Дело № 2а-640/2018
Решение
Именем Российской Федерации
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Матей Ю.В.,
при секретаре Алексеевой Л.В.
с участием представителя административного истца помощника прокурора Солецкого района Новгородской области Баринова И.М
представителя административного ответчика администрации Солецкого муниципального района Новгородской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании произвести работы по очистке канав от травы и кустарника с устройством уклонов водоотводных канав по ул.Маяковского в г.Сольцы,
установил:
Прокурор Солецкого района обратился в суд с вышеуказанным заявлением к административному ответчику. В обоснование указал, что прокуратурой Солецкого района 20 августа 2018 года проведена проверка соблюдения администрацией Солецкого муниципального района требований законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что 31 июля 2017 года в администрации Солецкого муниципального района зарегистрировано заявление П.Л.З. по вопросу подтопления и отвода сточных вод с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам рассмотрения указанного заявления 11 августа 2017 года заявительнице направлен ответ, согласно которому причиной затопления земельного участка является недостаточное движение воды по дренажной канаве из-за зарастания канавы и затопления водоотводных труб землей; провести работы по очистке канав не представляется возможным по причине отсутствия денежных средств. Согласно акту обследования канав вдоль автомобильной дороги общего пользования местного значения ул.Маяковского в г.Сольцы от 29 сентября 2017 года находится в удовлетворительном состоянии, водоотвод обеспечен. Ввиду дождливого летнего периода канавы переполнены водой, наблюдается застой воды в канавах, для улучшения водотока требуется очистка канав от травы, кустарника, с устройством уклонов водоотводных канав, что подтверждается информацией администрации Солецкого муниципального района от 17 декабря 2017 года. Однако при наличии информации о ненадлежащем функционировании водоотводных канав на ул.Маяковского в г.Сольцы административным ответчиком не приняты меры по устранению данных нарушений. С целью устранения выявленных нарушений 26 декабря 2017 года в адрес главы Солецкого муниципального района внесено представление, которое 16 февраля 2018 года рассмотрено и удовлетворено. Согласно ответа администрации Солецкого муниципального района 16 февраля 2018 года заключен муниципальный контракт № на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Солецкого городского поселения на 2018 - 1 квартал 2019 года, в рамках которого в весенний период 2018 года будет произведена очистка канав. Вместе с тем, выявленные нарушения не устранены до настоящего времени, что привело к повторному обращению П.Л.З. в прокуратуру Солецкого района. Ненадлежащая организация содержания администрацией Солецкого муниципального района водоотводных канав и несвоевременное принятие мер по их содержанию приводит к разрушению автомобильной дороги общего пользования по ул.Маяковского в г.Сольцы и невозможности использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> его пользователям, ухудшает и наносит врем имуществу, находящемуся на указанном земельном участке. Просит обязать административного ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по очистке канав, расположенных по ул.Маяковского в г.Сольцы от травы и кустарника, с устройством водоотводных канав.
В судебном заседании административный истец прокурор Баринов И.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Солецкого муниципального района Новгородской области ФИО1 исковые требования не признал, пояснив, что в настоящее время администрацией приняты все разумные меры по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Солецкого городского хозяйства с соблюдением этапов бюджетного процесса и наличия бюджетных средств. В связи с этим заключен муниципальный контракт от 16 февраля 2018 года № на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Солецкого городского поселения на 2018 - 1 квартал 2019 года. Работы по муниципальному контракту осуществляет ООО «Коммунальщик». До настоящего времени муниципальный контракт не выполнен, администрацией ведется претензионная работа по нарушению условий муниципального контракта. Кроме того административный истец при явной неопределенности и неправомерности требований заведомо ставит ответчика в условия неисполнения решения суда. В случае расторжения муниципального контракта, а это возможно, администрации необходимо будет время для объявления конкурса, что может привести к длительному не исполнению решения суда. Поэтому считает, что в случае удовлетворения требований истца необходимо установить срок для выполнения требований до 01 июля 2019 года.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя административного истца, административного ответчика, свидетеля, суд пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, автомобильная дорога, расположенная по ул.Маяковского в г.Сольцы, принадлежит администрации Солецкого муниципального района Новгородской области.
Согласно информации администрации Солецкого муниципального района Новгородской области от 14 декабря 2017 года, в целях подготовки ответов по обращениям граждан по вопросам функционирования водоотводных канав в 2017 году проведены обследования канав по ул.Маяковского и ул.Лермонтова, согласно которым для проведения работ по содержанию и обслуживанию водоотводных канав вдоль автомобильных дорог не представляется возможным в виду отсутствия денежных средств в бюджете Солецкого городского поселения на 2017г. и 2018г., для восстановления надлежащего функционирования системы водоотводных канав на ул.Маяковского необходима очистка канав от травы, кустарника, заиливания с устройством уклонов водоотводных канав.
Двадцать шестого декабря 2017 года прокурором Солецкого района направлено представление главе Солецкого муниципального района К.А.Я.. с требованием принять конкретные меры по устранению нарушений законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Согласно ответу администрации Солецкого муниципального района от 21 февраля 2018 года (л.д.18-20), представление прокурора Солецкого района рассмотрено 16 февраля 2018 года, по вопросу подтопления земельного участка у дома <адрес> проведено обследование водоотводных канав. Выявлено, что из-за обильных проливных дождей произошло затоплений всех канав по ул.Маяковского как частного жилого сектора, так и многоквартирных домов. Ввиду отсутствия проведения работ по содержанию системы водоотводных канав по ул.Маяковского водоотводные канавы заилены и заросли кустарником, деревьями. Для восстановления водотока требуется очистка и углубление канав с выкорчевкой деревьев и кустарника. Придорожная канава находится в удовлетворительном состоянии.
