ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-63/19 от 29.01.2020 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-63/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.

при секретаре Сосуновой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области

«29» января 2020 года дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Афанасьевой Т.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области обратилась в Кинешемский городской суд с административным иском к Афанасьевой Т.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, пени.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области обратилась в суд с административным иском к Афанасьевой Т.Н. о взыскании

налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений:

за 2014 год - в размере 68 рублей,

за 2015 год - в размере 89 рублей,

за 2016 год - в размере 110 рублей,

пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц: за 2014 год за период со 02 октября 2015 года по 10 ноября 2015 года в размере 75 копеек, за 2015 год за период со 02 декабря 2017 года по 03 сентября 2018 года в размере 6 рублей 09 копеек, за 2016 год за период с 01 июля 2018 года по 03 сентября 2018 года в размере 1 рубль 73 копейки;

налога на доходы физических лиц за 2015 год в размере 339 рублей,

пени на задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2015 год за период с 16 июля 2016 года по 30 сентября 2018 года в размере 84 копейки,

а всего на общую сумму 615 рублей 41 копейка.

Административный иск обоснован следующим:

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ, Афанасьева Т.Н. является плательщиком налога на имущество физических лиц как лицо, обладающее правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 34 кв.м.

Согласно ст. 409 НК, срок уплаты налога на имущество физических лиц – не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С целью уплаты налога налогоплательщику, в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, было направлено налоговое уведомление, в котором была указана сумма налога, подлежащего уплате. Так как налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, ему, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, были начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки. В соответствии со ст.ст. 69,70 Налогового кодекса РФ, налогоплательщику были направлены требования об уплате налога и пени № 29937 от 10 ноября 2015 года, № 11869 от 04 сентября 2018. До настоящего времени указанные требования не исполнены.

Афанасьева Т.Н., в соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ, является плательщиком налога на доходы физических лиц. Данная обязанность возникла у нее в связи с тем, что в 2015 году она получила доход в сумме 2605 рублей 17 копеек.

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 228 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ, самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 Налогового кодекса РФ, обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. 21 марта 2016 года Афанасьева Т.Н. представила в МИФНС России № 5 по Ивановской области налоговую декларацию, самостоятельно исчислив сумму, подлежащую уплате в бюджет, в размере 339 рублей.

В срок, установленный п. 4 ст. 228 Налогового кодекса РФ – до 15 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом, Афанасьева Т.Н. налог на доходы физических лиц не заплатила.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ Афанасьевой Т.Н. были начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки. В соответствии со ст.ст. 69,70 Налогового кодекса РФ, налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени № 2801 от 22 июля 2016 года. До настоящего времени указанное требование не исполнено.

30 июля 2019 года МИФНС России № 5 по Ивановской области направила заявление о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика. Мировым судьей был вынесен судебный приказ, который 02 сентября 2019 года был отменен в связи с возражениями Афанасьевой Т.Н. относительно его исполнения.

Определением Кинешемского городского суда Ивановской области от 29 января 2020 года принят отказ МИФНС России № 5 по Ивановской области от административного иска в части взыскания:

налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 110 рублей,

пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 за период с 01 июля 2018 года по 03 сентября 2018 года в размере 1 рубль 73 копейки,

а всего на сумму 111 рублей 73 копейки; производство по делу в данной части прекращено.

Административный истец МИФНС России № 5 по Ивановской области, с учетом заявления об отказе от части административного иска, просит взыскать с административного ответчика Афанасьевой Т.Н.:

налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений:

за 2014 год - в сумме 68 рублей, за 2015 год - в сумме 89 рублей,

пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц: за 2014 год за период со 02 октября 2015 года по 10 ноября 2015 года в размере 75 копеек, за 2015 год за период со 02 декабря 2017 года по 03 сентября 2018 года в размере 6 рублей 09 копеек;

налог на доходы физических лиц за 2015 год в размере 339 рублей,

пени на задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2015 год за период с 16 июля 2016 года по 30 сентября 2018 года в размере 0 рублей 84 копейки,

всего на сумму 503 рубля 68 копеек.

Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области Комарова С.А. заявленные требования, с учетом отказа от части административного иска поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, суду дополнительно пояснила, что Афанасьева Т.Н. до декабря 2019 года с заявлением о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц не обращалась, документы, подтверждающие право на данную льготу, не предоставляла. В декабре 2019 года Афанасьева Т.Н. обратилась в налоговый орган, представила заявление установленной формы о предоставлении права на налоговую льготу, на основании данного заявления Афанасьевой Т.Н. был сделан перерасчет по налогу на имущество за 2016-2018 годы, в связи с чем административный истец отказался от административного иска в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год и пени, начисленной на данную задолженность. В остальной части административный иск поддерживает.

Административный ответчик Афанасьева Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения слушания дела была извещена правильно и своевременно, представила заявление о несогласии с иском, рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд, с согласия представителя административного истца Комаровой Т.Н., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Афанасьевой Т.Н.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные документы, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Судом установлено, что в собственности Афанасьевой Т.С. в течение налоговых периодов 2014, 2015 г.г. находилось недвижимое имущество – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 34 кв.м.

В течение налогового периода 2014 года порядок исчисления налога на имущества был установлен Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»; с 01 января 2015 года порядок начисления и уплаты налога на имущество физических лиц установлен главой 32 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», ст. 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», ст. 401 Налогового кодекса РФ, объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение, сооружение.

Следовательно, в связи с наличием в 2014 - 2015 г.г. в собственности Афанасьевой Т.Н. недвижимого имущества – жилого помещения, она, в указанные налоговые периоды, являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», ст. 406 Налогового кодекса РФ, ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Согласно ч.ч. 2,6 ст. 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», налог на имущество физических лиц (в том числе – на 2014 год) исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.

Ставки налога на имущество физических лиц на 2014 год установлены Решением Совета Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района от 29 октября 2010 года № 46 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Наволокского городского поселения» (в редакции Решения от 25 ноября 2013 года № 126(247) и составляют для строений, помещений и сооружения суммарной инвентаризационной стоимостью объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор до 300000 рублей – 0,1%.

Ставки налога на имущество физических лиц на 2015 год установлены Решением Совета Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района от 27 ноября 2014 года № 38(303) «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Наволокского городского поселения» и составляют для жилых домов и жилых помещений 0,1% их кадастровой стоимости.

Согласно представленным документам, инвентаризационная стоимость квартиры, находившейся в собственности Афанасьевой Т.Н. в течение налоговых периодов 2014 и 2015 г.г., составляет 68258 рублей, кадастровая стоимость – 420099,92 руб. (л.д. 6).

Расчет налога судом проверен, оснований для проведения перерасчета размера налога на имущество физических лиц за 2014, 2015 годы суд не усматривает.

Срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2014 год установлен ст. 409 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2015 года) - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее не позднее 01 октября 2015 года.

Срок уплаты транспортного налога за 2015 год для налогоплательщиков - физических лиц установлен ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального Закона от 02 декабря 2013 года № 334-ФЗ) – не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 01 декабря 2016 года.

Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

13 апреля 2015 года налоговым органом в адрес Афанасьевой Т.Н. направлено налоговое уведомление № 342648 от 21 марта 2015 года об уплате не позднее 01 октября 2015 года налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 68 рублей, и ею получено (л.д. 8,9).

10 октября 2017 года налоговым органом в адрес Афанасьевой Т.Н. направлено налоговое уведомление № 62693649 от 20 сентября 2017 года об уплате не позднее 01 декабря 2017 года налога на имущество физических лиц, за 2015 год в размере 89 рублей, за 2016 год – в размере 110 рублей (л.д. 13,14).

В установленный в налоговых уведомлениях срок Афанасьевой Т.Н. обязанность по уплате налога исполнена не была.

Суд не может принять во внимание копию представленного Афанасьевой Т.Н. уведомления № 4227049 о подтверждении права налогоплательщика на предоставление льготы от 23 ноября 2019 года (л.д. 51-52), согласно которому заявление и представленные Афанасьевой Т.Н. документы, подтверждающие ее право на налоговые льготы, рассмотрены, содержащаяся в них информация будет учтена налоговым органом при расчете налоговых обязательств в отношении объектов налогоплательщика.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 406 Налогового кодекса РФ, право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Согласно ч. 6 ст. 406 Налогового кодекса РФ, физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В соответствии с ч. 6 ст. 408 Налогового кодекса РФ, в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

Афанасьева Т.Н. обратилась в налоговый орган с заявлением о предоставлении ей льготы по налогу 22 ноября 2019 года, указав срок предоставления налоговой льготы – 12 апреля 2012 года, предоставив копии пенсионного удостоверения, выданного 11 февраля 2013 года, подтверждающего назначение ей пенсии с 12 апреля 2012 года (л.д. 70-73).

