ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-63/17 от 19.04.2017 5-ого гарнизонного военного суда (Территории за пределами РФ)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2017 г. г. Ереван

5 гарнизонный военный суд в составе председательствующего Шельдяева А.Р., при секретаре судебного заседания Григорьянц М.С., с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, рассмотрев административное дело № 2а-63/2017 по заявлению военнослужащего войсковой части полевая почта (далее – в/ч п.п.) <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий заведующего консульским отделом Посольства Российской Федерации в Республике Армения (далее – Консульский отдел), связанных с отказом внести в соответствующую базу данных сведения о принадлежности административного истца к гражданству Российской Федерации,

установил:

ФИО1, обратившись в суд с административным исковым заявлением, с учётом последующего уточнения своего требования, просит обязать заведующего Консульским отделом внести в соответствующую базу данных сведения об административном истце как о лице, приобретшем гражданство Российской Федерации на территории Республики Армения ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование своего требования указал в заявлении, с учетом последующего дополнения, что с апреля 1992 г. проходит военную службу по контракту в <адрес> (в/ч п.п. Минобороны России, дислоцированной <адрес>). 7 июня 1995 г., во время прохождения военной службы, ему выдали вкладыш к удостоверению личности (военнослужащего) о том, что он является гражданином Российской Федерации. В последующем компетентными органами ему неоднократно оформлялись паспорта (служебный, внутренний) как гражданину России. Однако 5 декабря 2014 г. отделом УФМС России по Ростовской области в г. Шахты при обращении за получением паспорта в связи с достижением 45-ти летнего возраста имевшийся у него паспорт гражданина России был изъят как незаконно выданный. На свое обращение в Консульский отдел с просьбой внести его в реестр граждан России получил ответ от 17 марта 2017 г. о том, что в электронной базе данных и архивной картотеке данного отдела сведения о приобретении им гражданства России отсутствуют. В результате, прослужив в Вооруженных Силах России более 26 лет в календарном исчислении, оказался лишенным прав и льгот гражданина Российской Федерации. Обратившись в паспортно-визовую службу Республики Армения за справкой об отсутствии гражданства Армении, получил ответ, что в соответствии с Законом Республики Армения является её гражданином по рождению. В связи с необходимостью соблюдения установленной процедуры получил паспорт гражданина Республики Армения и подал прошение о выходе из гражданства Республики Армения.

Административный истец и его представитель в судебном заседании поддержали заявленное требование с учетом его уточнения и пояснили, что ФИО1 воинскую присягу принимал в 1987 г. на верность СССР во время прохождения действительной срочной военной службы, а затем в 1992 г. – на верность России. После получения в 1995 г. вкладыша к удостоверению личности вплоть до декабря 2014 г. сомнений в его принадлежности к гражданству России ни у кого не возникало. Он исполнял обязанности и пользовался правами и льготами, предусмотренными для военнослужащих-граждан, в том числе неоднократно принимал участие в выборах в органы власти России, включая Президента России. На военной и иной государственной службе других государств (кроме службы в Советской армии) не состоял, к уголовной, административной, гражданской ответственности не привлекался, выдворению за пределы Российской Федерации не подвергался. Как до, так и после получения вышеуказанного вкладыша каких-либо действий, направленных на приобретение гражданства иного государства не совершал, в компетентные органы Республики Армения о принятии гражданства Российской Федерации не сообщал. Своей принадлежностью к гражданству России дорожит, в дальнейшем намерен переехать на постоянное жительство в Россию.

Административный ответчик в лице заведующего Консульским отделом в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия. Представил письменные возражения, в которых требования административного истца не признал, указав, что в электронной базе данных и документальном архиве Консульского отдела сведения о приобретении ФИО1 гражданства Российской Федерации отсутствуют. При этом Консульский отдел является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку каких-либо действий (бездействия), нарушающих права истца, не совершал.

Заслушав объяснения участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно вкладышу серии , выданному ДД.ММ.ГГГГ к удостоверению личности (военному билету) серии , выданному отделом кадров Группы российских войск в Закавказье в ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 <данные изъяты> является гражданином Российской Федерации на основании ст.13 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г.

Из показаний свидетелей ФИО3, подполковника юстиции запаса, в 1995 г. замещавшего должность помощника командира части по правовой работе в/ч п.п. , дислоцированной в г. Ереване, и ФИО4, <данные изъяты>, в 1995 г. исполнявшего обязанности старшего помощника начальника штаба по кадрам и строевой части в/ч п.п. , дислоцированной в г. Ереване, усматривается, что в указанное время в число их служебных обязанностей входили вопросы оформления гражданства России военнослужащим, проходившим военную службу по контракту в тех же воинских частях. Для решения этих вопросов был установлен следующий порядок. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, подавали по команде рапорта и заявления в Консульский отдел о своем желании получить гражданство Российской Федерации. Списки таких военнослужащих командованием воинских частей согласовывались с Консульским отделом, после чего кадровыми подразделениями этим военнослужащим выдавались вкладыши к удостоверениям личности (военным билетам). В последующем на основании указанных вкладышей военнослужащие документировались служебными и общегражданскими паспортами. В 1995 г. единственным консульским учреждением Российской Федерации на территории Республики Армения был консульский отдел Посольства Российской Федерации в Республике Армения, находившийся (и находящийся) в г. Ереване.

