ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-639/20 от 11.06.2020 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новороссийск 11 июня 2020 года

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.

при секретаре Татаровской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-639/2020 по административному исковому заявлению Беняминова Гриши Иосифовича к администрации МО г. Новороссийск об оспаривании неправомерного решения,

У С Т А Н О В И Л :

Беняминов Г.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными: результаты публичных слушаний о рассмотрении проекта планировки территории линейною объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийска»; постановление администрации МО г. Новороссийск №4511 от 14.11.2018 г. «Об утверждении документации по проекту планировки территории линейною объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийска»; постановление администрации МО г. Новороссийск №3964 от 16.08.2019 г. «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийска» утвержденный постановлением администрации МО г. Новороссийска от 14.11.2018 г. № 4511; постановление администрации МО г. Новороссийск <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№>, согласно проекту межевания территории «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийск»; возложить на администрацию МО г. Новороссийск обязанность опубликовать в газете «Официальный Новороссийск» решение суда или сообщение о его принятии.

В обоснование своих требований Беняминов Г.И. в иске указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер <№> площадью 1100 кв.м. по адресу: <адрес>. <ДД.ММ.ГГГГ> он получил Уведомление <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> об изъятии земельного участка и Постановление администрации МО г. Новороссийск <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№>, согласно проекту межевания территории «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г.Новороссийск». Согласно представленной документации планировки территории, разработанной для размещения линейного объекта - автодороги, предусмотрено строительство автомобильной дороги «Гора Великая муниципального образования г. Новороссийск» протяженностью 2 715 м. Проектируемая трасса относится к IV категории автомобильных дорог. Проект капитальной асфальтобетонной дороги предусматривает 2 полосы движения. Ширина проезжей части в соответствии проектом планировки территории 6.0 м; ширина (зелёной зоны) 1,0 - 2.0 м, ширина тротуара 1.0 м. Участок планируемого размещения линейного объекта расположен в населённого пункта села Цемдолина Приморского внутригородского муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края. Согласно проекту в ходе выполнения работ по строительству линейного объекта - автодороги часть земельных участков будут изыматься у собственников земельных участков для муниципальных нужд. Согласно проекту планируемая автодорога будет проходить на расстоянии от 6 до 11 м от существующей автодороги вдоль <адрес>. По данным сайта Администрации города Новороссийска дорога <адрес> является автомобильной дорогой общего пользования местного значения по муниципальному образованию города Новороссийска Краснодарского края. По <адрес> проложено асфальтобетонное покрытие протяжённостью 1400 м. Ширина проезжей части составляет 6,9 м. Общая площадь изымаемой земли составляет 5 232 кв. м. Администрация должна документально подтвердить отсутствие других вариантов возможного размещения предполагаемого к строительству объекта. Что сделано не было. В ходе подготовки проекта планировки не был учтён альтернативный вариант строительства линейного объекта - автодороги «Гора Великая муниципального образования г. Новороссийск» в части проектирования автодороги вдоль существующей автомобильной дороги общего пользования местного значения по муниципальному образованию города Новороссийска Краснодарского края. Он обратился к квалифицированным кадастровым инженерам для разработки альтернативного варианта размещения автомобильной дороги и более того экономической обоснованности изъятия земельных участков у граждан для достижения цели организации дорожной сети в данном районе. А именно, сохранив часть Проекта строительства автомобильной дороги «Гора Великая муниципального образования г. Новороссийск» проектируемую дорогу вдоль <адрес> соединить с существующей автодорогой общего пользования местного значения от съезда с автодороги «Подъезд к с. Абрау-Дюрсо» (внесённую в сведения ЕГРН с кадастровым номером <№>. являющимся единым землепользованием) до выезда между земельными участками с кадастровыми номерами <№> и <№> по части земельного участка с кадастровым номером <№>. Данный земельный участок сформирован с видом разрешённого использования - земли общего пользования и находится в собственности администрации муниципального образования г. Новороссийск. Площадь дополнительного строительства тогда составит 359 кв. м. Также одним из вариантов является расширение автомобильной дорого общего пользования местного значения, проходящей по <адрес>, добавив ещё одну полосу движения. Исходя из того, что согласно данным сайта администрации Новороссийска ширина автодороги по <адрес> ширина проезжей части составляет 6,9 м, то ширина предлагаемой дополнительной полосы будет равна 3,5 м. Также необходимо учесть при реконструкции дороги ширину обочины (зелёной зоны) - 1,0 - 2,0 м и тротуара - 1,0 м. Соответственно, от края проезжей части существующей автодорогой общего пользования местного значения необходимо учесть зону шириной 6,0 м. Приложение 2. Площадь дополнительного строительства автодороги с учётом реконструкции тогда составит 2 976 кв. м (включая съезд с существующей автодороги на проектируемую - 359 кв. м). При изменении проекта планировки движение по <адрес> не будет сквозным, заезд будет осуществляться по проектируемой дороге со стороны <адрес>. Предложенный вариант Изменения проекта не приведёт к изъятию части земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>. <№>, <№>, <№>, <№>. <№>, <№>. <№>, <№>. <№>, <№>, что значительно экономически выгоднее для муниципального образования г. Новороссийска. Основаниями для признания постановления администрации <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>» незаконным являются то, что постановление в части изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям ст.49 ЗК РФ, ст.ст. 279 – 281 ГК РФ, в также то, что имеются экономически обоснованные альтернативные варианты для проектирования автодороги.