На основании поданного Афанасьевой Т.Н. заявления налоговым органом был произведен перерасчет начисленных налогоплательщику Афанасьевой Т.Н. сумм налога на имущество физических лиц за 2016, 2017 и 2018 годы; в связи с перерасчетом налога за 2016 год судом принят отказ административного истца от взыскания задолженности по налогу за 2016 год и пени на данную задолженность.

Административным ответчиком Афанасьевой Т.Н. не представлено доказательств, что ранее, но после поступления в ее собственность жилого помещения в селе Станко Кинешемского района, являющегося объектом налогообложения, она обращалась с заявлением о предоставлении ей льготы по налогу на имущество физических лиц, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для проведения перерасчета по налогу на имущество физических лиц (и, соответственно, пени на данную задолженность) за налоговые периоды, превышающие трехгодичный срок – за 2014 и 2015 годы.

Административным ответчиком Афанасьевой Т.Н. 21 марта 2016 года в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области была представлена декларация по налогу на доходы физических лиц за 2015 год по форме 3-НДФЛ, согласно которой Афанасьевой Т.Н. в 2015 году получила доход, с которого подлежит уплате налог на доходы физических лиц в размере 339 рублей (л.д. 22-28).

В соответствии с ч. 1 ст. 209 Налогового кодекса РФ, доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.

Порядок и особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и особенности определение установлены ст.ст. 210-228 Налогового кодекса РФ.

Согласно представленной Афанасьевой Т.Н. налоговой декларации, налог на доходы исчислен ею в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Согласно ч. 4 ст. 228 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, налог на доходы физических лиц за 2015 год, самостоятельно исчисленный Афанасьевой Т.Н. и отраженный ею в представленный в налоговый орган налоговой декларации, подлежал уплате в срок до 15 июля 2016 года.

В установленный налоговым законодательством срок Афанасьевой Т.Н. налог на доходы физических лиц не оплатила.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу п. 4,6 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса РФ, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Правила, установленные ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.

В связи с несвоевременной уплатой Афанасьевой Т.Н. обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 - 2015 годы и налога на доходы физических лиц за 2015 год налоговым органом в адрес Афанасьевой Т.Н. были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которыми одновременно были начислены пени на имеющуюся задолженность по налогу и установлен срок уплаты задолженности:

26 июля 2016 года - требование № 2801 об уплате налога и пени по состоянию на 22 июля 2016 года, которым Афанасьевой Т.Н. в срок до 12 сентября 2016 года предложено оплатить налог на доходы физических лиц в сумме 339 рублей, пени в сумме 84 копейки (л.д.18-21);

20 декабря 2016 года - требование № 29937 об уплате налога пени по состоянию на 10 ноября 2015 года, которым Афанасьевой Т.Н. в срок до 18 февраля 2016 года предложено уплатить налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 68 рублей, пени, в том числе на данную задолженность за период с 02 октября по 10 ноября 2015 года в сумме 75 копеек (л.д.10 -12);

25 сентября 2018 года - требование № 11869 об уплате налога и пени по состоянию на 04 сентября 2018 года, которым Афанасьевой Т.Н. предложено оплатить налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 89 рублей, за 2016 год – в размере 110 рублей, а также пени, в том числе – на задолженность по налогу за 2015 год за период с 02 декабря 2017 года по 03 сентября 2018 года в сумме 6 рублей 09 копеек (л.д.15 -17).

Расчет пеней судом проверен; оснований для уменьшения суммы начисленных пеней суд не усматривает. В срок, установленный в требовании, Афанасьева Т.Н. сумму задолженности по пени не оплатила.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Общая сумма всех предъявленных Афанасьевой Т.Н. требований, задолженность по которым заявлена ко взысканию в данном деле (в том числе задолженность по налогу на имущество за 2016 год, отказ налогового органа от взыскания которой принят судом), не превысила трех тысяч рублей.