Согласно послужному списку, служебной карточке, удостоверениям к медалям и служебным характеристикам старшего прапорщика ФИО1 он проходил и проходит военную службу, в том числе по призыву, с 1987 по 1989 г., а затем – с 10 апреля по 12 сентября 1992 г. и с 29 марта 1993 г. по настоящее время. В последний из указанных периодов военную службу по контракту он непрерывно проходил в войсковых частях Минобороны России, дислоцированных в Грузии и в Армении, как гражданин России. За время военной службы характеризуется положительно, имеет множество поощрений и наград.

ФИО1 документирован паспортом гражданина России (внутренним) ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, служебными паспортами ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ МИД России, что подтверждается данными документами.

По сообщению начальника Информационного центра Полиции Республики Армения от 3 апреля 2017 г. № 549 сведений о судимости, розыске и привлечении к уголовной ответственности в отношении ФИО1 не имеется.

Руководитель 519 военного следственного отдела и заместитель военного прокурора 312 военной прокуратуры гарнизона в своих сообщениях указали, что компрометирующих материалов в отношении ФИО1 не имеется.

Справкой Паспортно-визового управления Полиции Республики Армения от 31 марта 2017 г. подтверждается, что 20 марта 2017 г. ФИО1 обратился с просьбой о выходе из гражданства Республики Армения. Дело о его выходе из гражданства Республики Армения находится в процессе обсуждения.

При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к следующим выводам.

ФИО1 обратился в Консульский отдел с заявлением от 2 марта 2017 г. с просьбой внести его в реестр граждан РФ, которые ранее, ДД.ММ.ГГГГ, приобрели гражданство РФ в <адрес>.

В письменном ответе на это заявление заведующего Консульским отделом от 17 марта 2017 г. указано, что сведения о приобретении им гражданства Российской Федерации в картотеках и архивах Посольства России в Армении отсутствуют.

В соответствии с ч.1 ст.28 и п. «в», «ж» ст.31 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, которые проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства.

В силу приведенных обстоятельств и законоположений утверждение заведующего Консульским отделом о том, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу, следует признать ошибочным, поскольку по смыслу его письменного ответа в удовлетворении заявления ФИО1 отказано, чем могут быть нарушены его права и законные интересы.

Подпунктом «д» п.45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, определено, что наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации.

Частью 1 ст.13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 06.02.1995 № 13-ФЗ), действовавшего во время выдачи ФИО1 указанного вкладыша в июне 1995 г., было установлено, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 17 июня 1993 г. № 5206/1-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» распространено действие ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств.

Согласно ст. 22 Федерального закона решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Следовательно, на дату выдачи (7 июня 1995 г.) ФИО1, проходившему службу в воинской части Минобороны России на территории Республики Армения, вкладыша к удостоверению личности военнослужащего он имел законные основания для признания его гражданином Российской Федерации. Факт использования им в связи с этим подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений в судебном порядке не установлен (сведений об этом суду не представлено).

Более того, ст.3 Федерального закона определяет понятие гражданства Российской Федерации как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

ФИО1 более 26 лет проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации как полноправный её гражданин. Судом установлено, что за этот продолжительный период он пользовался и пользуется правами и льготами, предусмотренными для граждан России, добросовестно исполняет обязанности военной службы и общегражданские обязанности, своей принадлежностью к гражданству России и службой в её Вооруженных Силах дорожит, дальнейшую жизнь связывает только с Россией. При таких обстоятельствах очевидно, что ФИО1 имеет устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, а значит, согласно ст.3 Федерального закона, фактически является её гражданином.

На изложенный вывод суда не влияет то обстоятельство, что ФИО1 признан гражданином Республики Армения.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Судом установлено, что в 1995 г. сведения о военнослужащих, проходивших военную службу по контракту (сверхсрочную службу) в воинских частях 102 военной базы Минобороны России, дислоцированной на территории Армении, изъявивших желание получить гражданство России, согласовывались с Консульским отделом.

Согласно пунктам «д», «е» ч.1 ст.36 действовавшего в то время Закона РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» в редакции от 6 февраля 1995 г., дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации; по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях.

Приведенные положения Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» согласуются по содержанию с вышеуказанными ч.1 ст.28 и п. «в», «ж» ст.31 ныне действующего Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Таким образом, заведующий Консульским отделом, отказав ФИО1 во внесении сведений о нем как о гражданине России в соответствующую базу данных, не выполнил требования Федерального закона, создал реальную угрозу нарушения его прав, в связи с чем данный отказ следует признать незаконным, а требование административного истца – обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

Заявление ФИО1 об оспаривании действий заведующего консульским отделом Посольства Российской Федерации в Республике Армения, связанных с отказом внести в соответствующую базу данных сведения о принадлежности ФИО1 к гражданству Российской Федерации, удовлетворить.

Признать действия заведующего консульским отделом Посольства Российской Федерации в Республике Армения, связанные с отказом внести в соответствующую базу данных сведения о принадлежности ФИО1 к гражданству Российской Федерации, незаконными.

Обязать заведующего консульским отделом Посольства Российской Федерации в Республике Армения внести в соответствующую базу данных сведения о ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ, как о лице, приобретшем гражданство Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд через 5 гарнизонный военный суд в течение месяца.

Председательствующий А.Р. Шельдяев