В судебное заседание истец не явился, о причинах неявки суд не известил.

Представитель административного ответчика Аведжян М.Г. иск не признала, указав в своих возражениях на то, что оспариваемые истцом постановления приняты администрацией в рамках своих полномочий, а публичные слушания проведенный в установленном законом порядке.

Исследовав письменные доказательства, суд пришел к заключению, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В частности, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6 - 11, 13 и 14 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);

2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

На основании ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:

1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);

2) утвержденными проектами планировки территории.

В соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (п. 1). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п. 2).

Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 19.06.2018 N300 (ред. от 29.04.2020) утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании город Новороссийск.

Из представленных суду документов видно, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер <№> площадью 1100 кв.м. по адресу: <адрес>.

24.05.2017 г. администрацией МО г. Новороссийск принято постановление №4553 «О разработке документации по проекту планировки территории линейною объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийск».

4.07.2018 года администрацией МО г. Новороссийск принято постановление №2600 «О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории линейною объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийск».

Информационное сообщение о проведении публичных слушаний и текст постановления о проведении публичных слушаний опубликованы 4.07.2018 года в печатном издании газете «Официальный Новороссийск» №36, оповещение о проведении публичных слушаний размещено на официальном сайте администрации.

Ознакомление с материалами публичных слушаний и подача заявок на участие в публичных слушаниях принимались по адресу: <адрес>.

<ДД.ММ.ГГГГ> в 16-00 часов в здании администрации Приморского внутригородского района по адресу: <адрес>, проведено собрание участников публичных слушаний по материалам Проекта, зарегистрировано 14 участников.

Протокол публичных слушаний был надлежащим образом оформлен и подписан председателем Комиссии <ДД.ММ.ГГГГ>.

Согласно заключению по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории линейною объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийск публичные слушания считаются состоявшимися, приняты к сведению предложения и замечания участников публичных слушаний.

Протокол публичных слушаний и заключение размещены на официальном сайте администрации МО г. Новороссийск.

14.11.2018 г. администрацией МО г. Новороссийск постановлением №4511 утверждена документация по проекту планировки территории линейною объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийск.

16.08.2019 г. постановлением администрации МО г. Новороссийск №3964 в проект межевания территории линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийск» утвержденный постановлением администрации МО г. Новороссийска от 14.11.2018 г. №4511 внесены изменения.

