Дело № 2а- 640/2019 25 RS 0024-01-2019-000778-87 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 августа 2019года <адрес> Партизанский районный суд <адрес> В составе: председательствующего судьи Вахрушевой О.А. при секретаре Андриенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Чепкова И. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании бездействия организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, У С Т А Н О В И Л : Административный истец Чепков И.А. обратился в суд с настоящим иском, в котором просил признать незаконными бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, выразившееся в невнесении в ГКН ( ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе в исправлении технической ошибки сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, возложить обязанность на ответчика указать в ЕГРН дату внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка- ДД.ММ.ГГГГ, предоставить Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес> сведения о применении с ДД.ММ.ГГГГ о дате внесения сведений о кадастровой стоимости в отношении земельного участка №. В обосновании исковых требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> право собственности истца на земельный участок зарегистрировано, запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Департамента земельных и имущественных отношений <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов <адрес>» кадастровая стоимость указанного земельного участка изменена, утверждена новая стоимость в размере <данные изъяты>. Датой определения кадастровой стоимости является ДД.ММ.ГГГГ, дата акта об утверждении кадастровой стоимости- ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения кадастровой стоимости- ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в результате бездействия ответчика сведения о новой кадастровой стоимости вынесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Действующее законодательство не содержит специальных норм, уточняющих дату внесения кадастровой стоимости, в связи с чем, дата внесения кадастровой стоимости может быть произвольной, по усмотрению специалистов органов Росреестра. Такое положение противоречит закрепленному в п.1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» принципу непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, обеспечивающий их актуальность и достоверность, а также нарушает права налогоплательщика Чепкова И.А., т.к. именно с даты внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости, указанные сведения применяются для определения налоговой базы для уплаты земельного налога. Несвоевременное внесение сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка повлекло искажение сведений, выразившееся в том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости содержались сведения кадастровой стоимости, утратившей свою юридическую силу. Данная кадастровая стоимость явилась базой для начисления налога за ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ произошло принудительное списание денежных средств со счета в рамках исполнительного производства № по взысканию недоимки по земельному налогу. Административный истец обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> об исправлении технической ошибки в дате внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, однако, его заявление отклонено решением № от ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание административный истец не явился, направив своего представителя по доверенности Соколова В.В., который на удовлетворении исковых требований настаивал, сославшись на доводы изложенные выше. Дополнил следующим, изменение кадастровой стоимости земельного участка улучшает положение налогоплательщика, в связи с чем подлежит применению новая кадастровая стоимость земельного участка. Сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка внесены с ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, для определения налоговой базы по уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ применена кадастровая стоимость в размере <данные изъяты> что нарушает права Чепкова И.А. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайство в адрес суда не поступало. Представитель заинтересованного лица- МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился. Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, находит доводы истца обоснованными, требования подлежащими удовлетворению. Материалами дела подтверждено. Чепков И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в <данные изъяты> от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория- земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство жилого дома, площадь участка <данные изъяты> Право собственности Чепкова И.А. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, запись о регистрации №. Согласно сведений кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость определена в размере <данные изъяты> Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере <данные изъяты>., указанная кадастровая стоимость утвержденаДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, сведения о кадастровой стоимости внесены ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Чепков И.А. обратился с заявлением в МИФНС России № по <адрес> по вопросу налогообложения в отношении земельного участка, из ответа МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены изменения на основании постановления Департамента земельных и имущественных отношений <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении результатов определения стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов <адрес>», С учетом позиции Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные постановлением № применяются при исчислении земельного налога с ДД.ММ.ГГГГ. Из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что заявление Чепкова И.А. об исправлении технической ошибки отклонено в виду отсутствия оснований. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387). Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункты 1 и 3 статьи 391); налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393). В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2). В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), а также исходя из разъяснений, содержащихся в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" сведения о кадастровой стоимости используются с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (с ДД.ММ.ГГГГ - Единый государственный реестр недвижимости) за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности. Проведение государственной кадастровой оценки и утверждение результатов определения кадастровой стоимости к таким исключениям не относится ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ). Положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в Налоговом кодексе Российской Федерации определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Иное приводило бы к нарушению прав налогоплательщиков, закрепленных в Конституции Российской Федерации, ее статьях 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" ). Статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах могут иметь обратную силу только в случае, если они улучшают положение налогоплательщиков и прямо предусматривают это. В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, предусматривающие уменьшение кадастровой стоимости в отношении отдельных земельных участков, могут иметь обратную силу и применяться при исчислении земельного налога в отношении таких земельных участков (Письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 03-05-04-02/16001). В случае увеличения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте сведения о такой кадастровой стоимости не учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах. В случае уменьшения кадастровой стоимости объекта вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте новая кадастровая стоимость может учитываться при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта РФ (письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 03-05-05-02/49333). В случае уменьшения кадастровой стоимости земельного участка в связи с исправлением ошибок организацией производится уточнение соответствующих налоговых обязательств по земельному налогу и, следовательно, ранее начисленные пени и штрафы подлежат перерасчету исходя из уточненной суммы земельного налога (письме Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 03-02-08/2). В соответствии с ч.1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка. В соответствии с ч.1.1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". При изменении кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода налоговая база по земельному налогу определяется в порядке, установленном п. 1.1 ст. 391 НК РФ. В общем случае изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 1.1 ст. 391 НК РФ). Исключением из общего правила являются следующие случаи изменения кадастровой стоимости: вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка. Такое изменение учитывается со дня, когда в ЕГРН внесены сведения, на основании которых определена кадастровая стоимость (п. 1.1 ст. 391 НК РФ). Налог (авансовый платеж) следует исчислять с учетом коэффициента, который определяется в порядке, аналогичном установленному п. 7 ст. 396 НК РФ (п. 7.1 ст. 396 НК РФ); вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, а также в случае когда кадастровая стоимость уменьшилась в связи с тем, что были исправлены ошибки, допущенные при ее определении, или с тем, что ее пересмотрели по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо по решению суда, в случае когда при ее определении использовались недостоверности сведений. Данные изменения, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ); на основании установления рыночной стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Сведения об установленной таким образом кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 1.1 ст. 391 НК РФ). Согласно постановлению Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П постановление вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ (п.4 постановления). В соответствии с п. 3.4 направить течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) копию настоящего постановления, один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа. Постановление опубликовано в СМИ "Приморская газета", спецвыпуск, N 146(1164), ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая вышеизложенное суд считает, что доводы Чепкова И.А. о бездействия со стороны органа Росреестра в части внесения сведений о измененной кадастровой стоимости земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд считает обоснованными. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости кадастровая палата осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости (ч. 2 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности). Учитывая вышеизложенное решение об отклонении заявления Чепкова И.А. об исправлении технической ошибки суд считает не законным. На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд, Р Е Ш И Л : Административное исковое заявление Чепкова И. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании бездействия, решении я незаконным, возложении обязанности, - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, выразившееся в невнесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Департамента земельных и имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ№ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому карюю об отказе в исправлении технической ошибки сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. и предоставить соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № по <адрес>. Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в <адрес>вой суд, через Партизанский районный суд со дня составления мотивированного решения. Судья Вахрушева О.А. |