Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 года с. Бабаюрт
Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джалаева З.М., при секретаре Чораевой Д.М., с участием представителя административного истца помощника прокурора Бабаюртовского района РД Таймазова Б.А., представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Бабаюртовского района РД в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Дом детского творчества» и администрации муниципального района «Бабаюртовский район» о признании незаконными бездействия МКУ ДО «Дом детского творчества» и администрации МР «Бабаюртовский район» и об обязании в месячный срок получить соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Бабаюртовского района РД в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Дом детского творчества» и администрации муниципального района «Бабаюртовский район» о признании незаконными бездействия МКУ ДО «Дом детского творчества» и администрации МР «Бабаюртовский район» и об обязании в месячный срок получить соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности.
В обоснование предъявленного требования административный истец указал на то, что в ходе проверки исполнения законодательства о лицензировании образовательной деятельности по исполнению приказа Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» установлено, что МКУ ДО «Дом детского творчества» Бабаюртовского района по настоящее время процедуру лицензирования не прошло и осуществляет образовательную деятельность без соответствующей лицензии. Отсутствие у образовательного учреждения лицензии на право осуществления образовательной деятельности, свидетельствует о несоответствии условий осуществления образовательного процесса в образовательном учреждении государственным и местным требованиям. Осуществление образовательной деятельности с нарушением лицензионных требований и условий не может гарантировать надлежащее образование детей, ставит под угрозу выполнение основных задач образовательного процесса, что нарушает права учащихся образовательного учреждения на получение качественного образования. В силу п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация-некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. На основании ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. В силу ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании РФ» установлено, что лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. Согласно п. 40 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Согласно пункту 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Также в соответствии с уставом МО «Бабаюртовский район» здания, сооружения общеобразовательных учреждений является муниципальной собственностью.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Бабаюртовского района Таймазов Б.А. поддержал исковые требования и просил суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика директор МКУ ДО «Дом детского творчества» ФИО4 суду пояснила, что административный иск признает, нарушения имеют место. В настоящее время все документы для лицензии сданы в Министерство образования и науки Республики Дагестан и приняты к рассмотрению. Просит дать трехмесячный срок для получения лицензии.
Представитель административного ответчика МР «Бабаюртовский район» будучи извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно п. 40 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании установлено, что МКУ ДО «Дом детского творчества» осуществляет свою образовательную деятельность без лицензии.
Эти обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании представленными административным истцом материалами дела и не оспариваются ответчиками.
Согласно Устава МО «Бабаюртовский район» здания, сооружения общеобразовательных учреждений являются муниципальной собственностью.
При изложенных обстоятельствах, суд считает доводы прокурора обоснованными, соответствующими требованиям законодательства.
Вместе с тем, административный ответчик директор МКУ ДО «Дом детского творчества» ФИО4 представила суду уведомления о принятии к рассмотрению Министерством образования и науки Республики Дагестан заявления и документов для получения лицензии и просит дать трехмесячный срок для оформления документов.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика МКУ ДО «Дом детского творчества» в силу ч.1 ст.114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд –
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Бабаюртовского района РД в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Дом детского творчества» и администрации муниципального района «Бабаюртовский район» о признании незаконными бездействия МКУ ДО «Дом детского творчества» и администрации МР «Бабаюртовский район» и об обязании в месячный срок получить соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности, удовлетворить полностью.
Признать незаконными бездействия муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» и администрации муниципального района «Бабаюртовский район».
Обязать муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» и администрацию муниципального района «Бабаюртовский район» получить соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с МКУ ДО «Дом детского творчества» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий З.М. Джалаев