<ДД.ММ.ГГГГ> администрацией МО г. Новороссийск принято постановление <№> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№>, согласно проекту межевания территории «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г.Новороссийск».

В тот же день в адрес истца направлено уведомление <№> об изъятии принадлежащего ему земельного участка.

Согласно планировки территории, разработанной для размещения линейного объекта - автодороги, предусмотрено строительство автомобильной дороги «Гора Великая муниципального образования г. Новороссийск» протяженностью 2 715 м. Проектируемая трасса относится к IV категории автомобильных дорог. Проект капитальной асфальтобетонной дороги предусматривает 2 полосы движения. Ширина проезжей части в соответствии проектом планировки территории 6.0 м; ширина (зелёной зоны) 1,0 - 2.0 м, ширина тротуара 1.0 м. Участок планируемого размещения линейного объекта расположен в населённого пункта села Цемдолина Приморского внутригородского муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края. Согласно проекту в ходе выполнения работ по строительству линейного объекта - автодороги часть земельных участков будут изыматься у собственников земельных участков для муниципальных нужд.

Судом не установлено нарушений порядка оповещения жителей муниципального образования о проведении публичных слушаний, порядок и срок направления оповещения о проведении публичных слушаний соблюдены.

Протокол публичных слушаний надлежащим образом оформлен и подписан председателем и членами Комиссии.

Протокол публичных слушаний и заключение были своевременно размещены на официальном сайте администрации.

Собрание участников публичных слушаний по материалам Проекта проведено в соответствии с законом.

Заключение по результатам публичных слушаний утверждено уполномоченным должностным лицом.

Права административного истца при проведении публичных слушаний не нарушены. При этом суд учитывает то, что публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых строительных работ.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения.

Постановление администрации МО г. Новороссийск №4511 от 14.11.2018 г. «Об утверждении документации по проекту планировки территории линейною объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийска», постановление администрации МО г. Новороссийск №3964 от 16.08.2019 г. «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийска» утвержденный постановлением администрации МО г. Новороссийска от 14.11.2018 г. № 4511, постановление администрации МО г. Новороссийск <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№>, согласно проекту межевания территории «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийск» изданы администрацией МО г. Новороссийск - приняты в рамках компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением порядка и оснований принятия, содержание постановлений соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Рассматривая довод административного истца о том, что при утверждении документации по планировке территории не рассмотрены иные варианты строительства автодороги, суд первой инстанции исходил из того, что при разработке оспариваемого проекта планировки территории выбор земельного участка для строительства автодороги признан наиболее оптимальным в связи с наличием условий местности и основных технических и транспортно-эксплуатационных параметров. Такой выбор не противоречит требованиям законодательства.

Рассмотрение предложенного административным истцом альтернативного варианта строительства дороги в обход принадлежащего ему земельного участка, не является предметом настоящего спора, поскольку по правилам административного судопроизводства суд в рамках нормоконтроля проверяет соответствие содержания оспариваемых нормативных правовых актов или их частей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180 и 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Беняминова Гриши Иосифовича к администрации МО г. Новороссийск о признании незаконными:

- результатов публичных слушаний о рассмотрении проекта планировки территории линейною объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийска»;

- постановления администрации МО г. Новороссийск №4511 от 14.11.2018 г. «Об утверждении документации по проекту планировки территории линейною объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийска»;

- постановления администрации МО г. Новороссийск №3964 от 16.08.2019 г. «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийска» утвержденный постановлением администрации МО г. Новороссийска от 14.11.2018 г. № 4511;

- постановления администрации МО г. Новороссийск <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№>, согласно проекту межевания территории «Строительство автомобильной дороги «Гора Великая» муниципального образования г. Новороссийск»;

и возложении обязанности опубликовать в газете «Официальный Новороссийск» решение суда или сообщение о его принятии отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья А.Н. Литвинов