Дело № 2а-6409/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 ноября 2018 года | город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Яковлевой П.П.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к ФИО1 о взыскании пени,
установил:
ИФНС России по г. Архангельску обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 665 руб. 11 коп. за период с 16.11.2013 по 18.12.2016.
В обоснование требований указано, что в связи с наличием в собственности ответчика транспортного средства он является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом произведен расчет налогов за 2012, 2013, 2015 годы, ответчику направлено налоговое уведомление. Налог ответчиком не уплачен, в связи с чем налоговым органом произведено начисление пени. Направленные в адрес ответчика требования об уплате пени до настоящего времени не исполнены.
Административный истец просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, требования уточнил, просит взыскать пени по транспортному налогу в сумме 59 руб. 90 коп. за период с 19.11.2014 по 18.12.2016.
Административный ответчик в суд не явился, представил свои возражения, ссылается на пропуск налоговым органом срока исковой давности для взыскания пени по налогу за 2012, 2013, 2015 годы.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, обозрев дело № 2а-5720/2017, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени (п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом установлено, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в собственности транспортного средства.
В адрес налогоплательщика налоговым органом направлены уведомления об уплате налогов за 2012-2015 годы.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога налоговым органом в адрес ответчика направлены требования:
- от 28.10.2014 № об уплате пени в сумме 581 руб. 33 коп., срок исполнения требования - 20.11.2014;
- от 18.11.2014 № об уплате налога в сумме 5 242 руб., пени в сумме 77 руб. 63 коп., срок исполнения требования - 30.12.2014;
- от 12.11.2015 № об уплате пени в сумме 212 руб. 76 коп., срок исполнения требования - 25.01.2016;
- 19.12.2016 № об уплате налога в сумме 2 700 руб., пени в сумме 15 руб. 30 коп., срок исполнения требования - 13.02.2017.
Пени начислены на недоимку по транспортному налогу за 2012-2013 годы, по требованию от 19.12.2016 - на недоимку за 2015 год (остаток пени - 3 руб. 60 коп.), что подтверждается расчетами и заявлениями истца.
Указанные требования направлены в адрес налогоплательщика по месту его жительства, недоимка по налогу погашена с нарушением сроков, отдельными платежами 15.12.2014, 31.01.2015, 21.06.2015 не в полном объеме.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению. Включение в требование недоимки по пени, сроки на принудительное взыскание которых истекли, не соответствует закону.
Срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, на дату обращения к мировому судье первоначально с заявлением о выдаче судебного приказа не истек. Заявление о выдаче судебного приказа поступило мировому судье 07.12.2017.
С учетом произведенных налогоплательщиком оплат недоимка не превысила 3 000 руб., срок исполнения самого раннего требования - 20.11.2014, срок для обращения в суд - 20.05.2018.
Выданный 11.12.2017 судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г. Архангельска от 10.01.2018 по заявлению должника.
Настоящее исковое заявление первоначально поступило в суд 07.06.2018.
Таким образом, срок для взыскания пени не истек.
Доводы административного ответчика об обратном сводятся к неверному толкованию норм права.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание положения вступившего в законную силу Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 12 которого установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Из расчетов, представленных в суд, следует, что основная сумма пени начислена на недоимку по транспортному налогу за 2012-2013 годы.
При указанных обстоятельствах оснований для взыскания пени, начисленных на указанную недоимку по налогу, у суда не имеется.
При этом не имеют значения доводы налогового органа о том, что недоимка, на которую начислены пени, по состоянию на 01.01.2015 отсутствовала в связи с ее погашением налогоплательщиком ранее.
Факт отсутствия по состоянию на 01.01.2015 недоимки по налогу, подлежащей списанию (в связи с ее погашением должником ранее), не свидетельствует о том, что пени на недоимку по налогу за 2012-2013 годы подлежат взысканию с налогоплательщика.
Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Из представленных расчетов налогового органа следует, что недоимка по транспортному налогу за 2015 год составила 2 700 руб. В требовании от 19.12.2016 № налогоплательщику предложено уплатить пени в сумме 15 руб. 30 коп. за период с 02.12.2016 по 18.12.2016.
Согласно пояснениям налогового органа от 24.07.2018, 20.11.2018 остаток пени по указанному требованию составляет 3 руб. 60 коп.
Указанная задолженность подлежит взысканию с административного ответчика.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, требование налогового органа о взыскании с ответчика пени по налогу подлежит удовлетворению частично, с ФИО1 подлежат взысканию пени по транспортному налогу за 2015 год в сумме 3 руб. 60 коп.
В остальной части требования заявлены необоснованно.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к ФИО1 о взыскании пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015 год, в сумме 3 руб. 60 коп. за период с 02.12.2016 по 18.12.2016.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2018 года
Председательствующий А.В. Калашникова