доводов о необходимости привлечения к участию в деле правообладателя ресурса, суд учитывает, что материалы дела не содержат данных о таком правообладателе, что исключает возможность привлечения его к участию в деле.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании информации, размещенной в сети интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети интернет на интернет-страницесайта, расположенного по адресу: <***>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу для внесения данных информационных ресурсов в реестр единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья Ю.В.Глушкова