Срок исполнения наиболее раннего требования об уплате налога сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, направленных в адрес Афанасьевой Т.Н. - требования № 2801 об уплате налога и пени по состоянию на 22 июля 2016 года – установлен до 12 сентября 2016 года, следовательно, срок, в течение которого налоговый орган имеет право на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, начисленной выше указанными требованиями об уплате налога и пени – до 12 сентября 2019 года.

При определении срока на обращении налогового органа в суд с иском о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014-2015 года суд учитывает следующее.

Срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год – 01 декабря 2016 года; в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год должно быть направлено налогоплательщику в срок до 01 ноября 2016 года; требование об уплате данного налога – не позднее трех месяцев после наступления срока его уплаты, то есть в срок до 01 марта 2017 года, оно должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени не указан в требовании; в случае направление налогового уведомления по почте заказанным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговым органом налоговое уведомление и требование об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год были направлены соответственно, 10 октября 2017 года и 25 сентября 2018 (с указанием на необходимость его уплаты, соответственно, в уведомлении об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год).

Пропуск налоговым органом сроков направления налогового уведомления и требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления сроков на взыскание налога и пени, установленного ст. 48 Налогового кодекса РФ. Следовательно, срок исполнения требования об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год следует исчислять не с момента истечения срока, установленного несвоевременно направленным требованием, а исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования, а также минимального срока на исполнение требования, установленного ст. 69 Налогового кодекса РФ. С учетом сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, срок исполнения требования об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год истекает 15 марта 2017 года.

Однако суд учитывает, что сумма задолженности Афанасьевой Т.Н. не превысила трех тысяч рублей и, следовательно, срок взыскания задолженности по налогам и пеням, установленной указанными выше требованиями об уплате налогов и пеней правильно определен налоговым органом - до 12 сентября 2019 года.

Суд признает правомерным начисление Афанасьевой Т.Н. пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 02 декабря 2017 года по 03 сентября 2018 года: пени не могут быть начислены ранее срока уплаты налога, указанного в налоговом уведомлении, и позднее срока, установленного требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа. В период, за который Афанасьевой Т.Н. были начислены пени на задолженность по налогу за 2015 год, данная задолженность оплачена не была.

В установленный налоговым законодательством шестимесячный срок на обращение в суд налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 5 Кинешемского судебного района в Ивановской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Афанасьевой Т.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 694 рубля 46 копеек; судебный приказ № 2а-1126/2019 был вынесен мировым судьей 07 августа 2019 года; определением мирового судьи судебного участка № 5 Кинешемского судебного района в Ивановской области 02 сентября 2019 года данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями Афанасьевой Т.Н. относительно его исполнения (л.д. 29).

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административное исковое заявление о взыскании с Афанасьевой Т.Н. налога на имущество физических лиц, пеней, налога на доходы физических лиц, пеней, подано в Кинешемский городской суд налоговым органом в установленный налоговым законодательством срок, в пределах сумм направленных налогоплательщику налоговых уведомлений и требований.

По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»).

Анализируя представленные документы, суд считает, что административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании с Афанасьевой Т.Н. налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, пени в общей сумме 503 рубля 68 копеек подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате налога и пени налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины. Сумма государственной пошлины, при удовлетворении административного иска, подлежит взысканию с административного ответчика Афанасьевой Т.Н. в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области удовлетворить.

Взыскать с Афанасьевой Т.Н. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области

налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений:

за 2014 год - в сумме 68 рублей, за 2015 год - в сумме 89 рублей,

пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц: за 2014 год за период со 02 октября 2015 года по 10 ноября 2015 года в размере 75 копеек, за 2015 год за период со 02 декабря 2017 года по 03 сентября 2018 года в размере 6 рублей 09 копеек;

налог на доходы физических лиц за 2015 год в размере 339 рублей,

пени на задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2015 год за период с 16 июля 2016 года по 30 сентября 2018 года в размере 0 рублей 84 копейки,

всего на сумму 503 рубля 68 копеек.

Взыскать с Афанасьевой Т.Н. в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Кинешма» государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.Ю.Никитина

Мотивированное решение составлено 12 февраля 2020 года.