ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-63/2021 от 12.05.2021 Овюрского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-63/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Овюрский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Седена А.Б., при секретаре Баазан Д.В.,

с участием законного представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации сельского поселения сумона Солчурский Овюрского кожууна Республики Тыва к судебному приставу-исполнителю Овюрского РОСП УФССП России по Республике Тыва ФИО2, УФССП по Республике Тыва об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация сельского поселения сумона Солчурский Овюрского кожууна Республики Тыва (далее – Администрация сумона) обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Овюрского РОСП УФССП России по Республике Тыва ФИО2, УФССП России по Республике Тыва об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование исковых требований указало, что Администрация сумона являлась должником по исполнительному производству о возложении обязанности разработать муниципальную программу в сфере обращения с отходами производства и потребления, установить на улицах с. Солчур урны для сбора мусора в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено 26 сентября 2020 года в рамках исполнительного производства, копия постановления вручена Администрации сумона 15 апреля 2021 года. Основанием к взысканию исполнительского сбора послужило то, что требования исполнительного документа были исполнены с опозданием. Исполнение требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок было невозможно в связи с отсутствием финансовых средств на приобретение урн, то есть по объективным, не зависящим от него причинам. Требования исполнительного документы были исполнены Администрацией сумона 21 ноября 2017 года. В настоящее время у должника не имеется денежных средств на уплату исполнительского сбора в размере 50 000 руб., поскольку местный бюджет является дефицитным. В случае уплаты Администрацией сумона исполнительского сбора, денежные средства перейдут из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным, поскольку данные средства могли быть направлены на фактическое исполнение судебного решения.

Таким образом, имеются объективные причины невозможности исполнить решение суда в установленный срок, имеются основания для освобождения Администрации сумона от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержал заявление по указанным в нем основаниям, ссылаясь на то, что какими-либо денежными средствами Администрация сумона не располагает, доходы составляют местные налоги, неисполнение решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок не связано с виновным противоправным бездействием Администрации сумона, следовательно нет оснований для взыскания исполнительного сбора.

Ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Другие лица – взыскатель, УФССП по Республике Тыва, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, изучив иск и материалы дела, а также представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (ч. 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55) Конституции РФ).

В силу положений ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 75 Постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Решением Овюрского районного суда Республики Тыва от 20 октября 2015 года суд удовлетворил исковые требования прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сумона об обязании устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления. На Администрацию сумона возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления путем разработки муниципальной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления, установления на улицах с. Солчур урны для сбора мусора в соответствии с п. 4.1 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Судебное решение вступило в законную силу 21 ноября 2015 года.

Из материалов дела следует и установлено судом, что во исполнение указанного выше решения суда 15 января 2016 года судебным приставом-исполнителем Овюрского РОСП возбуждено исполнительное производство № 9170/16/17017-ИП.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.

Администрацией сумона указанное постановление получено 25 января 2016 года.

Исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, как и не было исполнено в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу судебного решения, в срок до 21 декабря 2015 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 10 октября 2017 года вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. Основанием для взыскания исполнительского сбора послужило то, что требование исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не исполнено. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, не представлено.

Исполнительное производство № 9170/16/17017-ИП окончено 24 сентября 2020 года.

26 сентября 2020 года возбуждено исполнительное производство № 5201/20/17017-ИП о взыскании с Администрации сумона исполнительского сбора по не исполненному постановлению от 10 октября 2017 года о взыскании исполнительского сбора.

Из сводной бюджетной росписи на 2019 финансовый год и на плановый период 2020-2021 годов видно, что бюджет сельского поселения сумон Солчурский Овюрского кожууна состоит из дотаций, субсидий а также местных налогов.

При установленных судом обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что фактическая возможность устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления путем разработки муниципальной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления, установления на улицах с. Солчур урны для сбора мусора в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у Администрации сумона отсутствовала, поскольку Администрация сумона реализует полномочия за счет средств местного бюджета, приобрести урны самостоятельно возможности не имела.

Таким образом суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом того, что суд в рамках рассматриваемых требований устанавливает наличие или отсутствие вины должника по неисполнению требований исполнительного документа, возможности и реальности его исполнения именно в 5-дневный срок со дня получения им постановления о возбуждении исполнительного производства, суд не входит в оценку не входящих в указанный период времени обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации сельского поселения сумона Солчурский Овюрского кожууна Республики Тыва к судебному приставу-исполнителю Овюрского РОСП УФССП по Республике Тыва ФИО2, УФССП по Республике Тыва об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию сельского поселения сумона Солчурский Овюрского кожууна Республики Тыва от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № 5201/20/17017-ИП от 26 сентября 2020 года (№ 9170/16/17017-ИП от 15 января 2016 года).

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Овюрский районный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий А.Б. Седен