Администрацией Солецкого муниципального района заключен муниципальный контракт № на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Солецкого городского поселения на 2018 - 1 квартал 2019 года, в рамках которого в весенний период 2018 года будет произведена очистка канав.
Как следует из сообщения первого заместителя главы администрации Солецкого муниципального района А.П.П. генеральному директору ООО «Коммунальщик» А.В.С.-В. от 03 августа 2018 года №, администрация неоднократно ходатайствовала перед ООО «Коммунальщик» восстановить профиль водоотводных канав ул.Маяковского в г.Сольцы в рамках заключенного контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Солецкого городского поселения на 2018 год - 1 квартал 2019 года.
Согласно заявлению П.Л.З. от 09 июля 2018 года, направленное в адрес прокуратуры (л.д.22) очистка канав от травы и кустарников по ул.Маяковского в г.Сольцы не проведена, водоотводная труба под автомобильной дорогой также не чистилась, что привело к деформации асфальтового покрытия и его частичному разрушению.
Согласно акту проверки состояния канав на ул.Маяковского г.Сольцы и фототаблице от 20 августа 2018 года, проведенной прокурором Солецкого района (л.д.23-26), очистка канав от травы и кустарника не произведена, профиль водоотводных канав на ул.Маяковского г.Сольцы не восстановлен. Ненадлежащая организация содержания администрацией Солецкого муниципального района водоотводных канав и несвоевременное принятие мер по их содержанию приводит к разрушению автомобильной дороги общего пользования и невозможности использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> его пользователям, ухудшает и наносит вред имуществу, находящему на указанном земельном участке.
Свидетель Д.Е.В. в судебном заседании показала, что является главным специалистом жилищно-коммунального хозяйства дорожного строительства и транспорта администрации Солецкого муниципального района, ею было проведено обследование состояния системы водоотводных канав по ул. Маяковского. В конце 2017 года действительно из-за обильных проливных дождей было подтопление земельного участка у дома <адрес> и других участков. В результате обследования было установлено, что канавы заросли кустарником и травой, а также требуют устройство уклонов водоотводных канав. Администрацией Солецкого муниципального района заключен муниципальный контракт № на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Солецкого городского поселения на 2018 - 1 квартал 2019 года, в рамках которого в настоящее время произведена вырубка кустарников. Администрация неоднократно направляла в ООО «Коммунальщик» требования провести работы по восстановлению профиля водоотводных канав <адрес> в рамках заключенного контракта, однако, данные работы пока не выполнены. 11 сентября 2018 года в адрес ООО «Коммунальщик» направлена претензия.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пунктом 6 ст. 3 Закона предусмотрено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление деятельности в отоншении автомобильных дорог.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (ч. 3 ст. 17 Закона).
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012года № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
Согласно разделу 6 Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода входят: поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах; планировка откосов насыпей и выемок, исправление повреждений с добавлением грунта и укрепление засевом трав; поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов).
В соответствии с пунктами 3.46, 3.73 СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, утвержденными приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 266, водоотвод дорожный - совокупность всех устройств, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих переувлажнение земляного полотна; поверхностный водоотвод: устройства, предназначенные для отвода воды с поверхности дороги; дренажные устройства, служащие для отвода воды с поверхности земляного полотна.
Пунктом 1 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», утвержденного Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - ГОСТ 33220-2015), установлены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования для обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п.5.1.1 ГОСТ 33220-2015 проезжая часть дорог, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов.
Пункт 5.4.1 ГОСТ 33220-2015 устанавливает, что для обеспечения видимости не допускается устройство земляных и снежных валов, посадка деревьев и кустарников, установка рекламы и других сооружений.
На основании установленных в судебном заседании обстоятельств и приведенных выше норм законодательства, суд считает, что администрацией Солецкого муниципального района, возложенные на нее действующим законодательством работы по организации ремонта и содержания автомобильной дороги местного значения, расположенной по ул.Маяковского в г.Сольцы не соответствует требованиям ГОСТ 33220-2015, в результате чего выявленные нарушения по содержанию водоотводных канав и несвоевременное принятие мер по их содержанию приводят к разрушению автомобильной дороги общего пользования по ул.Маяковского в г.Сольцы и невозможности использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> его пользователям, ухудшают и наносят врем имуществу, находящемуся на указанном земельном участке.
При указанных обстоятельствах, административные исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Солецкого района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Таким образом, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию административного истца, финансовые возможности административного ответчика, иные обстоятельства, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства - произвести работы по очистке канав, расположенных по ул.Маяковского в г.Сольцы от травы и кустарника, с устройством водоотводных канав в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Доводы представителя административного ответчика, не согласившегося с иском прокурора, о неисполнимости судебного акта в случае удовлетворения административного иска, ввиду неопределенности и неправомерности заявленных прокурором требований, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в силу ст. 46 КАС РФ вопрос о формулировании административных исковых требований является прерогативой заявителя - административного истца и не может быть произвольно изменен судом.
Таким образом, доводы о неисполнимости судебного решения заявлены безосновательно (преждевременно), допустимыми доказательствами не подтверждены и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, указание представителя ответчика на неисполнимость решения суда носит предположительный характер. К исполнению решения ответчик не приступал, потому преждевременно полагать о невозможности исполнения решения суда. К тому же административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 189 КАС РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения, если в установленный в нем срок по объективным и являющимся уважительными причинам оно не будет ими исполнено.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи, с чем государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании произвести работы по очистке канав от травы и кустарника с устройством уклонов водоотводных канав по ул.Маяковского в г.Сольцы - удовлетворить.
Обязать администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области произвести работы по очистке канав от травы и кустарника с устройством уклонов водоотводных канав по ул.Маяковского в г.Сольцы в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.В. Матей
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2018 года
Председательствующий Ю.В. Матей